Формирование и становление нацистского тоталитарного государства 1933-1939 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:30, дипломная работа

Описание работы

Чтобы знать истоки фашизма необходимо знать историю. Потому что, не зная прошлого, не понимаешь настоящего и разобравшись в прошлом мы убережём себя от таких ошибок в будущем. Во времена фашизма действовало беззаконие, государство легко лишало жизни, имущества, чести своего гражданина. Фашизм – явление, отличающееся определенными особенностями. В Германии эти особенности – национализм и расизм. Фашистская организация хотела вернуть утраченное достоинство страны.

Содержание

Введение.................................................................................................................. 3

Глава 1. Научное определение тоталитаризма………………………...………19

Глава 2. Установление тоталитарного режима в Германии…………....…......27

2.1 Унификация общественно-политической жизни 1933-1935г. г….…....….27

2.2 Судебно-правовые и экономические реформы режима…............….……41

Глава 3. Консолидация общества 1935-1939г. г………………………………58

3.1 Деятельность организаций по воспитанию народа в духе нацистских планов ……………………………………………………………………………58

3.2 Органы террора и репрессий как опора тоталитарного режима……...…..62

Заключение……………………………………………………………….….…...70

Список использованной литературы и источников……………………….…..74

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа. Зинчук П.В..docx

— 149.05 Кб (Скачать)

                                 Федеральное агентство по образованию

                            Государственное образовательное  учреждение

                               Высшего профессионального образования

                           «Кемеровский Государственный Университет»

                        Факультет Истории и Международных  отношений

             Кафедра Новой Новейшей истории  и Международных отношений  

 

 

 

                                  

                                     ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

На тему: Формирование и становление нацистского тоталитарного государства 1933-1939г.г.

 

 

                                                                                                                 Выполнил:

                                                                                         студент 5 курса ФИ и МО

                                                                                                             Группы И-064

                                                                                                               Зинчук П. В.

 

 

                                                                                            Научный руководитель:

                                                                             д. и. н.  профессор Корнева  Л. Н.                      

 

 

                                                                                 Работа защищена в ГАК с          Работа допущена к защите                                с оценкой___________________

«___» ____________2011 г.                                  Председатель ГАК

Заведующий кафедрой                                               _______________________

к.и.н. доцент   

________________Ю.Л. Говоров.                                          Члены ГАК

                                                                  

Работа защищена в ГАК                                              ___________________

«___» ____________2011 г.                                         ___________________                   

                                                                                 ___________________

                                              Кемерово 2011г.

                                                               

                                                                       Содержание

 

 

Введение.................................................................................................................. 3

 

Глава 1. Научное определение тоталитаризма………………………...………19

 

Глава 2. Установление тоталитарного  режима в Германии…………....…......27

 

2.1 Унификация общественно-политической жизни 1933-1935г. г….…....….27

 

2.2 Судебно-правовые и экономические реформы режима…............….……41

 

Глава 3. Консолидация общества 1935-1939г. г………………………………58

 

3.1 Деятельность организаций по воспитанию народа в духе нацистских планов ……………………………………………………………………………58

 

3.2 Органы террора и репрессий как опора тоталитарного режима……...…..62

 

Заключение……………………………………………………………….….…...70

 

Список использованной литературы и источников……………………….…..74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

                                                    

 

                                                    Введение

 

