Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:30, дипломная работа
Чтобы знать истоки фашизма необходимо знать историю. Потому что, не зная прошлого, не понимаешь настоящего и разобравшись в прошлом мы убережём себя от таких ошибок в будущем. Во времена фашизма действовало беззаконие, государство легко лишало жизни, имущества, чести своего гражданина. Фашизм – явление, отличающееся определенными особенностями. В Германии эти особенности – национализм и расизм. Фашистская организация хотела вернуть утраченное достоинство страны.
Введение.................................................................................................................. 3
Глава 1. Научное определение тоталитаризма………………………...………19
Глава 2. Установление тоталитарного режима в Германии…………....…......27
2.1 Унификация общественно-политической жизни 1933-1935г. г….…....….27
2.2 Судебно-правовые и экономические реформы режима…............….……41
Глава 3. Консолидация общества 1935-1939г. г………………………………58
3.1 Деятельность организаций по воспитанию народа в духе нацистских планов ……………………………………………………………………………58
3.2 Органы террора и репрессий как опора тоталитарного режима……...…..62
Заключение……………………………………………………………….….…...70
Список использованной литературы и источников……………………….…..74
Длительное время в западногерманской историографии преобладала теория персонификации и "демонизации" личности Гитлера. Он объявлялся чуть ли не единственным "губителем" немецкого народа (В. Мазер и др.) В 1973 году известный публицист и историк Й. Фест сделал прорыв в биографическом жанре о Гитлере. Вышел его труд «Адольф Гитлер. Биография»19. Фест использует элементы психоанализа. Но в отличие от психоисториков, суждения которых порой носят абсурдный характер, Фест с помощью психоаналитических методов раскрывает "социальный" характер Гитлера. Поведение масс при этом объясняется страхом людей перед переменами, их потребностью в вожде. Оставаясь на позиции "демонии" Гитлера, Фест тем не менее пытается выяснить ее источники, способы воздействия на различные группы населения, на своих соратников и окружение. Фест делает немало верных выводов, наблюдений. Язык его книги богат по стилю, очень интересны его так называемые "предваряющие", "промежуточные" и "заключительные" рассуждения, где он применяет не только психоаналитический, но и сравнительный методы. Но все же в книге присутствует налет некоего "любования" своим "героем". Эта "героизация" Гитлера наводит на мысль, что история не могла обойтись без него, с чем никак, на наш взгляд, согласиться нельзя. В более поздних биографиях Гитлера, например, английского историка Толанда20, мы встречаем суждения о "магнетической силе и фанатической воле" фюрера, которые притягивали массы. Заметим, что в истории было много людей с "магнетическим даром" и "фанатиков". Но никто из них не перевернул очередную страницу истории с такими трагическими последствиями для нее.
Картина, наиболее полно воссоздающая становление и развитие международной историографии нацистского режима в ХХ веке, создана английским историком Я. Кершоу – специалистом по германскому фашизму. Он сам является автором одной из значительных последних биографий А. Гитлера21. Кершоу анализирует интерпретации происхождения и сущности германского фашизма в широком формате: начиная с 20-х гг. ХХ века и до середины 90-х гг. Он рассматривает попытки историков объяснить национал-социализм в различном измерении: историко-философском, политико-идеологическом, моральном, каждое из которых правомочно. В его труде отражена эволюция трактовки нацизма в рамках международной историографии марксистского и немарксистского направлений, включая оценку нацизма как тоталитаризма и феноменологические интерпретации. Главной задачей современной и будущей историографии он считает сохранение в «коллективном образе» гитлеровского времени «Освенцима» «как шифра к нацистскому варварству».
Суммируя итоги развития послевоенной историографии национал-социализма, можно сделать на этот счет следующие выводы:
1. Относительно причин
появления национал-социализма
2. В вопросе причин прихода нацистов к власти в Германии в начале 30х гг. прослеживается относительное единство. Особо выделяются три обстоятельства:
а) Гитлер и его движение
сумели замкнуть на себе и выразить
все страхи и опасения "простого
человека" в условиях полномасштабного
кризиса экономической и
б) бездарная и неэффективная политика буржуазных кабинетов 1930-1932 гг. ("недостаток власти", "вакуум власти");
в) поддержка и подталкивание Гитлера к власти на заключительном этапе республики со стороны старой немецкой консервативной элиты из числа националистов, рейхсвера, государственной бюрократии, крупного банковского и промышленного капитала.
