Формирование и становление нацистского тоталитарного государства 1933-1939 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:30, дипломная работа

Описание работы

Чтобы знать истоки фашизма необходимо знать историю. Потому что, не зная прошлого, не понимаешь настоящего и разобравшись в прошлом мы убережём себя от таких ошибок в будущем. Во времена фашизма действовало беззаконие, государство легко лишало жизни, имущества, чести своего гражданина. Фашизм – явление, отличающееся определенными особенностями. В Германии эти особенности – национализм и расизм. Фашистская организация хотела вернуть утраченное достоинство страны.

Содержание

Введение.................................................................................................................. 3

Глава 1. Научное определение тоталитаризма………………………...………19

Глава 2. Установление тоталитарного режима в Германии…………....…......27

2.1 Унификация общественно-политической жизни 1933-1935г. г….…....….27

2.2 Судебно-правовые и экономические реформы режима…............….……41

Глава 3. Консолидация общества 1935-1939г. г………………………………58

3.1 Деятельность организаций по воспитанию народа в духе нацистских планов ……………………………………………………………………………58

3.2 Органы террора и репрессий как опора тоталитарного режима……...…..62

Заключение……………………………………………………………….….…...70

Список использованной литературы и источников……………………….…..74

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа. Зинчук П.В..docx

— 149.05 Кб (Скачать)

1. Вера в простоту мира - это центральная характеристика  тоталитарного сознания. В нацистской Германии этот элемент проявлялся в реализации расовой теории, где было четкое разделение на высшие арийские) расы, близкие к арийским (европейские), и низшие (славяне, евреи, цыгане). Если мир прост и понятен, то вся работа ученых является бессмысленной тратой народных денег, а их открытия и выводы - лишь попытка заморочить людям голову. В Германии это привело к жесткой регламентации научной деятельности. Иллюзия простоты создает и иллюзию всемогущества: любая проблема может быть решена, достаточно отдать верные приказы. Хоть немецкая наука времен Третьего рейха и сумела добиться поразительных и опережающих свое время достижений, она показала свою неспособность работать в тяжелых, стрессовых условиях .

2. Вера в неизменный  мир. Все элементы общественной  жизни - лидеры, институты, структуры,  нормы, стили - воспринимаются  как застывшие в неподвижности.  Новации быта и культуры игнорируются  до тех пор, пока не будут  созданы в таких количествах,  что станут восприниматься как  давно известные. Изобретения  не используются, или используются  в сугубо специальных, государственных  целях, открытия засекречиваются.  Паспортная система привязывает  людей к месту жительства, а  трудовое законодательство - к рабочему  месту. Вера в неизменность  мира влечет недоверие к переменам.

3. Вера в справедливый  мир. Царство справедливости осуществляется  в каждом тоталитарном режиме. Третьего Рейха еще нет - построить  его мешает окружение, но социальная  справедливость уже достигнута. Озабоченность людей справедливостью  по своей силе и всеобщности  трудно сравнить с каким-нибудь  другим человеческим мотивом.  Именем справедливости совершались  самые добрые и самые чудовищные  дела.

4. Вера в чудесные свойства  мира. Или в особые свойства  отдельной расы. Ей приписываются  особые, исключительные свойства, придавая  мистический ореол. Эта вера  показывает оторванность тоталитарного  сознания от реальности.30

Основной социальной силой, на которую опирался тоталитаризм в  период его формирования, был не какой-то определенный класс, а люмпенство в широком смысле слова, люди разного  социального происхождения, выбитые  из своих традиционных социальных сфер мощными экономическими и военными потрясениями, люди с маргинальной психологией. В Германии именно эти люди с энтузиазмом ринулись в партию во время формирования первых отрядов штурмовиков СА, не утруждая себя необходимостью разобраться в основных идеях нацистской теории. Люмпенские слои в обществе в той или иной мере присутствуют на протяжении всей его истории. Но лишь на определенном этапе общественного развития (т.е. в XX веке) эти слои становятся социальной базой тоталитарных политических режимов и выдвигают из себя "кадры" вождей и исполнителей (как, впрочем, и жертв). Люмпенизированные группы общества социально аморфны, социально-политически и экономически дезориентированы, враждебно настроены ко всем остальным социальным слоям и группам, обладающим стабильным жизненным укладом, определенностью этических принципов и др. Отличие люмпенства XX века от аналогичных социальных групп в предшествующие эпохи состоит, прежде всего, в том, что "люмпенизатором" в данном случае выступает само государство, монополизирующее экономику, или супермонополии, сросшиеся с государством и в этом плане мало чем от него отличающиеся. Социальные свойства люмпенских слоев общества делают их восприимчивыми к радикальным идеологиям и радикальным политическим режимам.

