Допетровская Русь в IX-XVII вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 04:04, реферат

Описание работы

Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения.
Предки славян принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV-III тысячелетии до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка – от Европы до Индии.

Работа содержит 1 файл

Допетровская Русь в IX-XVII вв..docx

— 106.39 Кб (Скачать)

 1. Допетровская Русь  в IX-XVII вв. 

 1. Древнерусское государство  Киевская Русь (IX-XII вв.) 

 Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и  общностью происхождения. 

 Предки славян принадлежали к древней индоевропейской  семье народов, которые в IV-III тысячелетии  до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка – от Европы до Индии.  

 Древние славяне  населяли Центральную и Восточную  Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. В дальнейшем они заняли территории от рек Эльбы  и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и  до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке. Однако по мере расселения они все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации: 

 - западные славяне  – поляки, чехи, словаки; 

 - южные славяне  – болгары, сербы, хорваты,  македонцы, черногорцы, боснийцы; 

 - восточные славяне  – русские, украинцы, белорусы. 

 Киевская Русь – государство восточнославянских племен с центром в Киеве, существовавшее с конца IX в. до 30-х гг. XII в. (882-1132 гг.). 

 Основные  теории об образовании  древнерусского государства  Киевская Русь 

 Государственность у восточных славян начинает формироваться  в VII-VIII вв., когда происходит переход  от родоплеменной общины к соседской и начало складываться имущественное неравенство. 

 К концу VIII в. сложилось  два основных русских центра государственности  – Киев и Новгород. Более сильным  был южный центр, где главенствовало племя полян. Но так получилось, что  объединил восточных славян северный центр – Новгород.  

 По вопросу  об образовании древнерусского государства  в отечественной науке с XVIII в. существует две теории: норманнская и антинорманская. 

 Норманнская теория была сформулирована немецкими учеными  Байером, Миллером и Шлецером, приглашенными для работы в России в XVIII в. Суть ее заключается в следующем: основателями древнерусского государства были норманны (варяги, викинги) – выходцы из Скандинавии, предки современных финнов, шведов, норвежцев, т.к. сами славяне оказались не способны к созданию своей государственности. 

 Основанием для  этой теории послужил эпизод, описанный  в древнерусской летописи «Повесть временных лет», написанной монахом  Киево-Печерского монастыря Нестором, о легендарном призвании варягов  в Новгород:  

 В конце VIII в. на страны Европы стали нападать германские народы Скандинавского полуострова. Их называли норманнами, т.е. «северными народами». Они были отличными мореплавателями, воинами (отсюда и название «варяги»). Появлялись они и у границ славянских земель, а затем по славянским рекам – «путь из варяг в реки» – достигали Византии, где занимались торговлей и военной службой. 

 В конце IX в. у новгородских славян начался период борьбы за власть среди знати. И тогда, устав от междоусобиц, новгородцы решили найти себя князя, который бы устроил у них справедливый порядок (в новгородской системе управления большую роль играло народное собрание – вече). В летописи Нестор пишет, что в 862 г. в ответ на послание новгородцев со словами: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», откликнулись три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. Однако, есть версия, что слова «Синеус» и «Трувор» переводятся как «с домом» и «с дружиной», и следовательно в Новгород пришли не три брата, а Рюрик с семьей и военной силой. Самого Рюрика, хотя и не бесспорно, историки считают реальным историческим лицом. 

 Когда Рюрик княжил в Новгороде, два его дружинника – Аскольд и Дир – решили совершить набег на Византию. Спустившись по Днепру, они со своими дружинами подошли к Киеву, центру полянского племени, которые в этот период платили дань кочевникам хазарам. Аскольд и Дир, победив хазар и защитив Киев, стали управлять племенем полян. 

 После смерти Рюрика в 879 г. княжить в Новгороде стал его родственник или дружинник Олег (его считали колдуном и даже прозвали «Вещий», что означало «чародей, знающий и предсказывающий будущее»), поскольку сын Рюрика Игорь был еще ребенком.  

 Олег задумал  объединить все важнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». В 882 г., взяв с собой малолетнего Игоря, он двинулся на юг и, в конце концов, подошел к Киеву. Обманом выманив из города Аскольда и Дира, Олег их убил под предлогом, что они «не князья и не княжеского рода», а с ним был законный наследник Рюрика. Киев, который Олегу очень понравился, стал его новой резиденцией и был назван «матерью городов русских». Так произошло объединение двух центров восточного славянства и образование древнерусского государства. 

 Таким образом, на основании этого летописного  рассказа ученые-норманисты полагали, что государственная власть у восточных славян возникла исключительно благодаря варягам, главными из которых были Рюрик, Олег, Аскольд и Дир.  

 В противовес норманнской  теории М.В. Ломоносов выдвинул антинорманскую теорию, согласно которой государственность у восточных славян возникла в результате внутреннего развития славянского общества, а влияние варягов на этот процесс фактически минимальное.  

 Правильность  этой теории подтверждается рядом обстоятельств: 

 Во-первых, государство  – это не предмет экспорта или  импорта, а закономерный результат  многовекового исторического пути народа. Возникнуть на пустом месте, где  не сложились еще условия и  предпосылки, по воле одного человека, государство не может. 

 Во-вторых, даже исходя из логики самой летописи, нужно  отметить, что для того, чтобы  пригласить на княжение, необходимо уже  иметь у себя эту форму власти. 

