Формирование и становление нацистского тоталитарного государства 1933-1939 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:30, дипломная работа

Описание работы

Чтобы знать истоки фашизма необходимо знать историю. Потому что, не зная прошлого, не понимаешь настоящего и разобравшись в прошлом мы убережём себя от таких ошибок в будущем. Во времена фашизма действовало беззаконие, государство легко лишало жизни, имущества, чести своего гражданина. Фашизм – явление, отличающееся определенными особенностями. В Германии эти особенности – национализм и расизм. Фашистская организация хотела вернуть утраченное достоинство страны.

Содержание

Введение.................................................................................................................. 3

Глава 1. Научное определение тоталитаризма………………………...………19

Глава 2. Установление тоталитарного режима в Германии…………....…......27

2.1 Унификация общественно-политической жизни 1933-1935г. г….…....….27

2.2 Судебно-правовые и экономические реформы режима…............….……41

Глава 3. Консолидация общества 1935-1939г. г………………………………58

3.1 Деятельность организаций по воспитанию народа в духе нацистских планов ……………………………………………………………………………58

3.2 Органы террора и репрессий как опора тоталитарного режима……...…..62

Заключение……………………………………………………………….….…...70

Список использованной литературы и источников……………………….…..74

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа. Зинчук П.В..docx

— 149.05 Кб (Скачать)

          Длительное время в западногерманской историографии преобладала теория персонификации и "демонизации" личности Гитлера. Он объявлялся чуть ли не единственным "губителем" немецкого народа (В. Мазер и др.)   В  1973 году известный публицист и историк Й. Фест сделал прорыв в биографическом жанре о Гитлере. Вышел его труд «Адольф Гитлер. Биография»19. Фест использует элементы психоанализа. Но в отличие от психоисториков, суждения которых порой носят абсурдный характер, Фест с помощью психоаналитических методов раскрывает "социальный" характер Гитлера. Поведение масс при этом объясняется страхом людей перед переменами, их потребностью в вожде.  Оставаясь на позиции "демонии" Гитлера, Фест тем не менее пытается выяснить ее источники, способы воздействия на различные группы населения, на своих соратников и окружение. Фест делает немало верных выводов, наблюдений. Язык его книги богат по стилю, очень интересны его так называемые "предваряющие", "промежуточные" и "заключительные" рассуждения, где он применяет не только психоаналитический, но и сравнительный методы. Но все же в книге присутствует налет некоего "любования" своим "героем". Эта "героизация" Гитлера наводит на мысль, что история не могла обойтись без него, с чем никак, на наш взгляд, согласиться нельзя. В более поздних биографиях Гитлера, например, английского историка Толанда20, мы встречаем суждения о "магнетической силе и фанатической воле" фюрера, которые притягивали массы. Заметим, что в истории было много людей с "магнетическим даром" и "фанатиков". Но никто из них не перевернул очередную страницу истории с такими трагическими последствиями для нее. 

        Картина, наиболее полно воссоздающая становление и развитие международной историографии нацистского режима в ХХ веке, создана английским историком Я. Кершоу – специалистом по германскому фашизму. Он сам является автором одной из значительных последних биографий А. Гитлера21. Кершоу анализирует интерпретации происхождения и сущности германского фашизма в широком формате: начиная с 20-х гг. ХХ века и до середины 90-х гг. Он рассматривает попытки историков объяснить национал-социализм в различном измерении: историко-философском, политико-идеологическом, моральном, каждое из которых правомочно. В его труде отражена эволюция трактовки нацизма в рамках международной историографии марксистского и немарксистского направлений, включая оценку нацизма как тоталитаризма и феноменологические интерпретации. Главной задачей современной и будущей историографии он считает сохранение в «коллективном образе» гитлеровского времени «Освенцима» «как шифра к нацистскому варварству».

       Суммируя итоги развития послевоенной историографии национал-социализма, можно сделать на этот счет следующие выводы:

1. Относительно причин  появления национал-социализма в  Германии единого ответа на  вопрос нет. Но единство мнений присутствует в вопрсое тоталитарного характера власти нацистов в Германии. Часть историков связывает его появление с событиями идейно-политической жизни конца ХVIII-ХIХ веков, другие склонны видеть истоки нацизма в итогах первой мировой войны и победы большевизма в России.

2. В вопросе причин  прихода нацистов к власти в Германии в начале 30х гг. прослеживается относительное единство. Особо выделяются три обстоятельства:

а) Гитлер и его движение сумели замкнуть на себе и выразить все страхи и опасения "простого человека" в условиях полномасштабного кризиса экономической и политической жизни либерального общества в Германии (Веймарской республике);

б) бездарная и неэффективная  политика буржуазных кабинетов 1930-1932 гг. ("недостаток власти", "вакуум власти");

в) поддержка и подталкивание  Гитлера к власти на заключительном этапе республики со стороны старой немецкой консервативной элиты из числа  националистов, рейхсвера, государственной  бюрократии, крупного банковского и  промышленного капитала.

