Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:53, контрольная работа
Раскрывает основные направления развития государства и права в средневековой Японии
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Этапы и периоды развития средневековой Японии..……………………….5
1.1. Первый период формирования средневековой Японии…………5
1.2. Второй период формирования средневековой Японии………….9
2. Основные черты права средневековой Японии.……………………………11
2.1. Источники права средневековой Японии………………………...11
2.2. Судебный процесс …………………………………………………16
2.3. Уголовное право…………………………………………………....18
2.4. Регулирование имущественных отношений. Семейное право….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...30
Министерство образования Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Реферат
по курсу: «История государства и права зарубежных стран»
Тема: «Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии»
Выполнил: студент группы
Челябинск
2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Этапы и периоды развития средневековой Японии..……………………….5
1.1. Первый период формирования средневековой Японии…………5
1.2. Второй период формирования средневековой Японии………….9
2. Основные черты права средневековой Японии.……………………………11
2.1. Источники права средневековой Японии………………………...11
2.2. Судебный процесс …………………………………………………16
2.3. Уголовное право…………………………………………………....18
2.4. Регулирование имущественных отношений. Семейное право….22
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение.
История государства и права зарубежных стран как наука, ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права, при этом существуют два вида исторических исследований которые и определяют эти исторические закономерности, а именно:
- диахронные (историко-генетические);
- компаративные (сравнительно-исторические).
Оба вида исследований не могут быть полностью разделены и противопоставлены, т.к исследуется такое сложное явление, как развитие государства и права. Однако по отношению к Японии наблюдается превалирование историко-генетического подхода, и практически отсутствуют сравнительно-исторические исследования. Это объясняется несколькими факторами:
- существование глубинных различий развития между Японией и материком, хотя по чисто внешним проявлениям Япония ничем не отличалась от других стран Востока и на ранних этапах развивалась как все восточноазиатские страны;
- на более поздних этапах средневековья (Х-ХIV вв.) Япония стала уходить с восточноазиатской модели развития на европейскую модель. Однако пока четко не сформулированы причины смены Японией пути развития и хронология этого явления. Так, по формам эксплуатации развитой феодализм датируется с конца ХIV в., а по развитию городского хозяйства и товарно-денежных отношений с X-XII вв. Таким образом, феномен японской средневековой истории пока не осмыслен достаточно глубоко даже на путях историко-генетического подхода, что делает затруднительным изучение японского средневековья в сравнительно-историческом разрезе;
- недостаточное понимание японского средневековья, которое объясняется вполне конкретными причинами. Среди них следует выделить «социальный заказ» историкам-японоведам: революционные перемены в послевоенной Японии, выдвинувшие ее на передовые экономические позиции в современном мире, потребовали осмысления именно современной японской истории. Эти же перемены резко ослабили влияние традиционных факторов на современное развитие Японии и практическую значимость их изучения. Это привело к перераспределению научных сил в японоведении в ущерб чисто исторической проблематике и к резкому размежеванию изучения истории и современности: в Японии, в отличие от большинства восточных стран, мало точек соприкосновения между историей и современностью.
Комплекс вышеуказанных факторов способствовал консервации выработанных прежде теоретических представлений и определений относительно японского средневековья. Сравнительно-исторический подход в исследованиях современной Японии и историко-генетический подход к ее средневековой истории сосуществуют изолированно без особого для себя ущерба, т. к. средневековое наследие в виде «азиатской исторической традиции» не влияет сколько-нибудь заметно на современное развитие страны.
1. Этапы и периоды государственного развития средневековой Японии.
Развитие средневековой Японии можно разделить на следующие этапы:
- III в. - первая половина VII в. - разложение патриархального строя с сильной частновладельческой тенденцией;
- вторая половина VII в. - становление японской разновидности азиатского способа производства;
- VIII - IХ вв. – формирование государственного феодализма, при сохранении и усилении частнофеодальной тенденции;
- X - XI вв. - победа частнофеодальной тенденции в форме вотчинного землевладения, регулируемого государством, формирование самурайства;
- XII в. - завершение формирования крупного вотчинного землевладения и укрепление самурайства с одновременным формированием вассально-ленной системы;
- XIII в. - становление мелкопоместного землевладения самураев и переход самурайской земельной собственности в руки торгово-ростовщического капитала;
- с ХIV в. - становление крупного феодального землевладения «даймё», превращение самураев в воинов на службе «даймё», завершение формирования вассально-ленной системы.
1.1. Первый период формирования средневековой Японии.
В III-VI вв. в центральной и южной Японии формируется японская народность, т. е. в основном завершается процесс этногенеза и создания общеплеменного союза Ямато с неразвившимися еще признаками государственной власти. Этому предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом. Государство существовало в виде главенства вождей племен, где сильные родовые общины господствовали над слабыми.