Далее тоталитаризм формирует свою собственную социальную базу, полностью отвечающую его зрелым формам. Это армия бюрократии, способная с помощью карательных органов дать отпор всем, кто поднимется на уровень "рассудка" и заявит о своих правах. Бюрократизация всех форм управления обществом происходит следующим образом. В условиях полностью огосударствленной экономики государственный аппарат становится тотальным собственником всех материальных составляющих жизни общества. Это делает его с неизбежностью и хозяином всех продуктов духовного производства. При обладании аппаратом всей полнотой власти у него нет и не может быть политических конкурентов, в обществе не складываются и механизмы сдержек и противовесов. Государственно-партийный аппарат не может не обюрократиться в таких условиях. Бюрократизм проявляется не только в чрезмерном разрастании аппарата, он выливается и в тотальную засекреченность всех форм и методов его деятельности. Господство централизованно-административных форм управления всеми сферами общественной жизни - необходимая черта бюрократизации. Здоровая конкуренция альтернативных управленческих решений подменяется аппаратной интригой, а соперничество специалистов – карьерно-клиентными отношениями. Развитие указанных черт бюрократизированного аппарата рано или поздно приводит к его неспособности осуществлять рациональное управление обществом. Но поскольку властные права его никем не ограничиваются, то основной формой его деятельности становится административный произвол. Все это дополняется административным ограничением всех, даже элементарных, прав и свобод индивида (включая права на выбор места жительства и передвижение внутри собственной страны, не говоря уже о праве выезда за ее пределы).31

В заключении формируется "номенклатура", привилегированная прослойка, войти в которую было не просто, но "выпасть" из нее можно было лишь за особо одиозные прегрешения. Границы между разными слоями общества становятся менее подвижными. В политической области возникновение тоталитаризма возможно лишь в том обществе, где многопартийная система сменяется однопартийной. В этом случае партия, придя к власти, стремится уничтожить всю политическую оппозицию. Уже на первом этапе тоталитаризма в нацистской Германии возобладал политический тоталитаризм: речь идет об однопартийной системе и абсолютном огосударствлении всей политической системы, включая все общественные организации. Политические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают или носят формально-декоративный характер. Главной задачей партии становится непрерывное формирование нужного для нее человека. Обществу систематически навязывалась мысль, что партия ищет власти не ради нее самой, а ради блага большинства.

Итак, если подытожить все  выше указанное, то можно уверенно перечислить следующие главные черты тоталитарного государства:

1)   официальная идеология,  представленная официальной доктриной;

2) наличие одной массовой  партии, которая организуется на  строго иерархической основе  и имеет только одного вождя;

3) принцип вождизма;

4) технически обусловленная почти однопартийная власть над всеми эффективными средствами вооруженной борьбы;

5) система террористической полицейской власти, опирающаяся на монополию, на насилие и средства коммуникации.

Тоталитарная идеология  имеют свою строгую систему:

а) тоталитарная идеология  претендует на всеобщность, на воплощение истины, правоты и блага народа;

б) что, в принципе, не наблюдается  в реальности прошлого и настоящего;

в) ради осуществления провозглашаемых  идеалов необходимо радикальное  переустройство общества в целом  и каждого в отдельности –  то есть добровольное или «насильственное» обновление;

г) все идеологические постулаты  и лозунги могут приниматься  только на веру и носят характер культа;

д) преобразование общества должно осуществляться вопреки воле народа.

 

 

                Глава 2. Установление тоталитарного режима в Германии

         2.1 Унификация общественно-политической жизни 1933-1935г. г.