3. Поддержка антигуманного  нацистского режима немецким  обществом объясняется учеными  несколькими причинами. Длительное  время превалировала оценка, что  в условиях террористического,  тоталитарного однопартийного режима  иного быть не могло. Страх  быть арестованным, изгнанным или убитым, толкал людей на эту поддержку. Указывалось на большую роль пропагандистской обработки населения. Постепенно к таким объяснениям (несомненно верным, и наиболее видимым) добавляется еще одна немаловажная причина - активная политика нацистов по социальной защите "простых" людей: безработных, малоимущих, рабочих и других слоев населения. Сыграли свою роль и "успехи" внешней политики Гитлера в 1933-1938 гг. Эти обстоятельства составили "капитал доверия" Гитлеру со стороны немецкого народа. Историки констатируют, что террор, пропаганда и "капитал доверия" морально подготовили немцев к агрессивной войне. В годы же войны, особенно когда победы фашистской Германии сменились поражениями, действовали условия военного времени, сковавшие нараставшие недовольство и разочарованность режимом. Очевидно, что к настоящему времени национал-социализм является достаточно глубоко изученной страницей германской и европейской историй. В последнее десятилетие исследование большинства его проблем носит печать подведения итогов, обобщения. История германского фашизма перестает быть предметом "современной истории". Это не означает окончания его исследования, часть проблем продолжает оставаться дискуссионной, выявляются новые аспекты, ряд тем выходят на новый виток (например, крупный капитал и нацизм). Людей, в конце концов, всегда будет интересовать, почему в фашистской Германии произошел "крах цивилизации". Национал-социалистические идеи, к сожалению, не остались в прошлом. Их рецидивы видны и сегодня в самой Германии, а также в ряде других европейских и неевропейских государств. Противодействие проявлениям неофашизма и неонацизма является делом особой важности. Противостояние фашизму и другим видам политической реакции является одним из условий сохранения цивилизации. Усилий историков, безусловно, недостаточно для противодействия возрождению фашизма. В то же время они всегда способны напомнить об исторической правде германского национал-социализма, фашизма в целом.

        Источниковая база дипломной работы. Источники, использованные при написании работы можно разделить на следующие группы:

1. Опубликованные документы и материалы. Важным источником по проблеме являются документы Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками. В нём изложены основные нацистские теории - расовая, принцип фюрерства, война как необходимость, проанализирован приход нацистов к власти и процесс формирования тоталитарной диктатуры, рассмотрены деятельность некоторых около партийных союзов. В частности содержатся документы о политике нацистов на временно оккупированных территориях.  Также большую ценность представляет третий том «История Германии. Документы и материалы». В разделе Германия в 1933-1939г.г. собрано большое количество документов посвященных формированию тоталитарного режима в Германии, на основе источников можно проследить механизмы и этапы формирования тоталитарной диктатуры национал-социализма.

2. Работы лидеров Третьего рейха. Значимость этой группы источников объясняется тем, что они отразили личную точку зрения нацистских лидеров, их позицию к происходящим событиям. Работы нацистских лидеров позволяют обозначить и проследить в полном объёме процесс формирования и становления, развития и эволюции мировоззрения Гитлера, Геббельса по проблемам культуры и пропаганды, а также позволяют выявить этапы и содержание деятельности каждого. Этот вид источников позволяет раскрыть и понять концепцию развития страны, разработанную нацистскими лидерами и приблизиться к пониманию их личностных качеств.  Дневниковые записи Геббельса «Последние записи. Дневники 1945 года»22, а также работа Ржевской «Геббельс. Портрет на фоне дневника»23, содержат интересный материал, раскрывающий механизм нацистского руководства в области духовной жизни, пропаганды, воздействия на население. Они исключительно важны, так как дают адекватное описание реальности той немногочисленной группы лиц, поведение и решение которых определяют судьбы десятков и миллионов людей.

3. Свидетельства современников, мемуарная литература. Важная информация, которая способна дополнить многие аспекты исследуемой проблемы содержится в свидетельствах современников. К их числу относятся работы Г. Пикера24, Г. Раушнинга25 и др. Входивший в близкое окружение Гитлера Генри Пикер стенографировал его "Застольные разговоры". Они интересны тем, что содержат программу нацистов по основным вопросам культуры и политики. Книга "Говорит Гитлер. Зверь из бездны" Г.Раушнинга почти полностью состоит из дословно воспроизведённых речей в узком круге посвящённых. Это лучшая возможность заглянуть в сердцевину фашизма, проследить эволюцию взглядов Гитлера на преобразования в стране. Работа известного американского историка и журналиста У. Ширера "Взлёт и падение третьего рейха", который находился в Германии с 1926 по декабрь 1941 года, ценна обширным документальным и фактическим материалом, который он собрал по горячим следам и который отсутствует даже в архивах. В книге широко использованы секретные документы государственных учреждений и различных ведомств Германии, материалы конференций и совещаний, дневники дипломатов. Если оценивать двухтомный труд Ширера не только с точки зрения документальной базы, то следует отметить, что это история нацизма, написанная здравомыслящим современником. В. Райх в своей работе "Психология масс и фашизм" исследует взаимосвязь психологии масс и фашизма. Это уникальный вклад в понимание психологии фашизма. Автор рассматривает взаимосвязь между психологией масс и различными формами тоталитаризма. Мемуары как источники носят субъективный характер, они отражены индивидуальным мировосприятием, а потому требуют особых методов источниковедческого анализа. Вместе с тем, это восприятие времени и отклик на него, что важно для исследователя.  

В написании дипломной  работы были использованы следующие  сайты Интернет:  

1.http:// wolfschanze.vif2.ru-Сайт посвященный истории СС 

2. http:// genstab.ru-Военная история

3. http:// militera.lib.ru-Военная литература

4. http:// prop.bomm.ru-История национал-социалистической пропаганды

5. http:// hist.ru-Исторический альманах

6. http:// peoples.ru-Исторические личности

7. http:// mina.ru-Плакаты по Третьему Рейху

8. http:// grani.ru-Кино, культура

9. http:// agentura.ru-Сайт посвященный спецслужбам

10.http://dersieg.hotbox.ru-Германская армия. Знаки НСДАП.

       Цель данной дипломной работы – изучение и анализ основных черт и особенностей формирования и становления нацистского тоталитарного государства.

Объект изучения – Нацистская Германия.

Предмет изучения – Тоталитарный режим в Германии.

Хронологические рамки дипломной  работы охватывают период с начала 1930-х гг. по 1939 год, то есть от прихода нацистов к власти до начала Второй мировой войны.

Задачи дипломной работы:

1) рассмотреть особенности  формирования и становления тоталитарного  государства в Германии;

2)  рассмотреть основные  черты и формы тоталитарного  режима в Германии. 

       Структура работы. Работа состоит из трех глав, введения и заключения, главы 2 и 3 разделены на несколько разделов. А также списка использованной литературы и источников.

 

 

 

 

 

 

 

                      Глава 1. Научное определение тоталитаризма.

 

         Само понятие "тоталитаризм" вошло в обиход в научной литературе Запада в конце 30-х годов нашего века. Например, "Энциклопедия социальных наук", изданная в 1930-1935 гг., не содержит этого термина. Уже в самом начале тоталитаризм однозначно отождествлялся с фашизмом и коммунизмом, рассматривавшихся как два его различных ответвления. Термин "тоталитаризм" стал употребляться для обозначения фашистского режима в Италии и германского национал-социалистического движения еще в 20-е годы. С 1929 года, начиная с публикации в газете "Таймс", его стали применять и к политическому режиму Советского Союза. Из политической публицистики этот термин входит в научный оборот для характеристики фашистских режимов и Советского Союза. На симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939 году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как "восстание против всей исторической цивилизации Запада.26 Вторая мировая война, а затем разгром фашистских режимов и начало "холодной войны" дали новый импульс теоретическому осмыслению тоталитаризма. В 1952 году в США была проведена конференция, посвященная этому социальному феномену, где был сделан вывод, что "тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все – от воспитания детей до выпуска продукции контролируется из единого центра". Спустя несколько лет вышел ряд фундаментальных работ на эту тему, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендта "Происхождение тоталитаризма" и совместная монография К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия".

        Тоталитаризм (от лат. "тоталь" - всеобщий, всеобъемлющий) - это политический режим, при котором гражданин является объектом полного контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти.27 С середины 30-х годов различные концепции тоталитаризма начинают распространяться в социально-философской и художественной литературе как осмысление практики нацизма. Мы попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы на примере нацистской Германии по следующим направлениям: идеология, политика, экономика. Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего - режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии. Тоталитарный режим идеологизирует все сферы жизни, теряя всякую способность к самокоррекции. При этом идеология исходит из некоторой первичной системы идеалов.28 Поэтому, в 30-е годы в Германии была создана идеология, которая провозглашала идеи "непогрешимого вождя" и "образа врага". Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена "образ врага" распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха. Противоестественное с точки зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и профессиональная пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности - все это оправдывало необходимость противостояния "врагам нации". Вечной борьбой с "врагами нации" в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной "сверхзадачей" всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия. Любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не столько человек, сколько власть как таковая, воплощенная в вожде обладающим абсолютной властью. Культ власти - в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть вождя оказывается сверхценностью - ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть - имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего - ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства. Картина мира тоталитарного сознания не ограничивается отношениями между народом и властью. Она включает в себя и глубинные представления о причинности, природе вещей, о времени, человеке и т.д. Принятие этой мифологии - не только следствие пропагандистских манипуляций. Являясь кратчайшим путем к счастью в наличных условиях существования, тоталитарная мифология принимается добровольно и с благодарностью.29 Носителями мифологии тоталитаризма являются люди как принадлежащие, так и не принадлежащие к властной элите. Рассмотрим основные элементы тоталитарной картины мира.

Информация о работе Формирование и становление нацистского тоталитарного государства 1933-1939 годов