Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:50, реферат
Конституционное право Японии — довольно самобытно и поучительно для изучения. Этому способствует тот факт, что из послевоенной разгромленной страны, Япония превратилась в могущественное государство с развитой экономикой. В отличии от многих государств (в том числе и от России), Япония не сильно прославилась своими политическими кризисами — это говорит о стабильности государственного механизма. Ко всему прочему, в Японии в середине 90-х гг. наблюдался самый высокий уровень жизни на Земле.
Введение
1. Конституция Японии: история принятия и краткая характеристика
2. Форма правления
3. Характеристика органов государственной власти Японии
4. Политические партии в Японии
5. Правовое положение местного самоуправления в Японии
Заключение
Список использованной литературы
План:
Введение
1. Конституция Японии: история принятия
и краткая характеристика
2. Форма правления
3. Характеристика органов государственной
власти Японии
4. Политические партии в Японии
5. Правовое положение местного самоуправления
в Японии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тема моей работы очень интересна и актуальна
на сегодняшний день. Конституционное
право Японии — довольно самобытно и поучительно
для изучения. Этому способствует тот
факт, что из послевоенной разгромленной
страны, Япония превратилась в могущественное
государство с развитой экономикой. В
отличии от многих государств (в том числе
и от России), Япония не сильно прославилась
своими политическими кризисами — это
говорит о стабильности государственного
механизма. Ко всему прочему, в Японии
в середине 90-х гг. наблюдался самый высокий
уровень жизни на Земле.
Сегодня в Японии действует Конституция,
принятая после разгрома Японии, в 1947 г.
Большое влияние на принятие этой Конституции
оказали американские юристы.
Так в чем заключается процветание Японии
и все ли гладко в политической жизни этой
страны? Это я разберу в своей работе.
Конституция
Японии: история принятия
и краткая характеристика
Первую конституцию, которую приняла Япония,
это конституция 1889-го года. В 1945-ом году,
когда была разгромлена милитаристская
Япония, стал вопрос об учреждении демократического
режима в Японии, и о демилитаризации страны.
Многие настаивали на упразднении монархии.
Но когда встал вопрос о привлечении к
ответственности императора, то на дворцовую
площадь приходили тысячи людей, а школьники
приходили строем вместе с педагогами
и кончали жизнь самоубийством. Все протестовали
против упразднения института монархии,
и стало ясно, что если продолжать настаивать
на упразднении монархии, вся нация может
погибнуть.
Именно потому, что в Японии были различные
виды камикадзе, американцы решили применять
иные методы борьбы с Японией, решили использовать
атомную бомбу, сначала бросили на Хиросиму
и предложили капитулировать, однако Япония
не согласилась, тогда сбросили на Нагасаки,
и тогда японское правительство наконец
поверило, что в США много таких атомных
бомб и решило капитулировать.
Дальневосточная комиссия поручила разработать
проект новой конституции японским юристам,
они трудились долго, написали проект,
который ничем не отличался от действующей
конституции, только редакционными изменениями,
а смысл и дух оставался тот же. Тогда поручили
разработать проект сводной комиссии
(американские и японские юристы). Они
поставили перед собой задачу — реализовать
в конституции потсдамские соглашения:
1. Комиссия пошла на резкое ограничение
полномочий монарха, превратив его в декоративную
фигуру.
2. Проведение глобальной демилитаризации
Японии, эта задача была успешно выполнена,
была распущена армия, полиция, абсолютно
все военные структуры, и даже упразднены
военные училища, внесли ныне знаменитую
ст.9 конституции Японии.
3. Распустить все фашистские партии и
группировки.
4. Провести демонополизацию экономики,
т.е. разрушить естественные монополии
Японии, на этом настаивали представители
США, они настаивали на этом только потому,
что преследовали цель — устранения экономического
конкурента в лице Японии.
Американские юристы взяли некоторые
принципы из своей конституции: так закрепили
принцип разделения властей, и наделили
верховный суд функциями конституционного
надзора, и после напряженных дискуссий
закрепили институт местного самоуправления.
Это был непосредственный вклад американских
юристов. И получился гибрид работы этой
комиссии — конституция «типа мула»:
1. Эта конституция была самой демократичной
из всех послевоенных.
2. Конституция впервые закрепила социально-экономические
права, наряду с личными и политическими.
3. Мирные положения, в том числе ст.9: «Япония
навечно отказывается от войны, как суверенного
права народа и все международные споры
будет решать только мирным путем». Эта
статья имеет очень серьезные правовые
последствия, в соответствии с ней, Япония
на нужды обороны не может тратить более
1% от ВВП, фактически сегодня Япония тратит
только 0,3%. Япония не имеет права содержать
регулярные вооруженные силы, а только
имеет право содержать войска самообороны
(их численность всего 240-к тысяч человек).
Эта армия полностью кадрированная, т.е.
240-к тысяч это одни офицеры, а если армия
кадрированая, то в течение месяца ее можно
увеличить до миллиона, т.к. подготовка
солдата не требует много времени. Армия
всегда стабильная, если один генерал
уходит, другой занимает его место. С учетом
научных достижений Японии, она может
создать и супероружие. На основании ст.9
Япония не может посылать войска самообороны
за границу, т.е. она не может участвовать
даже в миротворческих действиях, которые
проводятся под эгидой ООН и совета безопасности.
Аналогичная норма есть и в конституции
Германии, но она грубо нарушила свою конституцию,
когда послала свои войска в Югославию.
4. Резкое ограничение полномочий монарха.
Это самый слабый монарх (по полномочиям)
среди всех остальных монархов мира. Полномочия
несопоставимы даже с королевой Дании,
Голландии, Великобритании.
5. Японская конституция предусматривает
уникальную систему судов, для американцев
было неожиданностью, когда японцы внесли
свою идею о судебной системе: верховный
суд (у которого есть функция конституционного
надзора), выделяется система высших судов,
окружных судов и есть семейные суды. Семейные
суды рассматривают мелкие уголовные
и гражданские дела, рассматривают все
дела, вытекающие из брачно-семейных отношений,
рассматривают все дела, связанные с несовершеннолетними,
поэтому требование к судьям, чтобы они
были юристами-профессионалами и отличными
педагогами. К подростками в Японии относятся
снисходительно и не стараются их засунуть
в места лишения свободы, они хотят оставить
в семье оступившегося подростка и действительно
постараться наставить недоноска на путь
истинный.
6. Конституция по способу изменения —
исключительно жесткая, поэтому в нее
не внесено ни одной поправки. За поправку
должно проголосовать 2/3 депутатов обеих
палат от списочного состава, затем поправка
выносится на всенародный референдум
или поправку большинством 2/3 голосов
должен подтвердить парламент нового
созыва. Это мудрое правило, чтобы депутаты
ныне действующего состава не подготовили
поправку для себя.
Форма
правления
Как самая старая из существующих в одной
из этих трех стран форм правления рассматривается
монархия.
Монархия представляет собой такую форму
правления, при которой верховная государственная
власть юридически принадлежит одному
лицу, занимающему свою должность в установленном
порядке престолонаследия. Историческим
предшественником современной буржуазной
монархии является монархия абсолютная.
Для абсолютной монархии характерно сосредоточение
всей полноты государственной власти
в руках монарха, отсутствие каких-либо
представительных учреждений.
В современных странах абсолютная монархия
эволюционировала в конституционную,
которая, в свою очередь, подразделяется
еще на два вида — парламентарную и дуалистическую
монархию.
В Японии формой правления является парламентарная
монархия, введение которой вместо дуалистической
было оформлено конституцией 1947 г. По сравнению
с конституцией 1889 г. новый основной закон
Японии явился значительным продвижением
вперед на пути демократизации политической
системы страны. Это нашло свое применение
в том, что полномочия императора были
не только резко сокращены, но и фактически
низведены до чисто номинального уровня:
«Император осуществляет только такие
действия, относящиеся к делам государства,
которые предусмотрены настоящей Конституцией,
и не наделен полномочиями, связанными
с осуществлением государственной власти.»
Как в сфере законодательной, так и исполнительной
император лишен самостоятельных полномочий
и ни при каких обстоятельствах не может
действовать без санкции кабинета: «Все
действия Императора, относящиеся к делам
государства, могут быть предприняты не
иначе как с совета и одобрения Кабинета,
и Кабинет несет за них ответственность.»
Японская конституция, таким образом,
сохранив монархическую форму правления,
превратила императора в чисто символическую
фигуру, наделенную лишь церемониальными
полномочиями, которые жестко ограничены
самим основным законом. Он лишен каких-либо
«спящих» прерогатив или подразумеваемых
полномочий.
«Парламент является высшим органом государственной
власти и единственным законодательным
органом государства» «Парламент состоит
из двух палат: Палаты представителей
и Палаты советников»
Высший орган исполнительной власти в
стране — правительство Японии, Кабинет
министров. «Исполнительная власть осуществляется
Кабинетом.» Полномочия правительства
довольно обширны. Оно проводит в жизнь
законы, осуществляет руководство государственными
делами, внешней политикой. Кабинет несет
коллективную ответственность перед парламентом.
Характеристика
органов государственной
власти Японии
Конституция, отдавая дань японскому традиционализму,
на первое место ставит императора, ему
посвящено 8-мь статей, но уже в ст.1 говорится,
что император является символом единства
нации, его статус определяется народом,
которому принадлежит суверенитет, таким
образом, уже в первой статье подчеркивается,
что это только номинальный глава государства,
действительно объединяющий японский
народ.
Как уже говорилось выше, Япония по форме
правления — парламентарная монархия.
«Император является символом государства
и единства народа, его статус определяется
волей народа, которому принадлежит суверенная
власть.» «Императорский трон является
династическим и наследуется в соответствии
с Законом об императорской фамилии, принятым
Парламентом.»
Императорский трон в Японии передается
в порядке наследования члену императорской
семьи. Предпочтение отдается старшему
сыну императора. Лица женского пола наследовать
трон не могут.
Статус императора имеет свои особенности.
Император не наделен полномочиями, связанными
с осуществлением государственной власти.
Все его действия, относящиеся к делам
государства могут быть предприняты не
иначе как с совета и одобрения кабинета
министров, и кабинет несет за них ответственность.
По представлению парламента он назначает
премьер-министра, а по рекомендации премьер-министра
— членов кабинета; по представлению кабинета,
назначает Главного судью Верховного
суда.
По совету и с одобрения кабинета министров
от имени народа император осуществляет
следующие действия, относящиеся к делам
государства: промульгация поправок к
конституции, законов, правительственных
указов и договоров, созыв парламента,
роспуск палаты представителей и объявление
всеобщих выборов в парламент, подтверждение
назначений и отставок государственных
министров и других должностных лиц, а
также полномочий и верительных грамот
послов и посланников; подтверждение амнистий,
смягчение наказаний, восстановление
в правах, прием иностранных послов, осуществление
церемониала.
Действует
салическая система престолонаследия,
эта система полностью
А если нет наследника? Дворец императора
Окохито неоднократно объявлял, что его
величество ждет наследника, но он все
не появляется и не появляется. И если
он не появится, то право избрать нового
монарха предоставляется парламенту,
он избирает мужчину и положит начало
совершенно новой династии. Но в прессе
Японии идут дискуссии, а не изменить ли
конституцию, чтобы правом императорства
обладали женщины.
Во-вторых, Император Японии политикой
не занимается.
В-третьих, обладает формальными полномочиями.
