Допетровская Русь в IX-XVII вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 04:04, реферат

Описание работы

Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения.
Предки славян принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV-III тысячелетии до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка – от Европы до Индии.

Работа содержит 1 файл

Допетровская Русь в IX-XVII вв..docx

— 106.39 Кб (Скачать)

 В-третьих, значение Земских соборов в системе  власти постепенно уменьшалось и  в конечном итоге они перестали  созываться после 1653 г. Объявленный  Земский собор 1683 г (для обсуждения Вечного мира с Речью Посполитой) так и не состоялся. 

 В-четвертых, на протяжении второй половины XVII в. роль Боярской думы существенно падает. Этому способствовали следующие причины: 

 1) Постоянно повышалось  количество «непородных» людей  в составе Боярской думы –  думных дворян и дьяков, т.е.  людей, попавших в это аристократическое  боярское учреждение благодаря  не знатности происхождения, а  по личным талантам и способностям. Особенно положение дворян в  Думе укрепилось после отмены  местничества в 1582 г. – теперь  на высшие должности назначались прежде всего по решению царя, а уже потом в зависимости от родовитости.  

 2) Неуклонно увеличивающаяся  численность Боярской думы (1635 г.  – 35 человек, к 1700 – около  100) превратила ее в слишком  громоздкое учреждение, практически  парализованное своей численностью. Поэтому при Алексее Михайловиче  при Боярской думе была создана  Государева комната, а в 1681 г. при его сыне Федоре Алексеевиче – Расправная палата – которые представляли собой узкий круг лиц из состава Боярской думы, обсуждавших вопросы, выносимые на ее рассмотрение. 

 В-пятых, происходило  увеличение количества приказов, что  свидетельствовало об усилении роли чиновников в управлении государством (бюрократизация), а это является одним из признаков абсолютизма. Новым явлением стало появление  Приказа тайных дел и Счетного приказа, которые контролировали деятельность других приказов и рассматривали  челобитные царю. Они находились в  непосредственном подчинении царю, вне  Боярской думы. Также в системе  местного управления все больше сокращалось  выборное начало, выборные должности, а влияние воевод заметно усиливалось. 

 Таким образом, власть монарха все больше усиливалась, что означало движение по пути установления в России абсолютной монархии. Об этом же свидетельствует и определенной подчинение церковной власти светской вследствие конфликта Алексея Михайловиче  и патриарха Никона. 

 Церковный вопрос в XVII в. 

 Церковные реформы Никона 

 Русская православная церковь играла значительную роль в  жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой – часто конфликтовала  с ней, поскольку светская власть периодически пыталась присвоить огромные церковные богатства, а церковь, в свою очередь, пыталась оказывать  влияние на государственные дела. Поэтому на Руси всегда существовала проблем: что выше – «священство  или царство», т.е. духовная или светская власть. 

 При царе Михаиле  Романове страной фактически управлял патриарх Филарет, при котором в  церковной жизни стало больше порядка и спокойствия. Но после  его смерти в церкви начались бурные события. 

 Многих церковных  деятелей тревожило то, что в церковных  книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал молитву, дьячок – свою, а хор пел псалмы. Прихожане  не могли ничего разобрать и во время службы разговаривали. 

 В это время  в Москве сложился «Кружок ревнителей древнего благочестия», в который  вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифатьев и другие. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства (невежество, пьянство); они выступали за «исправление»  церковных служб и разночтений  в богослужебных книгах. Таким  образом, церковь нуждалась в  реформировании. 

 По поручению  Алексея Михайловича в 1653 г. Никон  начал проводить церковную реформу  в жизнь. Ее основное содержание сводилось  к следующему:  

 1) устанавливался  единый для всех церквей культ  богослужения по греческому образцу; 

 2) вводилось крестное  знамение тремя перстами, двуперстие  было предано проклятию; 

 3) земные поклоны  заменялись поясными; 

 4) устанавливалось  единоголосие во время службы; 

 5) во время  крестного хода теперь движение  осуществлялось навстречу солнцу; 

 6) иначе стали  писать имя Христа – Иисус  вместо старого Исус; 

 7) слово «Аллилуйя»  во время службы стало произноситься  трижды, а не дважды;  

 8) заново были  переведены с греческого языка  богослужебные книги, в которые  вносились исправления; 

 9) отныне для  богослужения допускались иконы  только греческого письма. 

 Фактически реформы  Никона не затронули каноны Русской  церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды. Церковную  реформу Никона поддержали царь, его  окружение, представители высшего  духовенства и православные патриархи. Вместе с тем реформа сразу  же встретила жесткое сопротивление  со стороны многочисленных противников. К ним относились разные группы людей. Одни были недовольны не столько содержанием  реформы, сколько формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники – упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправления производились не по греческим образцам, а по старинным русским книгам. Главным идейным противником Никона стал протопоп Аввакум, человек фанатичный, нетерпимый. 

 В 1654 г. по требованию Никона церковный Собор одобрил  все реформы, а Собор 1656 г. отлучил  от церкви всех сторонников старых обрядов. Аввакум с женой и  четырьмя детьми был сослан в Тобольск за «многое бесчинство». В 1666 г. протопоп был привезен на Собор в Москву, где был расстрижен, проклят и  сослан на север, в Пустозерск. Здесь он прожил 14 лет, но продолжать писать и обличать самого царя. В 1682 г. Аввакум был заживо сожжен «за великие на царский дом поношения». 

 Но главной  целью всей жизни Никона было осуществление  первенства «священства над царством», что означало подчинение царской  власти патриаршей. Постепенно в боярской среде сложилась оппозиция Никону, которая сумела поссорила патриарха с царем. Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вел патриарх, не приглашал его на прием во дворец. 

 Конфликт  Алексея Михайловича  и патриарха Никона 

 В 1658 г. Никон отказывается от патриаршества и уезжает в  Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Но этого не произошло. Царь выжидал более восьми лет. В 1666-1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал Собор с участием вселенских патриархов – Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. На нем обсуждался вопрос о соотношении «царства» и «священства». В результате горячих прений было принято решение: «царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – в делах церковных». Церковный Собор вынес приговор о низложении Ни Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему было разрешено вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался.  
 
 

 Церковный раскол 

 В 1667 г. церковный  Собор проклял всех защитников старых обрядов – старообрядцев. Собор  официально признал, что реформа  церкви не есть личное дело Никона, а  дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской  власти. Царь издал ряд указов, которые  предписывали воеводам разыскивать  и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства  и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались. Так произошел раскол в Русской  православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального  протеста народных масс. 

 Сторонники старой веры бежали на север, где не подчинялись  ни власти, ни официальной церкви, создав свою церковную организацию. Раскольники  жили своими общинами (скитами), изолированными от мира. Тысячи семей уходили в  раскол. В рядах старообрядцев  оказались люди из самых различных  слоев населения. В их среде почиталась семья, осуждалось пьянство, курение  табака. Сложилась особая мораль, основанная на почитании старших, скромности, честности  и труде. В дальнейшем многие русские  капиталисты вышли из старообрядческих семей.

Информация о работе Допетровская Русь в IX-XVII вв