 

   Установление однопартийной системы путем уничтожения других политических партий в Германии - первый шаг национал-социализма к созданию тоталитарного государства. В литературе часто сознательно искажается этот принцип фашистского государства, замалчивается половина истины. Считается, что, придя к власти, фашизм уничтожил пролетарские партии, но покровительствовал буржуазным.  Фактически же он уничтожает все политические партии и массовые организации, как пролетарские, так и буржуазные, устанавливает абсолютную политическую монополию фашисткой партии.  Создание однопартийной системы фашизма началось с уничтожения Коммунистической партии по вполне понятным причинам. Она - самая боевая, ей легче организовать свою борьбу на военных началах. Но начав с самого опасного врага, фашизм не остановился, пока не ликвидировал и последнюю буржуазную партию.  В первую очередь нацисты уничтожают Коммунистическую партию. Провокационный поджог рейхстага в ночь с 27 на 28 февраля 1933 года был сигналом к всеобщему наступлению против ее кадров и организаций. За одну ночь было арестовано 10 тысяч антифашистов, большинство из которых - коммунисты.32  На следующий день после пожара нацистское правительство запрещает все печатные коммунистические органы. В Берлине штурмовые отряды учиняют погром в доме имени Карла Либкнехта и превращают его в штаб квартиру политической полиции. В тот же день 28 февраля, Гитлер  представил  на подпись президенту  Гинденбургу  проект  декрета  "О   защите   народа   и государства", приостанавливавшего действие семи статей конституции,  которые гарантировали свободу личности и права граждан. Назвав этот проект "защитной мерой против насильственных действий коммунистов, представляющих угрозу для государства", Гитлер требовал права: ограничивать свободу личности и свободу мнений, включая свободу печати, а также свободу собраний и союзов;  нарушать тайну переписки, телеграфной и телефонной связи; устраивать домашние обыски, конфисковывать имущество.  Правительству предоставлялось право брать на себя полномочия любой земли, издавать указы, связанные с нарушением тайны переписки, телефонных разговоров, неприкосновенности собственности, прав профсоюзов. Декрет сильно ограничил, фактически упразднил гражданские свободы.33

           Все это считалось допустимым,  даже  если  выходило  за  рамки  закона. Декрет предоставлял также правительству рейха  право  пользоваться  полнотой власти в землях, когда это  вызывалось  необходимостью,  и  вводил  смертную казнь за ряд преступлений, таких, как "серьезные нарушения  спокойствия"  со стороны вооруженных лиц. Таким образом,  с  помощью  одного  юридического  акта  Гитлер  получил возможность не только затыкать рты оппонентам и бросать их по своей  прихоти за  решетку, но  и  придать  пресловутой  коммунистической  опасности,  так сказать, "официальный" характер, дабы нагнать побольше  страху  на  миллионы сограждан из среднего сословия и крестьянства, внушить им, что если  они не проголосуют через неделю за национал-социалистов, то власть могут захватить коммунисты. Этот декрет формально не запрещал Коммунистическую партию, но фактически ставил ее вне закона.  3 марта 1933 г. на нелегальной квартире арестован Эрнст Тельман. Схвачены еще два члена ЦК - Ватер Штекер и Эрнст Шнеллер.  Обезглавленная, лишенная органов печати, испытывающая на себе постоянные преследования и репрессии, организационно подорванная Коммунистическая партия перестала играть роль решающей политической силы.  Это был первый случай, когда  немцы  стали свидетелями нацистского террора, благословляемого правительством.

