Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:53, реферат
Ряд известных исследователей рассматривают административную реформу как изменения, связанные с системой государственно-административного аппарата, органов исполнительной власти различного уровня. Например, И.А. Василенко определяет административную реформу как процесс структурных изменений в работе государственного аппарата, направленный на повышение его эффективности и совершенствование качества принимаемых решений.
В 1997 году делается
акцент на административной реформе
как программе переустройства системы
государственного управления на демократических
принципах, сформулированных в Конституции.
Создается специальная комиссия
по разработке концепции административной
реформы.
Концептуально
обосновываются конституционные изменения
системы государственного управления,
связанные с закреплением принципа
разделения властей, но с предоставлением
значительных полномочий исполнительной
власти. Президент фактически выводится
из системы разделения властей и
получает неограниченные полномочия не
только как гарант всех прав и свобод
граждан и гарант безопасности страны,
но и как законодатель, имеющий
право распускать парламент в
случае неповиновения. Президент получает
право устанавливать систему
федеральных органов
Информационное
обеспечение административной реформы
на этом этапе было направлено на создание
разветвленной информационной инфраструктуры,
включающей в себя информационные ресурсы,
информационные каналы, средства связи
и специализированные информационно-организационные
службы. В 1996 г. создается Управление
Президента РФ по связям с общественностью,
которое организует процесс предоставления
информации и служит рупором Администрации.
Управление по связям с общественностью
строит работу в режиме диалога, налаживает
со СМИ обратную связь. На этом этапе
политическая коммуникация становится
важнейшим элементом процесса формулирования
политических идей и политической деятельности.
Она становится основным инструментом
передачи управленческой информации и
фокусируется вокруг текущих событий,
преобразовательных программ и проектов,
консультационной и экспертной деятельности,
методов исследования и формирования
общественного мнения.
В 1999 г. страну поражает кризис системного характера, выразившийся:
в сфере экономики — гиперинфляция и промышленный застой;
в сфере политики — резкий разрыв между правыми и левыми социально-политическими силами, стремление олигархов «приватизировать» власть, развал армии и неэффективность силовых служб, снижение обороноспособности страны;
в социальной сфере — нарастание поляризации населения и увеличение числа граждан, находящихся на границе бедности и нищеты; обострение межэтнических, межрелигиозных и социальных конфликтов;
во внешнеполитической
сфере — отказ от приоритета национальных
интересов, стремление любой ценой
превратить Россию в часть цивилизованного
западного мира, утрата геополитического
влияния на страны ближнего зарубежья.
В ходе социологических
исследований было зафиксировано недовольство
деятельностью органов
Третий этап
административной реформы
Третий этап
административной реформы начинается
с официального избрания в 2000 году Владимира
Путина. В сентябре 2000 года была создана
рабочая группа Госсовета РФ по подготовке
предложений о системе
23 июля 2003 года
подписан Указ «О проведении
административной реформы», в котором
выделялось три ключевых
разграничить полномочия между уровнями и ветвями власти; определить функциональные обязанности каждого элемента государственной бюрократии, чем и как заниматься;
сократить численность государственного аппарата, повысить зарплату государственным служащим и обеспечить их профессиональную компетентность;
реорганизовать
правительство, обеспечить его структурную
перестройку, гармонизировать соотношение
функций политического
Самым важным решением
этого этапа административной реформы
стала реорганизация
Министерство
призвано осуществлять координацию
деятельности находящихся в его
ведении федеральных служб и
федеральных агентств и определять
общую стратегию развития отраслей.
За федеральной службой закреплены
специальные функции в области
обороны, государственной безопасности,
защиты и охраны государственной
границы Российской Федерации, борьбы
с преступностью, общественной безопасности.
За федеральным агентством остаются
функции по оказанию государственных
услуг, управлению государственным
имуществом, а также правоприменительные
функции, за исключением функций
по контролю и надзору.
Хотя конструкция
федеральных органов
Наряду с реорганизацией
федеральных органов власти было
начато преобразование системы местного
самоуправления на новых основаниях.
Местное самоуправление должно дойти
до большинства поселений и
ФЗ «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»,
который вступит в силу с 1 января
2006 г., предполагает возможность создания
профессионального менеджмента
в местном самоуправлении (на контрактной
основе). В законе отмечается, что
уровень управленческой активности
населения еще очень низкий, местное
управление оторвано от региональной
исполнительной власти, необходима координация,
своевременная планомерная
За первый президентский
срок В. В. Путину удалось преодолеть
раскол политических сил и нейтрализовать
как левых, так и правых; восстановить
управляемость страны и остановить
ее дезинтеграцию. Но ему не удалось
восстановить и укрепить необходимый
уровень авторитета власти, более
того, установившийся политический режим
получил характеристику «либерального
застоя».
Четвёртый этап
административной реформы
Четвертый этап
административной реформы связан с
переизбранием В.Путина на второй президентский
срок.
Трагические события
в Беслане вынудили Президента резко
изменить систему власти в стране.
13 сентября 2004 г. Президент, открывая расширенное
заседание кабинета министров, заявил
о том, что система власти в
стране должна быть адаптирована к
работе в кризисных ситуациях
и перестроена с целью
Предложения Президента по дальнейшему реформированию системы государственного управления сводились к следующим позициям:
введение пропорциональной
системы выборов депутатов
избирание высших
должностных лиц (губернаторы, мэры)
в субъектах Федерации
взаимодействие
руководителей регионов с руководителями
муниципальных образований
создание Общественной палаты, призванной оценивать деятельность государственных структур;
повышение активности
государственной бюрократии с точки
зрения ее открытости, отзывчивости и
восприимчивости к нуждам, потребностям
и интересам народа.
Предложенные
преобразования в системе государственного
управления предусматривали участие
граждан и их объединений в
государственном управлении, как
на уровне обсуждения уже принятых
решений, так и в повседневной
управленческой деятельности. Это сотрудничество
предполагает совместный поиск взаимоприемлемых
решений, взаимные уступки и не исключает
конфронтации сторон. Декларировалась
необходимость обеспечить надлежащий
уровень открытости и прозрачности
для граждан, общественный контроль
за деятельностью государственной службы.
Общественная палата должна стать местом
проведения общественной экспертизы законопроектов,
имеющих общенациональное значение, и
помочь осуществлять связь между государством
и населением, поддерживать постоянный
диалог между гражданским обществом и
властью. Принят и вступил в силу Закон
«Об общественной палате». Утвержден состав
палаты в количестве 126 человек.
Инициативы правительства
по реформированию системы государственной
власти были связаны и с использованием
информационных технологий и реализацией
федеральных программ «Реформирование
государственной службы Российской
Федерации (2003—2005 гг.)» и «Электронная
Россия (2002—2010 гг.)». Задачи вышеназванных
программ определялись в рамках диалога
и были направлены на обеспечение
открытости органов государственной
власти, общедоступности информационных
ресурсов, содействие развитию независимых
средств массовой информации.
В соответствии
с федеральными программами реорганизация
государственного аппарата шла в
условиях информатизации и компьютеризации
российского общества и с ориентацией
на создание электронного правительства.
Основополагающими принципами электронного правительства являются:
информированность
или повышенная осведомленность
граждан о деятельности правительственных
структур всех уровней;
доступность управленческой информации для граждан как основных пользователей;
обеспеченность
участия граждан в деятельности
правительства и
кристаллизация
общественного мнения с целью
поддержки демократических
Программа охватывает
все сферы информации, одна из них
— это организация «