 В-третьих, как  свидетельствуют археологические  источники, варяги все-таки составляли меньшую часть нарождавшегося господствующего  класса. 

 В-четвертых, уже  в VII-VIII вв., т.е. до появления варягов, в славянском обществе шел процесс  разложения родового строя и появление  признаков феодализма. Кроме того, социально-экономический уровень  славян был выше, чем у варягов. 

 Однако М.В. Ломоносов  неправомерно отрицал влияние варягов  на процесс образования государственности  у восточных славян. 

 Современный взгляд на обозначенную проблему сводится к  следующему: государство у восточных  славян образовалось благодаря внутреннему  развитию славянского общества, а  варяги явились ускорителями этого процесса. Варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем. Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства все-таки является результатом длительных внутренних процессов в обществе и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей. Варяги вскоре ославянились, их военно-дружинная знать слилась с местной знатью. И русские цари вплоть до Федора Ивановича (1584-1598 гг.) называли себя Рюриковичами. Это была первая правящая династия в России (882-1598 гг.). 

 Общественный  строй и социально-экономические  отношения в Киевской Руси 

 Общественный  строй и государственное  управление древнерусского государства 

 Как уже было сказано  выше, в 882 г. князь Олег объединил  Киев и Новгород в единое государство  – Киевская Русь. В IX-XI вв. практически  все восточнославянские племена (или  союзы) были подчинены власти Киева, хотя попытки отдельных племен выйти  из состава этого государства  предпринимались. Несмотря на частые набеги и притязания воинственных соседей (прежде всего пограничных кочевых  племен), Киевской Руси до середины XIII в. удавалось сохранять свой суверенитет. 

 В X-XI вв. оформляется  аппарат государственной власти. Так, полноправным правителем страны являлся  Великий князь киевский, власть которого стала наследственной (хотя фактически каждый раз после смерти очередного Великого князя начиналась борьба между  наследниками, т.е. в системе передачи его власти еще не было стройности и четкого порядка ее регламентирования, что говорит о переходном, неустойчивом характере всего общества).  

 На местах власть принадлежала удельным князьям –  потомкам князей периода «военной демократии», которые теперь являлись вассалами  киевского князя и были обязаны  ему служить. 

 Говоря о структуре  власти, нужно отметить, что собственно органов государственной власти еще не существовало, а власть осуществлялась разными категориями нарождавшихся  феодалов. В частности, дружинники, которые прежде выполняли только военные функции, все больше участвовали  в сборе дани и податей, судебной расправе, в области дипломатических  отношений и других государственных  вопросах и все больше превращались в реальный рычаг государственной  власти. В дальнейшем именно из княжеской  дружины образовалась Боярская дума.  

 Для контроля за деятельностью удельных князей Великим князем киевским назначались посадники и волостели. А своеобразным ограничителем власти князей являлись сохранившие от родоплеменного строя народные собрания – вече.  

 Деятельность  структур государственной власти была основана первоначально на нормах обычного права, а в дальнейшем, на протяжении XI-XII вв., был создан первый общерусский  свод закон «Русская правда».  

 Таким образом, Киевская Русь являлась раннефеодальной монархией, где институты феодального общества (наследственная власть Великого князя  киевского, вассальная зависимость  удельных князей) сочеталась с элементами первобытнообщинного строя (вече, народное ополчение). 

 Экономические отношения и социальная структура древнерусского общества 

 Социальная организация  общества восточных славян уже с  начала IX в. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежит собственность феодала на основное средство производства – землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-землевладельцы платят им за пользованием землей налог. Выделяются два основных класса – феодалы и крестьяне. 

 В XI-XII вв. окончательно сформировались следующие виды землевладения  на Руси: 

 1) Княжеский домен  – комплекс земель, населенных  людьми, принадлежащих непосредственно  главе государства или династии. 

 2) Боярская вотчина  – безусловное наследственное  земельное владение бояр и  князей. Хотя верховная собственность  на это владение принадлежала  Великому князю, который мог  вотчину пожаловать, но мог и  отобрать ее у владельца за  преступления против власти. 

 3) Церковное и  монастырское землевладение –  сформировалось после крещения  Руси в 988 г. и организации  Русской православной церкви. 

 4) Общинные земли  – земли, принадлежавшие соседской  общине, заселенных свободными людьми  – смердами, над которыми был  лишь один «хозяин» – сам  Великий князь как глава государства.  Зависимость этого населения  от государства выражалась в  уплате налогов, сначала в форме  полюдья (полюдье – объезд  князем со своей дружиной подвластных  владений для сбора дани), а  позднее регулярных налогах. В  XI в. свободные крестьяне-смерды  составляли большинство населения  в Киевской Руси, однако в дальнейшем  они все больше попадали в  зависимость к феодалам. 

 Зависимое население  состояло из рядовичей, закупов и  холопов, которые по разным причинам (засуха, неурожай, военные разорения) теряли свое хозяйство, либо попадали в зависимость от владельцев вотчин. Рядовичи – временно-зависимое население, заключившее договор («ряд») о работе на феодала на определенный срок. Закупы – временно-зависимое население, получившее от феодала в долг («купу») и вынужденные отрабатывать в  хозяйстве феодала до полной отдачи долга. Холопы – полностью зависимое  население, близкое по своему положению  к рабам (т.е. ничего не имели в  собственности). Холопами становились  пленные, женившиеся на холопах, дети от брака холопов, лица, не выполнившие  свои обязательства. 

Информация о работе Допетровская Русь в IX-XVII вв