Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:53, контрольная работа
Раскрывает основные направления развития государства и права в средневековой Японии
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Этапы и периоды развития средневековой Японии..……………………….5
1.1. Первый период формирования средневековой Японии…………5
1.2. Второй период формирования средневековой Японии………….9
2. Основные черты права средневековой Японии.……………………………11
2.1. Источники права средневековой Японии………………………...11
2.2. Судебный процесс …………………………………………………16
2.3. Уголовное право…………………………………………………....18
2.4. Регулирование имущественных отношений. Семейное право….22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...30
Не получил широкого распространения и договор найма рабочей силы, так как существовала трудовая повинность, широкая сеть различных отработок. В «Тайхо ёро рё» договор найма упоминается применительно к найму мастеров, строителей, кровельщиков и др. на сверхурочные работы, а также казенных пастухов и «носильщиков налогов», которых нанимало государство постоянно или временно. Этот договор сопровождался рядом гарантий против злоупотреблений нанимателя в отношении работника, например, срок найма не мог без согласия работника превышать 50 дней и пр.
Японское семейное право как наиболее традиционное, связанное с религией не претерпело сколько-нибудь заметного изменения на всех этапах средневековой истории страны.
Браки заключались семьями, согласие родителей и ближайших родственников было обязательным условием действительности брака. Требовался также равный сословный статус жениха и невесты, «непорочность» их добрачных отношений. Правом определялся возраст брачного совершеннолетия для мужчины в 15 лет, для женщины в 13 лет.
Браку предшествовал сговор родителей и помолвка, беспричинное расторжение которой было наказуемым. Она расторгалась, если жених не появлялся в течение одного месяца или если брак не был заключен в течение трех месяцев после помолвки. Влекло расторжение помолвки и совершение преступления женихом или невестой.
Запрещались браки не только между свободными и рабами, но и между отдельными категориями рабов. Здесь, действовал своеобразный кастовый принцип.
Порядки патриархальной семьи были отражены в праве Японии, при этом не столь бесправным было и положение женщины в семье. Брак в принципе был моногамным, наложницы не брались в расчет. Женщина находилась под опекой мужчины: отца, мужа, сына; но эта опека была более легкой и регулировалась законом. Муж не мог равнять жену с наложницей, не мог он навязать жене и развод из-за наложницы. Беспричинный развод влек за собой запрещение нового брака.
Развод, не только разрешался, но и прямо предписывался при определенных обстоятельствах помимо воли супругов, например в случае попытки убийства, избиения родителей и других близких родственников мужа или жены. Брак, как и развод, был делом не только супругов, но и их семей. При разводе по инициативе мужа или жены требовалось согласие родителей и того и другого. Родители должны были подписать «разводную бумагу». Перечень обстоятельств, которые давали мужу законные основания для развода, был значительно шире, чем у жены. Она имела право на развод лишь в случае длительного, в течение пяти лет безвестного отсутствия мужа или тяжкого оскорбления им ее родителей.
Законные основания мужа на развод были те же, но не все они влекли за собой изгнание разведенной жены из дома. За исключением «распутства», «непослушания свекру или свекрови», «дурной болезни», жена могла и после развода оставаться в доме мужа, если она оказывала ему поддержку в период ношения траура по родителям, была знатнее мужа и тем самым повысила его социальный статус, если у нее не было родительской семьи. Мужу могли отказать в разводе и в том случае, если он разбогател благодаря приданому жены.
В японском праве присутствовала относительная терпимость к незаконнорожденным детям и детям, родители которых были неравны по своему социальному статусу. Как правило, действовала фикция, что родители не знали о действительном статусе своего партнера, тогда ребенок становился «рёмином». Незаконнорожденные дети передавались на воспитание в семью одного из родителей, занимающую более высокий социальный статус, но мать и отца такого ребенка разлучали. Статус «рёмин» получал и ребенок, появившийся на свет в результате насилия хозяина над рабыней.
Бездетным семьям с целью продолжения рода предоставлялось право усыновления ребенка из числа близких родственников, который приобретал все права законнорожденного.
В японских кодексах относительно подробно был разработан институт наследования по закону. В наследственную массу входили зависимые люди, но не входящие в категорию кланового рабами, поля, строения, другое имущество. В нее же входило приданое жены умершего главы семьи.
Если речь шла о полях и имуществе, жалованных за заслуги, наследственные доли сыновей и дочерей были равными.
Вопрос о завещании в праве Японии не получил достаточной разработки, поскольку преобладала большесемейная собственность. По завещанию можно было передать только лично нажитую или лично унаследованную собственность
Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовался чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние — получали половину доли братьев. Чин мог быть унаследован только старшим сыном жены.
Отец не мог лишить сына наследства, не имел права увеличить долю одного сына за счет другого. Допускалось дарение земли только для религиозных целей.
Заключение.
Не случайно японское государство периода VIII—Х вв. называют в исторической литературе «правовым», в отличие от последующей эпохи, когда под влиянием ряда исторических факторов произошло резкое падение общего значения роли закона, права как такового.
В период «правового государства» право Японии основывалось на требованиях «законности», которая в понимании того времени включала в себя ряд положений: о неукоснительном следовании предписаниям закона, о наказаниях за преступления, проступки и даже ошибки всех, от раба до буддийского монаха, о беспристрастности судей и следователей, о четком делопроизводстве, в том числе и судебном, а также о тщательной проверке и перепроверке (вплоть до императорской) применения наказаний, особенно смертной казни, об учете смягчающих и неучете отягчающих вину обстоятельств, указанных в законах, изданных до начала следствия по конкретному делу и пр.
Неразрывная связь права с религиозной традицией определяла стойкую преемственность его норм в средневековом праве Японии.
Для средневекового права Японии было характерно повсеместное распространение норм обычного права, действующих в тех или иных общинах или в той или иной складывающейся сословной группе. Это является ярким свидетельством специфической черты Японии, умения японцев заимствовать достижения других культур, но не слепо, а трансформируя их, приспосабливая к историко-культурным, национальным особенностям своей страны.
Но, не смотря на довольно-таки логичную форму построения правовых отношений, тем не менее, в японском средневековом праве не было четких различий между деликтом и преступлением, нормами уголовного и административного права и пр.
Список используемой литературы.
1. История стран Азии и Африки в средние века. Основы лекционного курса. Говоров Ю. Л. - Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1998.
2. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А - М.,1998.
3. Японский кодекс "Тайхо Ёро рё" (VIII в.) и право раннего средневековья. Воробьев М. В. Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы - М., 1990.
4. Анисимцев Н. В. Правовая система Японии: Краткий обзор. Периодическое издание «Юридический мир» - № 6. - 2003.
2
Информация о работе Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии