Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:53, контрольная работа
Раскрывает основные направления развития государства и права в средневековой Японии
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Этапы и периоды развития средневековой Японии..……………………….5
1.1. Первый период формирования средневековой Японии…………5
1.2. Второй период формирования средневековой Японии………….9
2. Основные черты права средневековой Японии.……………………………11
2.1. Источники права средневековой Японии………………………...11
2.2. Судебный процесс …………………………………………………16
2.3. Уголовное право…………………………………………………....18
2.4. Регулирование имущественных отношений. Семейное право….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...30
Относительно большая степень независимости центрального правительства «бакуфу» в период феодальной раздробленности в Японии одна из специфических черт японской феодальной государственности.
Во все провинции назначались военные губернаторы. Они следили за выполнением повинностей в пользу центрального правительства, командовали местными гарнизонами, в их руках была вся судебная и полицейская власть на местах. Они были глазами «сёгуна», бдительно следящими за любыми проявлениями антибакуфских настроений.
Пресечение антибакуфских настроений среди знати поручалось особой коллегии правительственных докладчиков, состоящей из 10 человек.
В XIII веке «сёгун» присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников.
К концу XIII века в Японии оформляются ленные отношения, складывается система иерархической вассальной зависимости между отдельными представителями феодального класса.
2. Основные черты права средневековой Японии.
Для средневекового права Японии было характерно повсеместное распространение норм обычного права, действующих в тех или иных общинах или в той или иной складывающейся сословной группе.
Право в это время еще не выделилось из религиозных и этических норм, если не считать отдельных понятий о наказаниях, которые были связаны с представлением о грехе, каре, о «божьем суде». В древнейших японских источниках они выступают в виде «семи небесных грехов» (более тяжких) и «восьми небесных грехов» (менее тяжких), за которые полагались или кара, или очищение. Становление писаного права происходило в Японии под сильным влиянием религиозно-правовой идеологии, норм китайского права. Японские государственные и правовые институты не потеряли, однако, своей специфики.
2.1. Источники права средневековой Японии.
Первые записи правовых норм, как это имело место, например, в «Конституции Сёто кутай си» 604 года, носили характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам.
Введение надельной системы в VII в., строгое деление общества на ранги привело к появлению законодательных документов, получивших значение кодексов. Кодексы содержали нормы, регулирующие поземельные отношения, обязанности и привилегии различных групп и представителей титулованного и ранжированного чиновничества, нормы уголовного права - «рицу» и административного права - «рё», хотя между ними четкие различия провести в праве Японии крайне трудно. Первым кодексом был кодекс «Тай хо рё». Над составлением кодекса, как свидетельствует древняя летопись 720 года, работала комиссия из 18 человек во главе с принцем Осакабэ и представителем дома Фудзивара Фубито. В 701 году он был составлен, а в 702 году вступил в силу. Работа над кодексом продолжалась и в дальнейшем. В 718 поду он появился под новым названием «Ёро рицу рё» и состоял из 953 статей - «Уголовный и административный кодекс годов Ёро». Введен же кодекс в действие в связи с политической нестабильностью был лишь в 757 году.
Две версии кодекса «Тайхо» и «Ёро» представлены в исторической науке в качестве единого свода, содержащего богатейший материал о раннефеодальном государстве Японии, о нормах японского традиционного права, формально сохранивших свое значение до эпохи Мейдзи (XIX в.). Он является ярким свидетельством специфической черты Японии, умения японцев заимствовать достижения других культур, но не слепо, а трансформируя их, приспосабливая к историко-культурным, национальным особенностям своей страны.
В своде нет деления права на частное и публичное. Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают в нем публично-правовой характер, регулируются нормами уголовного и административного права.
Так, Закон «О постах и рангах» содержит табель о рангах «от министров до писцов», разделяя их на «благородных» и «неблагородных», а посты на «высокие» и «низкие».
Закон «Об учреждениях» устанавливает структуру всех государственных учреждений, центральных и местных, а также их чиновничьи места.