В Японии премьер-министра избирает парламент,
и такой премьер просто навещает императора,
отдает долг вежливости и говорит: «Я избран
премьером и приступают к формированию
правительства». Император отвечаю: «Желаю
успехов».
Император только по предложению кабинета
назначает главного судью верховного
суда. Формально утверждает сформированное
правительство, но ни имеет права вносить
изменения. Только по предложению кабинета
назначает чрезвычайных и полномочных
послов. Только по рекомендации кабинета
принимает верительные грамоты.
В области внешних сношений император
имеет право только высказывать свое мнение
по тем или иным принципиальным вопросам,
но мнение это формируется кабинетом.
По предложению правительства он созывает
парламент на сессии и по предложению
правительства распускает палату представителей.
Подписывает проекты закона только после
министерской скрепки, т.е. первую подпись
ставит министр, который будет исполнять
этот закон, потом подпишет проект премьер-министр,
и подпись императора третья по счету.
Всеми делами императорского двора ведает
совет императорского двора, в состав
которого входят ближайшие родственники
монарха и обязательно премьер-министр,
они осуществляют управление всеми делами
императора. Когда на престол взошел император
Окохито, он неожиданно совершил визит
почти во все страны тихоокеанского бассейна,
такого в послевоенной истории Японии
не было, чтобы монарх официально посещал
зарубежные страны.
Т.к. монарх фигура декоративная, то он
за свои действия ответственности не несет.
Парламент в Японии является самым квалифицированным
и профессиональным в мире. В 2000-ом году
был принят закон, согласно которому в
палате представителей не может быть более
500-т депутатов, независимо от численности
населения. Избираются на основании мажоритарной
системы относительного большинства по
партийным спискам. Избирательным пассивным
правом обладает любой гражданин Японии.
Срок действия палаты представителей
4-ре года.
Существует и верхняя палата — палата
советников (252 чела), избирается на 6-ть
лет, но каждые 3-и года обновляется наполовину,
кандидаты должны быть не моложе 35-ти лет.
Избираются по мажоритарной системе относительного
большинства.
Парламент в соответствии со ст. 41 конституции
является «высшим органом государственной
власти и единственным законодательным
органом государства». Парламент состоит
из двух палат: палаты представителей
и палаты советников. Делегаты обеих палат
избираются на основе всеобщего избирательного
права.
Право быть избранным в палату представителей
наступает с 25 лет, а в палату советников
— с 30 лет. Кандидаты в члены палаты представителей
должны внести избирательный залог в размере
3 млн. иен. Залог не возвращается, если
кандидат не набрал 1/5 части голосов от
квоты в данном округе, которая определяется
делением действительных в округе голосов
на число причитающихся в нем мест. Кандидаты
в члены палаты советников должны внести
2 млн. иен; сумма удваивается, если кандидаты
выдвинуты списком.
Палата представителей избирается на
4 года в количестве 512 человек. Такой состав
последний раз был избран 18 июля 1993 г. В
январе 1994 г. был принят закон, согласно
которому численность членов нижней палаты
была уменьшена до 500 человек. Это правило
будет действовать со следующих выборов.
Для избрания палаты представителей Япония
делится на 129 избирательных округов. Число
членов от округа варьируется от 3 до 5;
имеется один одномандатный округ. Каждый
избиратель голосует только за одного
из кандидатов в своем округе. Мандаты
предоставляются кандидатам, получившим
наибольшее число голосов, причем это
число должно, по меньшей мере, составлять
1/4 часть от квоты, получаемую от деления
действительных голосов в округе на число
причитающихся ему мест. Палата представителей
может быть досрочно распущена по требованию
правительства.
Верхняя палата — палата советников избирается
в количестве 252 депутатов сроком на 6 лет,
причем через каждые три года 1/2 состава
советников переизбирается. Сто пятьдесят
два советника избираются от округов на
базе префектур и в столице по той же системе,
которая применяется для выборов в нижнюю
палату с той только разницей, что получающий
место кандидат должен набрать число голосов,
равное или большее числа, получаемого
от деления действительных голосов в округе
на число причитающихся этому округу мест.