    Актуальность выбранной темы очень велика, и связана она, прежде всего с тем, что поднимаемый шум вокруг фашизма и неофашизма несет не только положительную функцию в плане освещения проблемы, но и обратную в плане её популяризации и неверной трактовки. Фашизм, как историческое явление до сих пор вызывает дискуссии и политические страсти. Его углубленное изучение необходимо в связи с живучестью фашистских идей, для предотвращения их возрождения. Изучая становление национал-социалистической тоталитарной диктатуры в Германии,  мы имеем возможность проследить пути и способы формирования нацистской тоталитарной диктатуры, что очень актуально и злободневно в наши дни, когда национализм, шовинизм и насилие поднимают голову. Необходимо постоянно напоминать людям о тех ужасах, которые несёт  в  себе фашизм, дабы не повторилось то, что имело место в 30-40 годы в Германии. Таким образом, неслучайно тема фашизма (который обнаруживает незаурядную способность трансформации и приспособления) до сих пор не оставляет равнодушными людей разных поколений, не позволяет успокоиться людской совести – а также и мысли, в том числе и научной. Чтобы знать истоки фашизма необходимо знать историю. Потому что, не зная прошлого, не понимаешь настоящего и разобравшись в прошлом мы убережём себя от таких ошибок в будущем. Во времена фашизма действовало беззаконие, государство легко лишало жизни, имущества, чести своего гражданина. Фашизм – явление, отличающееся определенными особенностями. В Германии эти особенности – национализм и расизм. Фашистская организация хотела вернуть утраченное достоинство страны. Фашистские лидеры не имели выдающихся знаний в науке и не отличались образованностью. Тем не менее, идеология униженной Германии воспиталась с пеленок. Режим – полувоенный. Гитлер доказал, что если будет единое государство, то оно сможет изменить положение в лучшую сторону. Идеи реванша поддерживались крупной буржуазией Германии. Банкиры, буржуазия хотели подавить коммунистическое движение. Была безработица, кризис. Народ искал выход из этой экономически сложившийся системы, и этот выход он видел в фашистской организации. Гитлеру нужна была власть.

Германский фашизм строил тоталитарный режим – организация власти, которая  подчиняет все формы жизни  человека на земле, пронизывает снизу  вверх, без демократии, единая идеология, нравственность, все подчинялось одному – идеологии фашизма. Экономический кризис подстегнул народы поверить в фашизм.

В настоящее время фашизм в его  классической форме нигде не существует. Однако фашизм до настоящего времени  остается актуальной темой, так как  всплески фашистской идеологии можно  увидеть во многих странах. Фашистские идеологии при поддержке шовинистических слоев населения активно борются за овладения государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.