Закон «О буддийских монахах и монахинях», свидетельствующий о высшем государственном надзоре над буддийскими религиозными организациями, храмами и духовенством, треть своего содержания отводит преступлениям и проступкам духовенства, за которые назначались как светские, так и церковные наказания.
Закон «О дворе», особенно ярко свидетельствующий о социально-экономических отношениях в это время, говорит о территориях, в основном крестьянском дворе, как о хозяйственной, организационной, военно-учетной и податной (фискальной) единице. Он затрагивает и важные правовые вопросы: о наследстве, о браке и разводе. Например, правовая норма, в виде статьи Закона, требующая безусловного расторжения брака для лиц, находившихся в добрачных отношениях, прямо заимствована из норм конфуцианской морали, относящихся к нарушениям ритуала.
Закон «О преемственности и наследовании» содержит нормы о наследовании звания глав знатных домов, от чиновника до императора, а также об условиях законности заключаемых ими браков.
Большой круг уголовно-правовых норм включен в Закон XIV «О проверке и аттестации», посвященный организации и деятельности чиновничьего корпуса, в частности говорящий о преступлениях и проступках чиновников, а также об особой системе наказаний за них.
Закон «О воинах и пограничниках» содержит правила об организации вооруженных сил, в том числе и о воинских преступлениях.
Особое значение для рассмотрения правовой системы Японии этого времени имел Закон «О тюрьмах», касающийся широкого круга норм уголовно-процессуального права.
Если обратиться к содержанию, то кодекс содержит нормы как гражданского, брачно-семейного, уголовного, так и административного права, касаясь, однако, таких преступлений, которые в силу сословной принадлежности преступника или потерпевшего или иных причин не влекли за собой одного из пяти тяжких уголовных наказаний. Здесь нельзя обнаружить четкого деления на отрасли права. Преступления были выделены в особый кодекс «Тайхо рицу рё».
Из содержания свода этих законов явствует, что нормы конфуцианской морали оказали бесспорное влияние на его содержание. Об этом свидетельствует ряд норм, в том числе и зафиксированное в нем общее конфуцианское положение, требующее наказания за любой проступок.
Вместе с тем свод является правовым произведением, а не собранием моралистических наставлений более позднего периода. Он был призван стать законодательной опорой правящего режима, укрепить его основы с помощью детально разработанной единой для Японии правовой системы. С этой целью и был проведен многосторонний пересмотр, унификация, систематизация обычно-правовых и ранее созданных законодательных норм.
Вместе с кодексами, среди источников права этого периода, широко было представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и постановлений. Первые имели более самостоятельный характер, вторые издавались в развитие административных и уголовных законов, как их практическое осмысление.
Указы объединялись в сборники. Например, в 927 году был создан «Сборник постановлений годов Энги», вступивший в действие в 967 году. Указы все больше стали со временем оттеснять кодексы на второй план.
Резкие изменения в правовой сфере Японии происходят после установления сёгуната под влиянием развала единого правового пространства.
«Рицу» и «рё», как государственные императорские предписания теряют свой нормативный характер, так как на первый план выходят морально-правовые обыкновения - «гири», исходящие из соображений приличия, которые регулируют поведение индивида во всех случаях жизни: отношения отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника. А вне семьи — отношения собственника и арендатора, заимодавца и должника, торговца и клиента, старшего чиновника и подчиненного.
Это было связано с децентрализацией и общим ослаблением государственной власти, падением ее легитимности, когда в условиях военной диктатуры «бакуфу» перестали существовать общепризнанные административно - судебные органы, и Министерство юстиции (наказаний), и высшая апелляционная инстанция в лице императора. Действовал прямой приказ, предписание высших низшим, в лучшем случае — норма обычного права. Эти новые порядки нашли в Японии подготовленную почву. Их идеологической базой стало конфуцианство, которое, как известно, считало право одиозным, отвергало его вместе с категоричностью судебного решения.
«Гири» же соблюдались автоматически, под страхом осуждения со стороны общества «нарушений приличия», различные критерии тяжести которых были тесно связаны с сословной принадлежностью индивида.