Остальные 100 советников избираются по
системе пропорционального представительства
по партийным спискам в общенациональном
избирательном округе.
Другими словами, вся палата представителей
и большая часть палаты советников формируются
по так называемой системе «единого непередаваемого
голоса», обязывающей политические партии
быть очень внимательными к численности
выдвигаемых в округах кандидатов.
Каждая из палат может самостоятельно
избирать председателя и должностных
лиц, устанавливать свои правила заседаний,
процедуры и внутренней дисциплины. Закон
о парламенте к должностным лицам, избираемым
на весь срок полномочий палаты, относит
председателя, вице-председателя, временного
председателя, председателей комитетов
и генерального секретаря палаты. Из них
только генеральный секретарь избирается
не из числа депутатов парламента. По традиции
заместители председателя палаты получают
свой пост из числа депутатов от оппозиционных
партий.
Каждая палата формирует два вида комиссий
— постоянные и специальные. В настоящее
время палата представителей имеет 18 специальных
комиссий. Их них 12 более или менее непосредственно
связаны с работой соответствующих министерств.
В палате советников 16 постоянных комиссий.
Специальные комитеты имеют право вносить
собственные законопроекты по вопросам
своей компетенции, контролировать «свои»
министерства. Комиссии формируются по
партийному признаку пропорционально
представительству политических партий
в парламенте. При этом каждый депутат
должен быть членом не менее 1—2 комиссий.
Председатели избираются самими членами
из депутатов партии, имеющей наибольшее
представительство.
В настоящее время в Японии, как и в других
развитых государствах, парламентские
комиссии являются основным местом подготовки
и рассмотрения подавляющего большинства
законопроектов.
В Японии применяется система залога —
в палату советников 2 миллиона йен, в палату
представителей 3 миллиона йен, если кандидат
не набирает достаточного количества
голосов, то эти деньги достаются государству.
Этот институт очищает выборы от недобросовестных
кандидатов, от самовыдвиженцев и просто
выскочек.
У них процедура выборов исключительно
цивилизованная. Никто не вправе высказываться
против соперников, нужно повышать свой
рейтинг, не понижая рейтинг других. На
телевидении дается всего 3-и минуты (каждому
кандидату на халяву), и купить дополнительное
время нельзя никому.
Организационная структура парламента.
Формируются определенные рабочие органы,
избирают председателя палаты представителей,
его заместителей, генерального секретаря
(он не является депутатом), спикера. Такие
же органы формируются и в палате советников.
Вторая группа органов формируется по
четкому партийному принципу (большинство,
меньшинство, средняя партия). Постоянные
комитеты — в каждой палате создается
от 12-ти до 18-ти комитетов.
Причины квалифицированности японского
парламента:
1. Все депутаты обязаны приступить к повышению
юридической квалификации сразу после
избрания.
2. Библиотека парламента Японии насчитывает
около 4-х миллионов книг по специальности,
и около 2000-ч диссертаций, причем благодаря
компьютеризации, депутаты быстро получают
любую интересующую их справку. В библиотеке
работает несколько тысяч работников,
которые делают рефераты для депутатов
и готовят проекты выступлений для депутатов
(с учетом индивидуальных выражений, оборотов,
дикции и т.д.).
3. Каждый депутат имеет по двое помощников,
которые также высоко квалифицированны.
Полномочия парламента:
1. Осуществление законодательной деятельности.
2. Утверждение бюджета.
3. Избрание премьер-министра.
4. Осуществление контрольных полномочий.
Законодательный процесс очень напоминает
американский:
1. Выявление объективной необходимости
в принятии закона, поэтому законы в Японии
очень эффективны.
2. Обсуждение проекта закона, точно выделяется
три чтения.