           Историография вопроса. В первое десятилетие после окончания Второй мировой войны работ по истории нацизма практически не было. Происходило накопление материалов и документов, которые будут изданы в публикации семитомного издания материалов Нюрнбергского процесса (1957 – 1961 гг.).1 Долгое время в отечественной историографии по вопросу о сущности национал-социализма господствовала единая точка зрения, единственный подход и метод марксистский.  Историография фашизма насчитывает примерно столько же лет, сколько и сам феномен фашизма. Она включает в себя тысячи наименований.  С рубежа 50-60-х годов в работах отечественных авторов стали использоваться архивные документы, законодательство и статистика. Пожалуй, наиболее существенным достижением советской историографии первой половины 60-х годов стала книга Г.Л. Розанова "Германия под властью фашизма (1933 - 1939)"2, который в известной мере восполнил большой пробел в исследовании истории нацистского государства и его механизма. Среди важных работ, опубликованных в этот период, следует назвать книгу известного историка и социолога А. А. Галкина «Германский фашизм»3  одно из самых значительных исследований германского фашизма. Автор рассматривает широкий круг проблем, связанных с генезисом, социологией, экономикой, политикой и идеологией фашизма. Анализируется государственно-политическая практика и созданный фашизмом специфический механизм власти. Особое внимание уделено социальной базе фашизма.  Автор сосредоточил внимание на самых главных проблемах, связанных с генезисом, политикой, экономикой и идеологией фашизма. В главе "фашистская пропаганда" автор отмечает, что наряду с террором, пропаганда рассматривалась как основной инструмент сохранения и упрочения нацистского господства. Книга А. Галкина "Германский фашизм", стала наиболее крупным обобщающим исследованием национал-социализма в советской историографии. Вышедшая впервые в 1967 г., книга выдержала испытание временем и остается главным пособием по истории германского фашизма. В отечественной историографии среди работ по истории германского фашизма и в частности рассматривающих феномен пропаганды можно выделить работу Мельникова Д. Е. и Чёрной Л. В. "Адольф Гитлер. Преступник номер один. Нацистский режим и его фюрер"4, изданная в 1985году, переизданная в 2003году, посвящена  Гитлеру и нацизму, в свое время пробивалась сквозь идеологические препоны и догмы. В ней впервые в нашей стране было сказано о Гитлере, как о тоталитарной личности, диктаторе правого толка. Авторы считают, что подкуп, запугивание и открытый террор принесли свои плоды - литература, искусство, наука были превращены в составную часть нацистской пропаганды, в орудие оболванивания масс, воспитание их в нацистском духе. Также стоит отметить работу все тех же авторов Мельникова Д. и Черной Л. «Империя смерти. Аппарат насилия в нацистской Германии. 1933-1945 гг.»5 в этой работе разоблачается преступная деятельность спецслужб фашистского рейха, подчеркивается, что террор был неотъемлемой частью нацистской политики. В книге рассказывается о злодеяниях репрессивных органов, об истреблении славянских и других народов. Авторы разоблачают деятельность ряда нацистских “специалистов” по террору и геноциду – Гиммлера, Гейдриха, Кальтербрунера, Шелленберга, Мюллера. Работа Мельникова и Черной показывает этапы становления фашистов в Германии и довольно подробно освещают приход к власти Адольфа Гитлера.  Книга Л. Черной «Коричневые диктаторы»6 о главных правителях нацистской Германии. Но книга эта – не столько рассказывает о самих фигурах, сколько о руководстве ими органами государственной власти. Автор книги исследует действия лидеров фашистской Германии при планировании и проведении в высшей мере человеконенавистнической и преступной по своей сущности и содержанию политики, а также полной зависимости жизни страны от фюрера и аппарата власти. Большую ценность для написания дипломной работы представляет исследование Е. Ржевской "Геббельс. Портрет на фоне дневника".7 Автор приводит фрагменты дневников нацистского министра пропаганды И.Геббельса, контролировавшего все средства массовой информации. По расположению тем, можно проследить за модификациями личности Геббельса, отдавшегося нацистской карьере на службе у Гитлера.  Значительное место в исследованиях занимала идеология нацизма. Бессонов Б.Н. "Фашизм: идеология, политика"8, показывает, что с самого начала для пропаганды была характерна бездоказательность посылок, несовместимость отдельных частей учения. Книга О. Ю. Пленкова "III Рейх. Нацистское государство"9 в книге рассказывается о государственном устройстве нацистской Германии, а именно: о роли государства в Третьем Рейхе, о взаимодействии его отдельных институтов, а также об их влиянии на развитие немецкого общества. Автор также анализирует социальный облик гитлеровской Германии, развенчивая при этом многочисленные мифы относительно полного единства немецкого общества. Книга Ю. В. Галактионова «Отечественная историография германского фашизма 1945-90ые г.г.»10 о том, как шло развитие и эволюционировала отечественная историография фашизма в нашей стране.

          С начала 90-х гг. начались попытки по-новому осмыслить достижения отечественной историографии национал-социализма. В отношении отечественной историографии она была предпринята Ю. В. Галактионовым. Опираясь на новые архивные материалы, он показал роль государственных и партийных органов на выработку концепции фашизма и её влияние на советскую историографию. При этом Галактионов не раз подчёркивал в своей работе, что, несмотря на идеологическое и организационное давление, советскими историками было создано немало работ, не уступавшим лучшим трудам западноевропейских учёных. Попытка нарисовать без идеологических клише обобщающую картину исследования нацизма в обоих германских государствах была предпринята Л. Н. Корневой в монографии: «Германский фашизм: немецкие историки в поисках объяснения феномена национал-социализма (1945–90-е гг.)»11. Работа написанная в виде учебного пособия для вузов она ставила своей задачей показать эволюцию германской историографии: главные пункты интерпретаций национал-социализма историками разных направлений и исторических школ; характеристику ими сути нацистского государства и личности Гитлера. Л. Н. Корнева проанализировала методические и методологические основы исследования различных проблем истории Третьего рейха: Холокоста, репрессивного аппарата, массовой поддержки нацизма, степень изученности тех или иных проблем. В середине 90-х годов начинают меняться исследовательские приоритеты изучения проблем национал-социализма. В отечественной исторической науке 1990-х – начала 2000-х гг. продолжается научное осмысление истории национал-социализма. Внимание исследователей обращается к проблемам взаимоотношения личности и власти в Третьем рейхе, внутренней логики развития государственных институтов и социальной истории. Итак, отечественными историками в процессе изучения германского фашизма были исследованы проблемы его происхождения, сущность и политика. Разоблачена и осуждена преступность нацистского режима, его антидемократическая, антигуманистическая направленность. Отечественные авторы проделали значительную работу по истории изучения германского фашизма, его пути к власти, нацистской идеологии. Вместе с тем, очевидно, что многие вопросы по методологическим и политическим причинам остались слабо разработанными. Это касается в частности и проблемы методов воздействия нацистов на массы.  Как один из наиболее сложных и противоречивых социальных феноменов 20 века, национал - социализм издавна привлекает внимание учёных. Проведены проводятся тысячи исследований.

      В западной историографии после окончания второй мировой войны в центре ряда работ историков оказался вопрос о том, каким образом нацистам удалось добиться распространения своей идеологии среди широчайших масс населения страны. В 60-ых гг. довольно хорошо начали изучать пропагандистский аппарат. В 70-е годы были опубликованы дневники Геббельса, появились публикации, посвящённые кинематографу, литературе нацистского периода, но полной картины так и не было создано.  По-прежнему особое внимание учёных привлекает фигура Й. Геббельса. Переиздаются его дневники, речи, статьи, исследуется его мировоззрение В 80 - х годах во многих странах вышла книга американского историка Р.Э. Герцштейна "Война, которую выиграл Гитлер"12. Автор занялся исследованием функционирования министерства Геббельса, смог воссоздать запутанную интригами систему нацистской пропаганды. С помощью радио и кино, газет и плакатов имперскому министру пропаганды долгое время удавалось обманывать миллионы простых немцев и внедрить в их сознание человеконенавистническую идеологию. Автор смог проследить, какими путями шло создание книг, плакатов и кинофильмов от возникновения замысла до представления их общественности. Для этого ему пришлось погрузиться в архивы и изучать деловую переписку нацистских чиновников. Многие страницы названного монументального исследования рассказывают о зловещей фигуре Й. Геббельса, поставившего свой талант и незаурядные способности на службу столь низменным целям. В результате исследователь приходит к выводу: "В то время как Гитлер проигрывал на полях сражении, Геббельс одерживал для него победы, но уже другого рода".  
Болгарский историк Ж. Желев в своей работе "Фашизм и тоталитарное государство"13 главной целью ставит выявление сущности тоталитаризма. И это приводит его к выводу о том, что тоталитарный механизм власти создал и тоталитарную культуру. Одна из глав посвящена исследованию пропаганды, которая в тоталитарном государстве обретает "вторую действительность" и может довести толпу до фанатизма. Переиздавались и ранее написанные труды. К примеру работа К. Гейдена. В книге «Путь НСДАП»14 автора Гейдена представлен очень ценный материал, во-первых, ее автор – популярный немецкий журналист (до 1933г.), в течение долгого времени был корреспондентом немецких газет сначала в Мюнхене, а затем в Берлине, центрах зарождения и развития национал-социалистического движения. Он имел уникальную возможность непосредственно наблюдать за всеми лидерами действиями НСДАП, собрать богатейший фактический материал по истории нацизма. Так что это уникальное свидетельство исследователя-очевидца, а не плод компилятивного труда историка позднейших времен. Книга Гейдена чуть ли не первая в мире история НСДАП до сего дня остается и самой богатой по содержащемуся в ней фактическому материалу, по интересу и динамике изложения, по глубине анализа.