           С момента поджога Рейхстага  началась активнейшая перестройка  Государственного аппарата. Формально  Веймарская республика не пала  и просуществовала до конца  Второй мировой войны. Конституция  не была отменена, президентом  до смерти своей в 1934 году  оставался законно избранный  Гинденбург, сохранился Рейхстаг  и другие законные органы власти. То есть революции Германия  не пережила, видимость законности  и преемственности была соблюдена,  но все, что осталось от Веймара,  было сведено на нет и стало  не более, чем ширмой. На выборах  5 марта нацисты не получили  абсолютного большинства, нужного  для формирования однопартийного  правительства. Впрочем, это уже  не смущало Гитлера. 24 марта, окружив  Рейхстаг отрядами СА и СС, он провел через него закон  "О ликвидации бедственного  положения народа и Рейха":  Статья 1. Государственные законы могут быть введены в действие национальным правительством в соответствии с процедурой, заложенной в Конституции. Это касается также законов, относящихся к статье 85, параграф 2, и к статье 87 Конституции. Статья 2. Государственные законы, вводимые в действие национальным правительством, подготавливаются канцлером и публикуются в "Рейхсгазетцблатт". Они вступают в силу, за исключением оговоренных особо, на следующий день после их опубликования. Статьи 68 и 77 Конституции не имеют отношения к законам, введенным в действие национальным правительством... 34Таким образом пять коротких параграфов предусматривали    изъятие законодательных функций, включая контроль за  расходованием  бюджета  рейха, утверждение договоров с иностранными государствами  и  внесение  поправок  в конституцию, из юрисдикции парламента и передачу их сроком на четыре года  в ведение кабинета министров рейха. Более  того,  в  акте  оговаривалось,  что законы, принимаемые кабинетом, разрабатываются канцлером и "могут  допускать отклонения от конституции". Никакие законы не будут  "затрагивать  положение рейхстага" (грубее  этой  шутки  ничего  нельзя  было  придумать),  а  права президента останутся "нерушимы". Закон утверждал абсолютное превосходство исполнительной власти над законодательной. Правительство также наделялось неограниченными правами в области государственного бюджета – в области, которая всегда являлась прерогативой парламента. Согласно этому закону, заключение и исполнение договоров с иностранными государствами даже не нуждалось в согласии парламента.

     "Правительство,  -  обещал   Гитлер,   -   будет   пользоваться   этими полномочиями лишь при возникновении необходимости принять жизненно  важные меры. Существованию рейхстага или рейхсрата это не  угрожает.  Положение и права президента остаются неприкосновенными... Автономия федеральных земель сохранится. Права церкви не будут ущемляться, ее отношения с государством не изменятся. Число случаев, когда будет возникать потребность применения этого закона, ограничено".35 Закон этот предоставлял Гитлеру диктаторские полномочия, наделяя его не только исполнительной, но и законодательной властью, причем принимаемые им законы отныне могли не соответствовать конституции. Рейхстаг и президент становились, таким образом, не более чем формальностью. После этого уже не составляло труда уничтожить реальную и возможную оппозицию.36 31 марта 1933 года был принят закон «О включении земель в империю». Представительные органы земель (ландтаги) подлежали роспуску. Позже законом от 30 января 1934 года «О переустройстве империи» они были ликвидированы окончательно. Например, статья 1 Закона говорила, что «Народные представительства Земель отменяются». Земли стали управляться назначаемыми из центра наместниками: «Права верховенства области переходят к империи. Правительства земель подчиняются имперскому правительству» (статья 2). «Имперские наместники в землях подлежат должностному надзору министра внутренних дел империи» (статья 3).37 С ликвидацией Рейхсрата Германская империя стала строго унитарным государством, построенным на принципе централизованного бюрократического управления. Последние следы местного самоуправления были ликвидированы с принятием в 1935 году «Положения о германских общинах» - Бургомистры общин и городов стали назначаться распоряжением министра внутренних дел, согласованными с местным отделением НСДАП. 7 апреля, Гитлер издал декрет «Об унификации земель с рейхом», которым вводился институт имперских наместников в федеральных землях. Задачей наместников было наблюдение за деятельностью местных органов, для чего им были предоставлены фактически чрезвычайные полномочия (в том числе право роспуска ландтага и отстранения главы правительства — Министра-президента).  Все  назначенные  наместники  были нацистами,   ото  всех требовалось проводить "генеральную политику, разработанную рейхсканцлером". Так, через две недели после обретения полноты власти, Гитлер достиг того,  на  что  Бисмарк,  Вильгельм  II  и  Веймарская республика не могли и рассчитывать: он лишил земли автономии и  подчинил  их центральной власти рейха, то есть своей личной власти. Впервые в истории  он по-настоящему объединил Германию, ликвидировав давнюю федеральную структуру.

Информация о работе Формирование и становление нацистского тоталитарного государства 1933-1939 годов