3. Голосование по регламенту. Голосуют
поименно, к бюллетеню, каждый обязан прикрепить
свою визитную карточку и опускать бюллетень
с визиткой. Второй способ, при помощи
электронной техники. Третий — путем вставания,
хотя по существу, вставание — это опрос.
Между палатами японского парламента
могут возникать разногласия:
1. По
кандидатуре премьер-министра —
2. Проект бюджета вносится только в палату
представителей. Если в течение 30-ти дней
палата советников не высказалась по бюджету,
то решение палаты представителей считается
окончательным. Во всех других случаях
создается согласительная комиссия или
вето палаты советников преодолевается
палатой представителей большинством
в 2/3 голосов.
Контрольные полномочия японского парламента:
1. Утверждение программы правительства
— если его программа не утверждается,
правительство обязано уйти в отставку
2. Обычные депутатские вопросы — они могут
быть адресованы, в основном, членам правительства
и премьер-министру, ответ дается немедленно,
а если требуется дополнительная информация,
то ответ даётся в течение трех дней.
3. Депутатский запрос — адресуется всем
должностным лицам страны, за исключением
императора и самих депутатов. Если поступил
запрос, то мало дать на него исчерпывающий
ответ, обязательно по запросу в парламенте
начинаются дебаты и выносится резолюция
(одобрение деятельности правительства,
или порицание деятельности коллегиального
органа или конкретного должностного
лица).
4. Право выносить вотум недоверия правительству
— если правительство не смогло разработать
хороший бюджет и ему выносится вотум
недоверия парламентом, оно должно сразу
же уйти в отставку. Во всех случаях либо
правительство уходит в отставку, либо
назначаются новые выборы в палату представителей.
Высшим исполнительным органом государственной
власти является кабинет правительства.
В Японии удивительно компактное правительство
(премьер, и 12-ть министров, и 8-мь государственных
министров). Государственные министры
— это министры без портфелей. Там тщательно
соблюдается этикет, каждый одевается
соответственно своему должностному положению.
И по одежде можно отличить обычных министров
и государственных министров и т.д.
Министры в Японии не специалисты в соответствующих
отраслях и сферах управления, они политики
и представляют интересы своей партии,
у каждого министра есть административный
заместитель, который действительно профессионал
в своей сфере.
Премьер-министр прямо избирается парламентом.
В состав правительства не входит министр
обороны и министр внутренних дел, и в
законе о правительстве Японии записано,
что туда не могут входить лица, зараженные
фашисткой и милитаристской идеологией,
т.е. правительство в силу ст.9 Конституции
должно быть полностью гражданским.
Осуществление делегированного законодательства
— парламент принимает рамочный закон,
в нём перечислены вопросы, по которым
правительство имеет право принимать
декреты, имеющие силу закона. Как любое
правительство, правительство Японии
координирует деятельность министерств
и ведомств.
Правительство разрабатывает проект бюджета.
В Японии выделяются правительственные
законопроекты, раз они правительственные,
то им отдается приоритет, они рассматриваются
вне очереди, а если имеется инициативный
законопроект который исходит, например,
от депутатов, то он откладывается на второй
план.
Правительство Японии обеспечивает охрану
законности и правопорядка. Обеспечивает
оборону Японии, для этого содержит войска
самообороны. Правительство Японии полностью
самостоятельно осуществляет внешнюю
политику. Премьер-министр подписывает
и межгосударственные и межправительственные
соглашения. Первые соглашения подлежат
ратификации, вторые — не подлежат ратификации.
Поэтому правительство Японии может назвать
любое соглашение межправительственным,
даже если оно регулирует многосторонние
отношения, и обойтись без ратификации
соглашения парламентом.
За свою деятельность правительство несет
коллегиальную ответственность. Т.е. если
хотя бы только одному премьер-министру
выражается недоверие, то все правительство
уходит в отставку.
Верховный суд. Главный судья верховного
суда назначается императором по представлению
кабинета правительства. 14-ть судей верховного
суда назначаются кабинетом. Требования
к кандидатам:
? Должны быть выдающимися знатоками национального
и международного права.