Так, особый кодекс норм приличия «буси до», окончательно формируется в это время для самурайского сословия. Он был основан на требованиях абсолютной личной преданности вассала своему сюзерену, исключал саму идею прав и обязанностей юридического характера. Отношения вассала-воина и его сюзерена строились не на договорной основе, а на псевдородственных семейных началах, как отношения отца и сына. Вассал при этом не имел никаких гарантий против произвола своего господина. Сама мысль об этом считалась оскорбительной. Любое бесчестие самурая кончалось самоубийством.
«Гири» иногда скреплялись и законодательным путем, как это имело место в 1232 году, когда в период первого сёгуната был создан «Кодекс Дзёэй Сикимоку». Закрепляя нормы самурайского «буси до», кодекс предусматривал жестокие наказания за мятежи и заговоры феодалов, за незаконный захват ими земель. Упорядочивая существующие поземельные отношения, кодекс устанавливал общий порядок наследования земли, в частности правило первородства.
В целях регулирования вассально - ленных отношений «сёгуна» и его вассалов - «гокенин», а также других феодалов сёгунат прибегал и к изданию указов, направленных главным образом на укрепление феодального землевладения казны, правительства «бакуфу». Особую заботу при этом сёгунат проявлял в отношении своих непосредственных вассалов. В 1267 году, например, был издан правительственный указ, запрещающий продажу и заклад ленных владений «гокенин», предписывающий выкуп заложенных ими земель.
С конца XIII в. издаются специальные указы «милосердия», которые аннулируют все сделки самураев по продаже и закладу земли, их задолженность ростовщикам. Реже издаются указы, запрещающие отчуждение, деление крестьянских хозяйств, как это имело место в 1643 году.
2.2. Судебный процесс.
Судебный процесс в основном носил обвинительный характер. Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд.
Согласно Закону «Тайхо ёро рё» процесс носил смешанный обвинительно - инквизиционный характер. Судебное дело начиналось как с заявления казенного учреждения, так и отдельного лица. Жалоба составлялась по определенной форме, которую хорошо знали уличные писцы, сидящие у ворот суда. Широко практиковались доносы «публичные» и «тайные», то есть те, которые не объявлялись публично и следствие, по которым носило приватный характер.
Донос был обязателен для близких родственников жертвы. Если они не доносили в течение 36 дней об убийстве, то подвергались наказанию как соучастники. Если речь шла о мятеже, «оскорблении величества», то доносителя доставляли прямо к императору. Но нельзя было доносить на преступника его близким родственникам и слугам.
Расследование проводилось специально назначенными следователями. Примечательно, что они могли быть заменены вследствие родства с преступником или особых с ним отношений. Следователям запрещалось высказываться о виновности или невиновности подследственных. В случае совершения тяжких преступлений практиковалось предварительное заключение под стражу и доносителя и подозреваемого. Чиновник, ведущий следствие, должен был удостовериться в полноценности улик. При тяжких преступлениях, неясности улик, запирательстве подследственного разрешалось применение пыток, но не более трех раз и с интервалами в 20 дней. Особенно тщательное следствие проводилось, если речь шла о мятеже.
Суд не был отделен от администрации. Судебное дело полагалось возбуждать по месту приписки истца, например в уездном управлении, или, при невозможности до него добраться, в ближайшем казенном учреждении.
Подсудность дела определялась как по месту совершения преступления, так и по степени его важности, тяжести возможного наказания. Дела о каторге и срочной ссылке решались провинциальными управлениями, а те, по которым предполагалось более тяжкое наказание, передавались на рассмотрение в Министерство юстиции.
Специальные судьи и следователи этого министерства не только проводили расследование важных дел; но и проверяли и пересматривали приговоры, вынесенные низшими инстанциями, решали вопрос о взыскании долгов.
В ведении Министерства юстиции было два управления: управление взысканий, проводящее конфискацию имущества и взыскивающее штрафы в пользу казны, и тюремное управление, осуществляющее надзор за подследственными, за принудительными работами заключенных, за исполнением приговоров.
Информация о работе Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии