Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 17:51, курсовая работа
Личность Бориса Годунова, его неслыханные возвышения и трагический конец
поразили воображение современников и привлекли внимание историков, писателей,
поэтов, художников, музыкантов. В этом нет ничего удивительного. Жизненный
путь Бориса Годунова на редкость необычен. Начав службу заурядным дворянином,
Борис занял пост правителя при слабоумном царе, а затем стал властелином
огромной державы.
Как коренной великий русский род, Шуйские ставились “по отечеству” выше не
только всех прочих Рюриковичей, но и старейших Гедиминовичей. И поляки считали
их естественными наследниками Московского царства после конца Московской
династии. Сами Шуйские, конечно, знали о своем родословном первенстве,
выражаясь о своих предках, что они в князьях “большая братия”. Но при Грозном
эта большая или старейшая братия смиренно пошла служить в опричнину и спасла
свое существование только безусловным послушанием деспоту. Можно даже сказать,
что Шуйские были единственным среди заметнейших Рюриковичей родом, все ветви
которого не только уцелели, но и делали карьеру в эпоху опричнины. Казалось бы,
в новых условиях жизни и службы должны были завянуть старые владельческие
воспоминания и притязания Шуйских. На деле же они расцвели, как только умер
Грозный и забрезжила надежда на возвращение старых доопричнинских порядков в
Москве. Так же, как Шуйские, чувствовали себя и другие пережившие опричнину
знатнейшие княжата. Поникнув под грозою опричнины, они подняли головы с ее
концом и готовы были, вместе с Шуйскими, добывать себе утраченное первенство
при дворе наследника Грозного царя Федора. Но, как далее увидим, достигнуть
успеха княжатам не удалось. Остатки княжеской знати уже не составляли плотной,
однородной и сплоченной среды. Брачные союзы, совершаемые в угоду Грозному,
ввели в их семьи нетитулованные элементы; случайности карьеры ставили их
нередко в зависимость от людей, по сравнению с ними более “худородных”. Княжата
разбились на кружки и семьи пестрого состава, далеко не всегда согласные между
собою. Старые идеалы еще довлели над умами вожаков этой среды и соединяли их в
общих стремлениях – в интригах и покушениях на захват влияния и власти. Но эти
интриги и покушения не имели большой силы, не шли далее придворной среды и
обычно имели характер мелких житейских хитросплетений. На широкую арену
общегосударственной интриги вывела княжат только самозванщина, лет через
двадцать после смерти Грозного.
Таким образом, княжата потеряли в опричнине свои былые силы. А кроме того, в
ту же эпоху
опричнины сложилась в
княжеским традициям среда – чисто дворцовой знати. Браки самого Грозного и
его сыновей приводили в царское родство некняжеские семьи московского
боярства. Последовательно входили во дворец Захарьины-Юрьевы, Годуновы,
Нагие. За дочерью или сестрой царицей во дворце укоренялись ее отец и братья.
Государь, воздвигнув гонение на княжат, вместо них выносил на верхе женину
родню и давал ей первые места, освобожденные от княжеской знати. Благодаря
царской ласке, родственные царю семьи укрепились очень прочно в московском
правительстве и администрации и притянули туда за собою свое многочисленное
родство. В особенности хорошо, Захарьины-Юрьевы и Годуновы, сумели
воспользоваться своим придворным положением. К концу XVI века оба эти рода
обратились в большие гнезда родичей, объединенных каждое господствующею в нем
семьею ближайшей царской родни. Среди Захарьиных первенствовала семья
царского шурина Никиты Романовича Юрьева, среди Годуновых – семья Бориса
Федоровича Годунова, также царского шурина. Вокруг Юрьевых группировались их
“братья и великие други” князья Репнины, Шереметьевы, их зятья князья
Черкасские, Сицкие, князь Троекуров, князь Лыков-Оболенский, князь Катырев-
Ростовский, семья Карповых, Шестуновых и многие другие менее заметные семьи
(Михалковы, Шестовы, Желябужские). Годуновы сами по себе были многолюдны и
также имели свой круг, подобно Романовым-Юрьевым (Скуратовы-Бельские,
Клешнины и др.). Эта знать была очень далека от вожделений княжат, помнивших
удельную старину и мечтавших о возвращении к порядкам, бывшим до опричнины.
Именно в пору опричнины и, быть может, благодаря ей в новом “дворе особном”
Грозного эта дворовая знать получила свое придворное и служебное первенство.
Были ее члены опричниками или не были, все равно: они не могли негодовать на
порядки Грозного, как негодовали истинные княжата. Носили они сами княжеский
титул или нет, они были втянуты в новый круг житейских интересов, держались
дворовым фавором и уже перестали быть “княжатами” по своему духу и классовым
идеалам. Для них возвращение к доопричнинским порядкам было бы утратой только
что приобретенного положения во дворце.
Итак, в исходе XVI века взаимоотношение боярских групп существенно изменилось
по сравнению с началом этого столетия. Взамен прежних “исконивечных
государских” слуг и новоприбылых “княжат” перед нами две группы смешанного
состава. Обе они уже достаточно “старо” служат в Москве и обе достаточно
перемешались между собою путем браков и иных житейских сближений. Обе поэтому
стали пестры по составу, а в опричнине сравнялись и по служебным и
местническим отношениям. Но в одной из них жил еще старый дух, цела была
удельная закваска и горела ненависть к опричнине, направленной как раз на эту
группу. В другой же приверженность к Москве как к давнему месту службы
получила характер привязанности к династии, с которой удалось этим людям
породниться и связать свои семейные интересы. Здесь, напротив, жило
стремление сохранить опричнину или, точнее, тот служебный и придворный
порядок, который создался во дворце как последствие опричнины и вызванного ею
падения княжеской знати. Именно опричнина была наиболее острым вопросом, на
котором расходились и враждовали боярские группы, из-за которого они готовы
были вступить между собой в борьбу. Исход этой борьбы в ту или иную сторону
решил бы второй столь же острый вопрос – о том, которой из боярских групп
будет принадлежать первенство во дворце и в правительстве.
Так стояло дело в Москве в минуту смерти Ивана Грозного и в первые дни власти
его преемника царя Федора Ивановича.
4
ГРОЗНЫЙ умер неожиданно для окружавших его, 18 марта 1584 года. После
него осталось два сына: старший от первого брака Федор и младший, от седьмой
жены Грозного, – Дмитрий. О старшем Федоре, которому было уже 27 лет, широко
шла молва, что он слаб в умственном отношении: “как слышно, мало имеет
собственного разума”, писал о нем в апреле 1584 года польско-литовский посол
Лев Сапега. “Царь несколько помешан, – говорил о Федоре шведский король Иоанн в
официальной речи в 1587 году. Русские на своем языке называют его «durak».
Младший “царевич” Дмитрий родился в 1582 году от седьмой жены Грозного Марии
Федоровны Нагой. Хотя царь и справил должным обычаем свою “свадьбу” с седьмой
супругой, но канонически это сожитие не было законным браком, и положение
последнего сына Грозного царя могло возбуждать некоторые сомнения. Во всяком
случае из двух наследников Грозного только один старший брат был бесспорно
правоспособным, и оба требовали опеки – один по малолетству, а другой по
малоумию. В Москве не было сомнения, что престол принадлежит старшему. Младшего
Дмитрия с его роднею поспешили выслать из Москвы на “удел” – в тот “удельный”
город Углич, который сам Грозный еще в 1572 году предназначил по своему
завещанию младшему сыну (тогда – Федору). Любопытно, что очень зоркий дипломат
Лев Сапега, приехавший в Москву тотчас по смерти Грозного и имевший возможность
очень много знать через “шпигов” (лазутчиков), в своих письмах ничего не
упоминает о Дмитрии: очевидно, имя Дмитрия не играло тогда никакой роли в
вопросе о престолонаследии, и удаление Дмитрия с его матерью и с ее родней на
удел не составляло
заметного события для
“царевичем” просто убрали из предосторожности, как вообще из осторожности и
подозрительности Москва принимала разнообразнейшие меры предупреждения против
возможных осложнений во все важные моменты своей политической жизни.
- Неспособность и малоумие царя Федора, естественно, ставили на очередь
вопрос об опеке над ним. Молва говорила, что Грозный сам определил, кому из
бояр быть при Федоре опекунами и поддерживать царство. Современники называли
определенно имена важнейших бояр, удостоенных чести править государством.
Карамзин поверил их сообщениям и создал такое представление, что при Федоре
действовала формально боярская “пентархия”, состоявшая из князей И. Ф.
Мстиславского и И. П. Шуйского, бояр Н. Р. Юрьева и Б. Ф. Годунова и любимца
Грозного оружничего Б. Я. Бельского. За Карамзиным о пентархии говорили и
другие историки. Однако ближайшее знакомство с документами той эпохи никакой
“пентархии” не открывает. При Федоре просто собрались его ближайшие
родственники: его родной дядя по матери Никита Романович Юрьев, его
троюродный брат князь Иван Федорович Мстиславский с сыном Федором Ивановичем
и его шурин Борис Федорович Годунов. По свойству и родству со всеми этими
тремя фамилиями имел во дворце значение князь Иван Петрович Шуйский и,
наконец, стремился удержать свое положение царского фаворита Богдан Яковлевич
Бельский, который в последние годы Грозного пользовался большой любовью и
доверием царя, хотя и не был пожалован в бояре. Эти лица не все одинаково
дружили друг с другом. По-видимому, Бельский готов был на интригу против
прочих, а Годунов выжидал, не выступая пока на первый план.
2 апреля интрига
вскрылась. После приема
бояре разъехались из Кремля по домам обедать, Бельский, опираясь на
стрельцов, затворил Кремль и пытался убедить царя Федора сохранить “двор и
опричнину” так, как было при его умершем отце. По-видимому, он думал
присвоить себе при этом первую роль, как старому опричнику, и устранить от
царя “земских бояр” князя Мстиславского и Юрьева. Бояре получили тотчас же
весть о происходящем в Кремле и бросились туда. Стрельцы Вольского, однако,
отказались пропустить их в Кремль: успели туда проникнуть только Мстиславский
“сам-третей” и Юрьев “сам-друг” – без обычной боярской свиты. Тогда их люди
подняли крик, боясь, что Бельский погубит их господ; стрельцы же начали их
бить. На шум сбежался народ: дело было у Кремлевских стен на Красной площади,