3. Поддержка антигуманного
нацистского режима немецким
обществом объясняется учеными
несколькими причинами.
Источниковая база дипломной работы. Источники, использованные при написании работы можно разделить на следующие группы:
1. Опубликованные документы и материалы. Важным источником по проблеме являются документы Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками. В нём изложены основные нацистские теории - расовая, принцип фюрерства, война как необходимость, проанализирован приход нацистов к власти и процесс формирования тоталитарной диктатуры, рассмотрены деятельность некоторых около партийных союзов. В частности содержатся документы о политике нацистов на временно оккупированных территориях. Также большую ценность представляет третий том «История Германии. Документы и материалы». В разделе Германия в 1933-1939г.г. собрано большое количество документов посвященных формированию тоталитарного режима в Германии, на основе источников можно проследить механизмы и этапы формирования тоталитарной диктатуры национал-социализма.
2. Работы лидеров Третьего рейха. Значимость этой группы источников объясняется тем, что они отразили личную точку зрения нацистских лидеров, их позицию к происходящим событиям. Работы нацистских лидеров позволяют обозначить и проследить в полном объёме процесс формирования и становления, развития и эволюции мировоззрения Гитлера, Геббельса по проблемам культуры и пропаганды, а также позволяют выявить этапы и содержание деятельности каждого. Этот вид источников позволяет раскрыть и понять концепцию развития страны, разработанную нацистскими лидерами и приблизиться к пониманию их личностных качеств. Дневниковые записи Геббельса «Последние записи. Дневники 1945 года»22, а также работа Ржевской «Геббельс. Портрет на фоне дневника»23, содержат интересный материал, раскрывающий механизм нацистского руководства в области духовной жизни, пропаганды, воздействия на население. Они исключительно важны, так как дают адекватное описание реальности той немногочисленной группы лиц, поведение и решение которых определяют судьбы десятков и миллионов людей.
3. Свидетельства современников, мемуарная литература. Важная информация, которая способна дополнить многие аспекты исследуемой проблемы содержится в свидетельствах современников. К их числу относятся работы Г. Пикера24, Г. Раушнинга25 и др. Входивший в близкое окружение Гитлера Генри Пикер стенографировал его "Застольные разговоры". Они интересны тем, что содержат программу нацистов по основным вопросам культуры и политики. Книга "Говорит Гитлер. Зверь из бездны" Г.Раушнинга почти полностью состоит из дословно воспроизведённых речей в узком круге посвящённых. Это лучшая возможность заглянуть в сердцевину фашизма, проследить эволюцию взглядов Гитлера на преобразования в стране. Работа известного американского историка и журналиста У. Ширера "Взлёт и падение третьего рейха", который находился в Германии с 1926 по декабрь 1941 года, ценна обширным документальным и фактическим материалом, который он собрал по горячим следам и который отсутствует даже в архивах. В книге широко использованы секретные документы государственных учреждений и различных ведомств Германии, материалы конференций и совещаний, дневники дипломатов. Если оценивать двухтомный труд Ширера не только с точки зрения документальной базы, то следует отметить, что это история нацизма, написанная здравомыслящим современником. В. Райх в своей работе "Психология масс и фашизм" исследует взаимосвязь психологии масс и фашизма. Это уникальный вклад в понимание психологии фашизма. Автор рассматривает взаимосвязь между психологией масс и различными формами тоталитаризма. Мемуары как источники носят субъективный характер, они отражены индивидуальным мировосприятием, а потому требуют особых методов источниковедческого анализа. Вместе с тем, это восприятие времени и отклик на него, что важно для исследователя.
В написании дипломной
работы были использованы следующие
сайты Интернет:
1.http:// wolfschanze.vif2.ru-Сайт посвященный истории СС
2. http:// genstab.ru-Военная история
3. http:// militera.lib.ru-Военная литература
4. http:// prop.bomm.ru-История национал-
5. http:// hist.ru-Исторический альманах
6. http:// peoples.ru-Исторические личности
7. http:// mina.ru-Плакаты по Третьему Рейху
8. http:// grani.ru-Кино, культура
9. http:// agentura.ru-Сайт посвященный спецслужбам
10.http://dersieg.hotbox.ru-
Цель данной дипломной работы – изучение и анализ основных черт и особенностей формирования и становления нацистского тоталитарного государства.
Объект изучения – Нацистская Германия.
Предмет изучения – Тоталитарный режим в Германии.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с начала 1930-х гг. по 1939 год, то есть от прихода нацистов к власти до начала Второй мировой войны.
Задачи дипломной работы:
1) рассмотреть особенности
формирования и становления
2) рассмотреть основные черты и формы тоталитарного режима в Германии.
Структура работы. Работа состоит из трех глав, введения и заключения, главы 2 и 3 разделены на несколько разделов. А также списка использованной литературы и источников.
Глава 1. Научное определение тоталитаризма.
Само понятие "тоталитаризм" вошло в обиход в научной литературе Запада в конце 30-х годов нашего века. Например, "Энциклопедия социальных наук", изданная в 1930-1935 гг., не содержит этого термина. Уже в самом начале тоталитаризм однозначно отождествлялся с фашизмом и коммунизмом, рассматривавшихся как два его различных ответвления. Термин "тоталитаризм" стал употребляться для обозначения фашистского режима в Италии и германского национал-социалистического движения еще в 20-е годы. С 1929 года, начиная с публикации в газете "Таймс", его стали применять и к политическому режиму Советского Союза. Из политической публицистики этот термин входит в научный оборот для характеристики фашистских режимов и Советского Союза. На симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939 году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как "восстание против всей исторической цивилизации Запада.26 Вторая мировая война, а затем разгром фашистских режимов и начало "холодной войны" дали новый импульс теоретическому осмыслению тоталитаризма. В 1952 году в США была проведена конференция, посвященная этому социальному феномену, где был сделан вывод, что "тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все – от воспитания детей до выпуска продукции контролируется из единого центра". Спустя несколько лет вышел ряд фундаментальных работ на эту тему, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендта "Происхождение тоталитаризма" и совместная монография К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия".
Тоталитаризм (от лат. "тоталь" - всеобщий, всеобъемлющий) - это политический режим, при котором гражданин является объектом полного контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти.27 С середины 30-х годов различные концепции тоталитаризма начинают распространяться в социально-философской и художественной литературе как осмысление практики нацизма. Мы попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы на примере нацистской Германии по следующим направлениям: идеология, политика, экономика. Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего - режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии. Тоталитарный режим идеологизирует все сферы жизни, теряя всякую способность к самокоррекции. При этом идеология исходит из некоторой первичной системы идеалов.28 Поэтому, в 30-е годы в Германии была создана идеология, которая провозглашала идеи "непогрешимого вождя" и "образа врага". Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена "образ врага" распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха. Противоестественное с точки зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и профессиональная пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности - все это оправдывало необходимость противостояния "врагам нации". Вечной борьбой с "врагами нации" в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной "сверхзадачей" всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия. Любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не столько человек, сколько власть как таковая, воплощенная в вожде обладающим абсолютной властью. Культ власти - в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть вождя оказывается сверхценностью - ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть - имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего - ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства. Картина мира тоталитарного сознания не ограничивается отношениями между народом и властью. Она включает в себя и глубинные представления о причинности, природе вещей, о времени, человеке и т.д. Принятие этой мифологии - не только следствие пропагандистских манипуляций. Являясь кратчайшим путем к счастью в наличных условиях существования, тоталитарная мифология принимается добровольно и с благодарностью.29 Носителями мифологии тоталитаризма являются люди как принадлежащие, так и не принадлежащие к властной элите. Рассмотрим основные элементы тоталитарной картины мира.
Информация о работе Формирование и становление нацистского тоталитарного государства 1933-1939 годов