В VI-VII вв. царский род стремился к объединению всей страны под своей светской властью - это требовало новой идеологической основы, т. к. местные культы выражали потребности родоплеменного строя: каждый влиятельный клан ссылался на свое божественное происхождение от какого-либо «ками». Кланы, в свою очередь, добивались подчинения царского рода своему влиянию с тем, чтобы самим стать за его спиной фактическими правителями. В условиях родоплеменной вражды царский род должен был бороться за свою самостоятельность против посягательств других родов на нее под предлогом покровительства и защиты, в том числе через сложные брачные комбинации. В этот же период возникает деление класса феодалов на наиболее привилегированную его группу, непосредственных вассалов военных правителей – «сёгунов» и вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей. Пытаясь расширить свою социальную базу, «сёгун» создает мелкопоместное ленное дворянство, которое становятся главной опорой в его борьбе с крупными феодалами за упрочение центральной власти. Выполнение функций Верховного жреца во время богослужений, бывшее прерогативой царского рода Ямато, наиболее прочно обеспечивало господствующее положение правителя в среде радоплеменной знати.
Таким образом, идеологическое обеспечение царской власти сформировывалось, прежде всего, из религиозных традиций синтоизма: считалось, что без царского рода невозможно эффективное общение с божествами, следовательно, царская власть приобретала основополагающее значение.
Так же в поисках аргументации в борьбе родов за преобладание стало уместно обращение к примерам других государств.
До VII в. центром культуры и культурным мостом между Японией и материком была Корея. Род Ямато активно вмешивался в корейские дела из-за боязни враждебного вторжения на острова, т. к. Корея рассматривалась как ворота, через которые может пройти и грозная опасность и войти полезная новизна. Однако с объединением Китая в период правления династии Тан, в Японии поняли, что источником опасности и новизны является на самом деле Китай. Надо было нейтрализовать китайскую опасность посредством применения китайского опыта в области идеологии и социально-политического устройства общества. Поэтому японцы сами заинтересовались конфуцианством и буддизмом.
Заинтересовавшись Китаем, японцы увидели там также пример прямого правления императора, совмещавшего в себе как религиозный авторитет, так и светскую власть, опиравшуюся на конфуцианскую идеологическую основу и иерархический порядок в обществе. Внедрение конфуцианских порядков на основе принципов «сыновней почтительности» импонировало царскому роду, но обещало быть долгим и сложным в техническом отношении процессом. Отношение царского рода к буддизму было сложным и непоследовательным. С одной стороны, буддизм привлекал его как средство борьбы с сепаратизмом, т. к. буддистская церковь представляет собой мощную иерархическую структуру - образец будущего государственного устройства, не связанного с местными родовыми культами и родовой аристократией. С другой стороны, буддизм переводил царскую власть из испытанной религиозно – идеологической, в другую шкалу оценок - этическую.
Вопрос о принятии буддизма стал предметом длительной борьбы в японском обществе. Большинство сильных родов выступили против него, как подрывающего их религиозно-политические позиции. Однако общество в целом выступило за принятие буддизма, как доминантной религии.
Многочисленные буддийские секты, стремившиеся играть не только идеологическую, но и большую политическую роль в стране, создавали свои вооруженные отряды из монахов-воинов - «сохэй».
Установления буддизма, как основополагающей религии страны имело для нее огромное значение: будучи связанным с политическими процессами в правящей родоплеменной верхушке, буддизм сыграл роль объединяющей идеологии, выражавшей общее и целое в противовес локальности синтоизма. Царский род нашел выход из беспокоившей его ситуации: оставаясь Верховным жрецом «синто», император в то же время насаждал буддизм, а царская власть стала опираться на две религии одновременно.
С 645 года в Японии было введено территориальное деление страны на провинции «куни» и уезды «чун», во главе которых стояли назначаемые из местной феодальной аристократии губернаторы и уездные начальники. В это же время в Японии вводится система «пятидворок» объединений пяти соседских крестьянских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общиной. От трех до пяти пятидворок входили в «сато» - квартал городской или сельский. Малый уезд «кото» состоял из трех «сато», средний - «тютю» - до тридцати «сато», большой «дейто» - из сорока «сато». В ведении огромного количества уездных начальников, их помощников, писцов, квартальных и сельских старост был сбор налогов, контроль над исполнением крестьянами отработочной повинности, обширные судебные и полицейские функции и проч.
На смену родовой дружины в раннефеодальном государстве Японии пришла постоянная армия, создававшаяся из рекрутов-крестьян, снаряжаемых сельской общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способствовала концентрации военной силы в руках местных феодалов и формированию особого военно-феодального сословия самураев - профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов.
Этот процесс был ускорен обострением классовых противоречий, многочисленными выступлениями японских крестьян, для борьбы с которыми и создавались эти первые самурайские феодальные дружины.
Углубление процесса классовой дифференциации японского общества находило отражение и в особом мировоззрении японских самураев, особом кодексе чести «буси до», с ярко выраженным презрением к крестьянскому труду, с конфуцианскими принципами верности и беспрекословного подчинения отцу, сюзерену, императору.
1.2. Второй период формирования средневековой Японии.
Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII веке своеобразной политической формы японского феодального государства - сёгуната, при котором вся политическая власть, как в центре, так и в значительной мере на местах сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов. Это военно-феодальная диктатура сильнейшего в экономическом, военном и политическом отношении феодального рода, опиравшаяся на самураев, при которой номинально сохраняется значение императорской власти.
И раньше отдельные феодальные дома отстраняли императора с политической арены, но в конце XII века впервые был создан правительственный аппарат «бакуфу».
Информация о работе Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии