Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:30, дипломная работа
Чтобы знать истоки фашизма необходимо знать историю. Потому что, не зная прошлого, не понимаешь настоящего и разобравшись в прошлом мы убережём себя от таких ошибок в будущем. Во времена фашизма действовало беззаконие, государство легко лишало жизни, имущества, чести своего гражданина. Фашизм – явление, отличающееся определенными особенностями. В Германии эти особенности – национализм и расизм. Фашистская организация хотела вернуть утраченное достоинство страны.
Введение.................................................................................................................. 3
Глава 1. Научное определение тоталитаризма………………………...………19
Глава 2. Установление тоталитарного режима в Германии…………....…......27
2.1 Унификация общественно-политической жизни 1933-1935г. г….…....….27
2.2 Судебно-правовые и экономические реформы режима…............….……41
Глава 3. Консолидация общества 1935-1939г. г………………………………58
3.1 Деятельность организаций по воспитанию народа в духе нацистских планов ……………………………………………………………………………58
3.2 Органы террора и репрессий как опора тоталитарного режима……...…..62
Заключение……………………………………………………………….….…...70
Список использованной литературы и источников……………………….…..74
- являлся внебрачным ребенком, одним из родителей которого был еврей.
В свою очередь, лица, еврейство
которых оказалось
При регулировании отношений, возникающих между евреями и нацистским государством, применялись совершенно различные подходы, методы и инструменты: от непосредственного физического насилия, погромов, введения экономических санкций и ограничений, до принятия и реализации антиеврейских законов.
Новый импульс юдофобское
нацистское законотворчество получило
в сентябре 1935 года в связи с
принятием документов, вошедших в
историю юридической и
Невзирая на отсутствие системного подхода к государственному законотворчеству в сфере решения «еврейского вопроса», а также невысокую юридическую технику принимаемых антисемитских законов, правовое значение антиеврейского законодательства Третьего Рейха невозможно недооценить в силу следующих причин:
1) посредством облечения
в форму правового принципа
антисемитизм стал
2) изыскана возможность
перераспределения, или,
3) все антиеврейские акции,
проводимые режимом в будущем,
получили свое юридическую
Таким образом евреи были превращены в париев общества, лишенные всех элементарных прав и имущества, потеряв защиту законодательства и став людьми второго сорта они не могли не то чтобы надеяться на защиту со стороны государства, но и в любой момент ожидали ухудшения своего положения как раз благодаря новому государству. В будущем еврее ожидали еще большие притеснения и лишения. Массовое истребление и террор.
Далее обратимся к нацификации государственного аппарата. Интересный закон «Об упорядочении управленческого аппарата» от 7 апреля 1933г.,53 который разрешал увольнять государственных чиновников, не являющихся «…из-за своей прежней политической деятельности благонадежными и на которых нельзя положиться в том, что они полностью посвятят себя службе государству». Отстраненным от исполнения своих обязанностей чиновникам-неарийцам выплачивалось жалование в течение трех месяцев после увольнения. Если уволенные чиновники имели какое-либо почетное звание, то они его лишались.
Результатом практической реализации
данного закона стала тотальная
нацификация всего управленческого аппарата,
так как лица, не разделяющие нацистскую
идеологию и не входящие в НСДАП, к занятию
ответственных постов не допускались.
Попутно происходило устранение с государственной
службы представителей всех иных, кроме
НСДАП, партий и движений. Данный нормативный
акт по своему объектно-субъектному составу
и последствиям довольно схож с инициированным
оккупационными союзническими властями
процессом после окончания войны отстранением
от работы и лишением средств к существованию
представителей германских профессорско-
Следующим этапом развития нацистского законодательства стала разработка и реализация законодательной программы, имевшей своей целью создание нацистской судебной системы. В соответствии с указом от 21 марта, в каждом районе страны создавалось по одному специальному суду, состоявшему из трех специально подобранных судей – чаще просто из функционеров НСДАП, не имеющих подчас базовых юридических знаний55. Перманентные обращения Гитлера к древним германским традициям и языческой культуре и его требования о замене римского права, «доселе обслуживавшего материалистические интересы», германским правом, наводят на мысль, что система чрезвычайных судов возникла отнюдь не на пустом месте. Вернее, она были лишь возрождена нацистами, очищена от вековой пыли и модернизирована в соответствии с духом времени и новыми потребностями НСДАП. По всей вероятности, прародителем специальных судов национал-социалистической Германии является Священный Фем (нем.: Feme, Fembericht), который представлял собой трибунал, имевший в своей основе тайное общество и не подчинявшийся ни феодальной, ни церковной власти. Характерными чертами нацистских специальных судов были:
· безапелляционность принимаемого решения, то есть, отсутствие каких бы то ни было инстанций и формальных оснований для его обжалования.
· непропорционально усиленное, по сравнению со стороной защиты, обвинение.
· наличие тайной полиции, осуществлявшей свою деятельность в непосредственном и тесном контакте с судьями.
· смертная казнь была наиболее распространенной мерой наказания.
· Основная компетенция по рассмотрению дел у специального нацистского суда это преступления против партии, государства, основ гитлеровской идеологии, лично фюрера и высших руководителей государства. Также рассматривались преступления против чести, предательство, убийство, воровство, лжеприсяга, клевета, изнасилование, злоупотребление властью и т.д.
· личная заинтересованность нацистских судей в исходе рассматриваемого ими дела.
· немедленное приведение приговора в исполнение.56
Компетенция специального суда
была достаточно широкой: в первую очередь
ему были подсудны тягчайшие преступления,
а также подстрекательство к
неповиновению
Заслуживают внимания следующие положения декрета:
«Раздел 3. (1). Специальные суды будут …компетентными, если преступление в пределах их юрисдикции представляет и другое наказуемое деяние.
Раздел 2. (1). Разбирательство по поводу выдачи ордеров на арест (специальным судом – прим. автора) производиться не будет…
Раздел 11. Предварительного судебного расследования производиться не будет…».
Специальные суды пользовались
полной свободой и в подборе и
оценке доказательств, а также определении
их допустимости: «Раздел 13. Специальный
суд может отказаться принять
любое доказательство, если судьи
пришли к выводу, что данное доказательство
не нужно для выяснения
Анализ исследуемого акта позволяет с уверенностью заявлять, что как де-юре, так и де-факто у германских специальных судов не существовало строго определенной или, хотя бы, приблизительно очерченной подсудности, в связи с чем их компетенцию можно назвать «плавающей». В самом деле, статья 14 распространяла деятельность специальных судов и на «другие» преступления и правонарушения, «если обвинение придерживается мнения, что нужно немедленное вынесение приговора ввиду тяжести или особой жестокости совершенного деяния, либо учитывая общественную реакцию, вызванную данным преступлением либо серьезную угрозу общественному порядку или общественной безопасности». Через несколько недель после опубликования декрета от 28 февраля 1933 г., были воссозданы чрезвычайные военные суды (чести), к компетенции которых были отнесены все преступления, совершенные военнослужащими. 59
1935 год прошел в Германии под знаком широкого реформирования уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Собственно говоря, фюрер заявлял о назревшей необходимости серьезной модификации Свода уголовных законов страны гораздо раньше, мотивируя свое предложение принципиально неверной оценкой общественной опасности совершаемых преступлений со стороны кайзеровского и Веймарского законодателей. «Нам совсем не пристало, - утверждал он, - вешать мелких воров и предоставлять бегать на свободе крупным ворам. Гораздо лучше будет, если в один прекрасный момент мы создадим национальный трибунал, который сумеет отдать под суд и расстрелять несколько десятков тысяч ноябрьских преступников, тех, которые играли роль организаторов революции и поэтому должны нести главную ответственность60. Такой пример в достаточной степени устрашит на все дальнейшие времена так же и мелких предателей и послужит для них необходимым уроком». Полное согласие с Гитлером демонстрирует министр юстиции доктор Г. Франк: «Государство должно привести в исполнение множество приговоров, дабы наказать посягательства на народную свободу. …Справедливое наказание служит укреплению и защите народного единства и является орудием знаменательной борьбы народа за свободу, а, следовательно, борьбой против преступников и преступлений. Посредством уголовного закона народу показывается, что государство безоговорочно требует свободы на благо народного единства, и для этого устанавливает справедливые наказания». 61 Эти высказывания подтверждают уже изначальную ориентированность национал-социалистического уголовного законодательства не на реализацию принципов равноправия сторон процесса и признания презумпции невиновности человека, привлекаемого к уголовной ответственности, но на разработку и реализацию уголовного законодательства, направленного на устрашение потенциальных преступников, то есть, на предотвращение преступлений в принципе. Основой уголовного права Германии в 1933-1945 гг. оставался Уголовный кодекс, принятый в 1871 г., который, несмотря на многократно вносимые изменения и дополнения, целиком никогда не пересматривался. Уголовный процесс и судоустройство регулировались соответственно Уголовно-процессуальным кодексом 1877 г. и Общим актом о судоустройстве, принятым в том же году. Общим и важным моментом для уголовно-правовой и судебной сфер, как кайзеровской Германии, так и Веймарской республики, является то обстоятельство, что назначение судей и прокуроров, а также вынесение приговоров являлись тщательно охраняемыми прерогативами отдельных германских земель. Для понимания характера внесенных национал-социалистическим законодателем изменений и поправок в уголовное законодательство Германии, необходимо обратить внимание на классификацию уголовных преступлений по УК 1871 г., который, исходя из степени общественной опасности содеянного, выделял:
- тяжкие преступления, за
совершение которых могла быть
назначена исключительная мера
наказания или тюремное
- преступления средней
тяжести, подлежащие наказанию
в виде тюремного заключения
на срок менее 5 лет лишения
свободы или назначения
- незначительные преступления или проступки.62
Как показывает приведенная классификация, отдельно законодателем выделены лишь тяжкие преступления, причем следует обратить внимание на нижний уровень назначения тюремного заключения при совершении тяжких преступлений. В данной связи вспоминаются слова Гитлера, который был уверен в том, что после тюремного заключения (даже непродолжительного) или каторги человек уже ни при каком обстоятельстве не сможет вновь гармонично влиться в общество: он, как правило, будет либо тяжело болен, либо деморализован и в связи с этим будет подлежать уничтожению. Следовательно, единственное, что ожидало человека, совершившего преступление, к которому, наряду с разбоем, поджогом, фальшивомонетничеством, убийством, насилием, относилось членство в коммунистической или социал-демократической партиях, занятие гомосексуализмом, еврейское происхождение, совершение государственной измены и т.д., - это смерть, с той лишь разницей, будет ли она мгновенной или медленной и мучительной. В материалах Нюрнбергского процесса подчеркивается, что, несмотря на то, что назначение судей являлось прерогативой земель в составе империи, в целом германская судебная система вплоть до прихода Адольфа Гитлера к власти отличалась высокой организованностью и чрезвычайной унифицированностью. Основой судебной системы и судами первой инстанции являлись амсгерихты, к компетенции которых относились незначительные гражданские дела, а также правонарушения и проступки. Амсгерихтов насчитывалось по стране свыше 2000. В то время как ландсгерихтов – судов, правомочных рассматривать более значительные, исходя из суммы заявленных исковых требований, гражданские дела и более тяжкие уголовные дела, было около 180. Апелляционной инстанцией по отношению к амсгерихтам и ландсгерихтам являлись оберландсгерихты. Их было 26, то есть, по одному в каждой земле или провинции (позже были созданы еще девять: в Австрии, Данциге, Польше, Судетах и Богемии). Президент оберландсгерихта являлся главой администрации и координатором деятельности всех судов в пределах земли. Имперский верховный суд, находящийся в Лейпциге, был верхним звеном в германской судебной иерархии, и разрешал наиболее общественно важные и принципиальные вопросы, связанные с толкованием и применением имперского законодательства, а также рассматривал апелляционные жалобы на решения оберландсгерихтов земель, как по гражданским, так и по уголовным делам.63 Исключительной компетенцией имперского верховного суда являлось рассмотрение им в качестве первой, апелляционной и кассационной инстанций всех дел, связанных с государственной изменой.
Информация о работе Формирование и становление нацистского тоталитарного государства 1933-1939 годов