? Иметь не менее 10-летнего стажа практической
работы в органах суда или прокуратуре.
? Нравственных требований к судьям не
предъявляется.
В Японии есть интересная особенность.
Каждые 10-ть лет проводится референдум
по всем членам верховного суда, избиратели
подтверждают их полномочия или высказываются
против дальнейшей их деятельности. Референдум
проводится по каждому члену персонально.
Судьи верховного суда народу известны,
а если неизвестны, то человек голосует
по общему своему отношению к суду. Это
самый эффективный способ контроля за
верховным судом.
В Японии действует только исковое судопроизводство,
по вопросу о признании того или иного
закона неконституционным. Это означает,
что любой поданный Японии (юридическое
или физическое лицо) могут обратиться
в окружной суд с иском о признании того
или иного закона неконституционным. Окружной
суд рассматривает это дело и выносит
предварительное решение (напр., признает
закон неконституционным) и передает материалы
дела в верховный суд, решение которого
является окончательным.
Существует мнение, что верховный суд
консервативен, и что за всю историю существования,
он удовлетворил всего несколько исков
о признании закона неконституционным,
но это объясняется только высокой квалификацией
парламента и законодательства Японии.
Политические
партии в Японии
Особенности экономической структуры
Японии отражаются в политической структуре
общества.
Старейшей буржуазной партией Японии
является либерально-демократическая
партия. Если употребляется термин «либерализм»,
то он сразу ориентирует на то, что эти
партии отстаивают общечеловеческие ценности.
Под либеральные ценностями понимается,
что: а) планируется сохранить прочную,
традиционную для Японии семью; б) важнейшим
принципом либерально-демократической
партии считаются права и свободы человека
как важнейшие социальные ценности; в)
эта партия исключила из арсенала средств
разрешения международных споров — насилие,
войну, которые считает неприемлемыми
средствами; г) забота государства и общества
о престарелых и инвалидах. Такие ценности
отстаивает любая партия, претендующая
на статус либеральной. Кроме этого либерально-демократическая
партия выражает интересы крупного монополистического
капитала, поэтому в ее программе записано,
что она обеспечит модернизацию экономики.
Партия считает монополизацию экономики
великим благом для Японии. В Японии практически
все монополии транснациональные, поэтому
это очень выгодно, Япония разработала
развитие соревнований между фирмами,
компаниями, предприятиями.
Внешняя политика либерально-демократической
партии — Япония остаётся стратегическим
партнером США. Но есть интересная тенденция,
эта партия ставит задачу: сломить экономическую
мощь США и стран европейского сообщества
в напряженной конкурентной борьбе, и
создается впечатление, что Японии эта
задача под силу.
Либерально-демократическая партия и
нынешнее руководство Японии активизирует
дипломатические усилия в регионе юго-восточной
Азии (КНДР, КНР, Индия, весь бассейн тихого
океана — это сфера влияния Японии).
Либерально-демократическая партия придерживается
принципа единства экономики и политики
во взаимоотношениях с Россией, это означает,
что Япония не намерена развивать экономические
и торговые отношения с Россией без разрешения
политических проблем (а именно, проблем
северных территорий). Они требуют, чтобы
на первом этапе передали 4-ре острова
Курильской гряды, без всяких условий,
а потом в договорном порядке потребовать
передать все острова Японии. Россия и
СССР говорили, что Курильские острова
принадлежат нам в силу первооткрытия.
Такое приобретение новых территорий
для стран возможно, если первым открыли
территории и там нет власти, кроме родоплеменной.
С этим аргументом есть проблемка, Сахалин
и Курильскую гряду открыл адмирал, а открытие
данное описал в дневнике Гончаров, где
написано, что первооткрывателей захватили
японцы и повели к своим силовым структурам.
Тогда появилась вторая версия СССР: Потсдамское
соглашение, по нему переходят к СССР Курильские
острова и Сахалин, как плата за агрессию
Японии. Однако некоторые документы опровергают
этот факт. Но, это позиция Японии и либерально-демократической
партии, а мы русские, то знаем, кому принадлежат
эти острова... и пускай только...
В 1956 Хрущев заявил, что передаст Японии
все Курильские острова по договору, но
Япония должна была ликвидировать военные
базы США на территории Японии, т.к. она
не выполнила свою обязанность, то Курильские
острова ей не передали.
Главное сейчас признать официально, что
проблема существует, но при решении этой
проблемы однозначных выходов быть не
может. Если передать данные острова Японии,
к нам могут предъявить претензии КНР
и некоторые другие страны. Нам нужны технологии
Японии, их инвестиции, однако все это
заморожено по политическому вопросу.
Вторая крупнейшая партия — социалистическая.
Это партия социал-демократического толка
со всеми вытекающими последствиями. В
программе партии записано, что она намерена
построит демократический социализм:
а) построение социализма будет обеспечено
путем справедливого распределения акций
между всеми работниками общества; б) превращение
профсоюзов в крупнейших держателей акций,
это в Японии делается и дивиденды используются
на поддержку членов профсоюзов, т.е. работников;
в) социальная партия проводит (когда является
правящей) широчайшие социальные программы;
г) эта партия придерживается принципов
традиционного японского образования,
выступает против всяких реформ; д) несмотря
на то, что это социалистическая партия,
она записала в своей программе цель —
обеспечить многообразие собственности,
плюрализм мнений и многопартийную систему.
Поэтому вполне естественно, что эта партия
не представляет угрозу для демократии,
либеральных ценностей.
В области внешней политики, партия входит
в международный социалистический интернационал.
Когда эта партия была правящей, проявляется
исключительный интерес к Кубе, КНР, КНДР
т.е. там где строится какая-то разновидность
социализма. В отношении с Россией позиция
социалистической партии по поводу северных
территорий является более жесткой, ее
требования сводятся к тому, чтобы Японии
безусловно передали не только все острова
Курильской гряды, но и южную часть Сахалина.
Поэтому рассчитывать на то, что с приходом
к власти социалистов улучшатся наши международные
отношения, не приходится.
В Японии около 40-ка националистических
партий, они постоянно объединяются, образуются
новые.
Третья влиятельная партия — комэйто.
Это буддийская партия, т.е. религиозная,
во-вторых, перевод «комэйто» — партия
чистой политики, в этой части партия очень
близка к идеалу, задача у партии — сделать
политику чистой, как она это может сделать
(задачи политики):
1. Политика должна осуществляться только
в рамках конституции.
2. Политика должна быть социально ориентированной,
чтобы в Японии все вели достойную жизнь
как записано в конституции.
3. Политика должна быть доступной и понятной
для всех, это можно сделать путем того,
что каждый государственный деятель, выступая
в СМИ, напр., депутат должен сказать: «Мы
разрабатываем проект закона, когда примем,
будут такие-то плюсы и минусы и т.д.». Та
же модель действует в отношении старосты
на сельском сходе и т.д.
4. Любое решение, в том числе и закон, должны
приниматься только в интересах народа
Японии, их совершенно не интересуют все
остальные народы, главное чтобы народу
Японии жилось хорошо.
К сожалению, в этой партии есть серьезные
противоречия. Буддисты трепетно относятся
к любой жизни (и человека, и зверя, и таракана).
Члены партии комэйто вегетарианцы, но
эта партия хочет возродить самурайский
дух. Каждый год под эгидой этой партии
совершаются паломничества по местам
сражений японской милитаристской армии,
и устраиваются церемонии на море, на воде,
которые призваны возродить самурайский
дух. Это непонятно, т.к. если готовят самураев,
значит готовятся к войне.
Во внешней политике, партия поддерживает
связи только с буддийскими странами.
С Россией политика более чем прохладная.
Это партия третья по численности в парламенте.