         На границе источника и исследования  находиться работа У. Ширера «Взлёт и падения Третьего рейха»15. Ширер - известный американский журналист пребывавший с 1926 по 1941 год в Германии. Эта книга свидетельство очевидца, в котором документальность обобщенная личным восприятием событий. В ней вся история фашизма - начиная от зарождения партии до поражения Третьего рейха в войне. В книге на основе обширных материалов, мемуаров и дневников дипломатов, политиков, генералов, лиц из окружения Гитлера, а также личных воспоминаний, автор рассказывает о многих событиях, связанных с деятельностью нацистского аппарата, начиная с возникновения нацистской партии и кончая разгромом гитлеровского государства, и о взаимоотношениях между различными государственными органами. Автор изучает фашизм как явление в целом, его очень интересовал образ и самого фюрера, и этапы прихода Гитлера к власти.  Если оценивать двухтомный труд Ширера не только с точки зрения документальной базы, то следует отметить, что это история нацизма, написанная здравомыслящим современником.

        Вольфганг Випперман в своей книге «Европейский фашизм в сравнении. 1922-1982»16 выделяет три варианта фашизма: итальянский “нормальный” фашизм, немецкий “радикальный” фашизм и фашизм “сверху” в некоторых европейских странах. Автору удалось выработать общее, хотя и весьма дифференцированное представление о государственном устройстве, рассмотрев все органы управления в фашистских державах.

      В. Райх в своей  работе "Психология масс и фашизм"17 исследует взаимосвязь психологии масс и фашизма. Это уникальный вклад в понимание психологии фашизма. Автор рассматривает взаимосвязь между психологией масс и различными формами тоталитаризма.

       Способствовало подъему изучения национал-социализма расширение источниковой базы. Наряду с документами главного Нюрнбергского, выходят документы его дополнительных процессов (например, против СС, против концерна Ф. Флика и др.), появляются новые источники, архивные материалы, позволяющие лучше реконструировать историю нацистского движения и Третьего рейха. Проливается свет на то, что фашисты скрывали или маскировали. Остро ставится вопрос объяснения феномена национал-социализма. Историки и политологи стремятся к обновлению методологического инструментария в противовес устоявшимся, традиционным подходам и консервативно-историческому мышлению. С середины 50-х гг. в западногерманские исследования национал-социализма начинает активно проникать, прежде всего из сферы социальных и политических наук, теория тоталитаризма. В дополнение к традиционным методам исследования теория тоталитаризма предложила системный, структурный подход. В основе этой теории лежало сравнение фашистского и большевистского методов господства. В противовес западному либеральному обществу эти режимы характеризовались как "тоталитарные" (всеобщие). Вошедшая в широкий научный оборот в 50-е годы на Западе теоретическая конструкция тоталитаризма сыграла немалую позитивную роль в исследовании механизма национал-социалистической диктатуры,  особенно в ходе  анализа проблем подавления оппозиции, создания и функционирования аппарата насилия и всеобъемлющего контроля над личностью, идеологической унификации, способов мобилизации масс и их превращения в фундамент режима, путей формирования военно-централизованной экономики. Подробное освещение и описание этой дискуссии немецких историков по  проблемам тоталитаризма изложено в статье Л. Н. Корневой: «Дискуссии по проблемам тоталитаризма в современной историографии ФРГ», вышедшей в сборнике – Тоталитарный менталитет: проблемы изучения, пути преодоления18.

Информация о работе Формирование и становление нацистского тоталитарного государства 1933-1939 годов