Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 17:51, курсовая работа
Личность Бориса Годунова, его неслыханные возвышения и трагический конец
поразили воображение современников и привлекли внимание историков, писателей,
поэтов, художников, музыкантов. В этом нет ничего удивительного. Жизненный
путь Бориса Годунова на редкость необычен. Начав службу заурядным дворянином,
Борис занял пост правителя при слабоумном царе, а затем стал властелином
огромной державы.
доказывал нам (студентам), что Борис Годунов не был убийцей царевича Дмитрия
и не мог быть». С кафедры и в печать переносил Погодин свою симпатию к
Борису. За Погодиным следовал Н. С. Арцыбашев (1830) с его оправданием Бориса
от обвинения в покушении на царевича, А. А; Краевский (1836) с общей
панегирической характеристикой Бориса и П. В. Павлов (1850) с его указанием
на положительное значение всей деятельности Годунова как правителей и
политика. Позднее в пользу Бориса по разным поводам высказывались К. С.
Аксаков (1858), Е. А. Белов (1873), А. Я. Шпаков (1912) и некоторые другие
писатели. Нельзя, однако, скрыть, что если не враждебны, то, во всяком
случае, очень холодны к Борису остались такие авторитетные исследователи, как
С. М. Соловьев и В. 0. Ключевский.
Однако их историческая прозорливость позволила им рассмотреть в Борисе не
одни черты драматического злодея, но и качества истинно государственного
деятеля. Со времени именно “Истории” Соловьева Борис стал предметом не
столько обличения, сколько серьезного изучения. Быть может, дальнейшие успехи
историографии создадут Борису еще лучшую обстановку и дадут его
“многострадальной
тени” возможность
2
НЕТРУДНО собрать данные для “послужного списка” Бориса Федоровича
Годунова; их сохранилось немного. Происходил он из рода “исконивечных”
московских служилых “вольных слуг”, которые гордились тем, что они
“исконивечные государские ни у кого не служивали кроме своих государей”. По
родословному преданию (которого никто не оспаривал), предком Годуновых был
ордынский мурза Чет, приехавший около 1330 года из Орды служить великому князю
Ивану Калите и крещенный с именем Захария. Кроме Годуновых, от Чета пошли столь
“честные семьи”, как Сабуровы и Вельяминовы. Если это не была самая вершина
московской знати, то во всяком случае это был слой, близкий к вершине,
попадавший в думные чины и служивший во дворце. Едва ли прав был с точки зрения
историка А. С. Пушкин, влагая в уста князя Шуйского (в “Борисе Годунове”)
пренебрежительные слова о Борисе: “Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять
палача и сам в душе палач”. Шуйские, конечно, могли свысока смотреть на
Годуновский род, не княжеский и до ласки Грозного не боярский; но никто не мог
бы в XVI веке назвать Годунова “вчерашним рабом” и “татарином”. Два с половиной
века род был православным и с 70-х годов XVI столетия решительно вошел в думу в
лице Дмитрия Ивановича, Ивана Васильевича и Бориса Федоровича Годуновых.
Личная карьера Бориса началась для него рано: лет 20 от роду, около 1570
года, он женился на дочери государева любимца Григория (Малюты) Лукьяновича
Бельского-Скуратова и стал придворным человеком. Приближенность его к
Грозному царю выразилась в том, что он занимал должности и исполнял поручения
“близкое от самого государя: бывал у него “рындою” (в ближайшей свите) и
“дружкою” на свадьбах царских. В тридцать лет Борис уже получил боярский сан,
будучи названым в бояре в 7089 (1580-1581) году “из крайчих” или “кравчих”
(должность важная: крайчий за государевым столом ставил кушания, приняв их от
стольников и сам отведав с каждого блюда). Все такого рода данные о Борисе
приводят к мысли, что он был личным любимцем Грозного и своими ранними
успехами был обязан не столько своей “породе”, сколько любви царя к его
семье, если не к нему самому. Таким же доказательством фавора Годуновых может
служить и женитьба царевича Федора Ивановича на сестре Бориса Ирине Федоровне
Годуновой (вероятно, в 1580 году). Выбрав для сына жену в семье Годуновых,
Иван Грозный ввел эту семью во дворец, в свою родню. В качестве царского
родственника Борис в ноябре 1581 года мог благовидно вмешаться в семейную
ссору Грозного царя. По летописному рассказу, вполне правдоподобному, он
получил тяжкие побои от царя за то, что дерзнул вмешаться во внутренние дела
государя и заступиться за царевича Ивана Ивановича, которого, как известно,
Грозный до смерти избил. Царь и Борису причинил много терзаний. Вследствие
такого “оскорбления” Борис расхворался и долго лечился. Посетивший его на
дому Грозный вернул ему свое расположение, и Борис до самой кончины Грозного
прибывал у него в близости. В час смерти царя Ивана (1584) Борис находился
уже в числе
первейших государственных
образовании правительства при преемнике Грозного царе Федоре Ивановиче,
неспособном ни к каким вообще делам. На втором году его царствования Борис
добивается уже правительственного первенства, а в 1588 (приблизительно) году
делается формально признанным регентом государства, “царского величества
шурином”, “и добрым правителем”, который “правил землю рукою великого
государя”. Целые десять лет (1588 – 1597) правительствовал Борис в Москве,
раньше чем бездетная кончина Федора открыла ему дорогу к трону. Наконец, в
1598 году “lord-protector of Russia” (как звали англичане Бориса) был земским
собором избран на царство и стал “великим государем царем и великим князем
всея России Борисом Федоровичем”. Таков был житейский путь Бориса,
исполненный успехов и блеска, необычайно удачный и, как увидим, полный
терний.
3
БОРИС вступил в правительственную среду и начал свою политическую
деятельность в очень тяжелое для Московского государства время. Государство
переживало сложный кризис. Последствия неудачных войн Грозного, внутренний
правительственный террор, называемый опричниной, и беспорядочное передвижение
народных масс от центра к окраинам страны – расшатали к концу XVI века
общественный порядок, внесли разруху и разорение в хозяйственную жизнь и
создали такую Смуту в умах, которая томила всех ожиданием грядущих бед.
Само правительство признавало великую нищету и “изнурение”
землевладельцев и отменяло всякого рода податные льготы и изъятия, пока
ситуация не измениться. Борьба с кризисом становилась неотложной задачей в
глазах правительства, а в то же время и в самой правительственной среде
назревали осложнения и готовилась борьба за власть. Правительству необходимо
было внутреннее единство и сила, а в нем росла рознь и ему грозил распад.
Борису пришлось взять на себя тяжелую заботу устройства власти и успокоения
страны. К решению этих задач приложил он свои способности: в этом деле он
обнаружил свой бесспорный политический талант и в конце концов в нем же нашел
свое вековое осуждение и гибель своей семьи.
·
РАССКАЗ о деятельности Бориса необходимо начать с вопроса об устройстве
власти и о борьбе за обладание ею. Это был один из самых сложных и больных
вопросов московской жизни того времени. Страстность и жестокость Грозного
придали ему особенную остроту, вывели его из области теоретической и книжной в
действительную жизнь и обагрили напрасной кровью невинных жертв царской
мнительности и властолюбия.
Объединение великорусских областей под московской властью и сосредоточение
власти в едином лице московского великого князя совершились очень незадолго
до Ивана Грозного энергией его деда и отчасти отца. Принимая титул царя
(1547) и украшая свое “самодержавие” пышными фикциями родства (идейного и
физического) со вселенскими династиями “старого” и “нового” Рима, Иван
Грозный действовал в молодом, только что возникшем государстве. В нем еще не
сложился твердый порядок, все еще только подлежало закреплению и определению
и не было такой “старины” и “пошлины”, которая была бы для всех незыблемой и
бесспорной. Правда, власть “великого государя” на деле достигала чрезвычайной
полноты и выражалась в таких формах, которые вызывали изумление иностранцев.
Известны слова австрийца барона Герберштейна о том, что московский великий
князь “властью превосходит всех монархов всего мира” и что “он применяет свою
власть к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно и по
своей воле жизнью и имуществом всех”. Это был бесспорный и очевидный факт, но
в глазах русских людей XVI века он еще требовал правового и морального
оправдания. Московская публицистическая письменность XVI века охотно
обсуждала вопросы о пределах власти княжеской и царской, о возможности и
необходимости противодействия
князю, преступившему
своей власти, о нечестивых и лукавых властителях, наконец, о том, что власть
царская ограничивается законом божиим и действует только над телом, а не над
душою подвластных ему людей. В основе подобных рассуждений лежали требования
христианской нравственности и религиозного долга; в них не было стремления к
внешнему ограничению княжеского и царского произвола. Напротив, вся церковная
письменность проникнута была мыслью о богоустановленности власти
благочестивого
московского монарха и о
“истинному царю”, который есть “Божий слуга”, которого Бог “в себе место”
посадил и над которым суд не властен. Налагая на “самодержца” обязанность
быть “истинным”, “правым”, “благочестивым”, церковные писатели налагали на
подвластных такому царю людей обязанность служить ему верно и безропотно.
Мысль о необходимости “предела” самовластию великого государя, хотя бы и
законного и благочестивого, возникала в иной среде – именно в боярской. Здесь
руководились не столько благочестием, сколько практическими соображениями.
Давно признано историками, что Москва была обязана своими первыми
политическими успехами московскому боярству. В Москве с XIV столетия сложился
определенный круг боярских семей, связавших свою судьбу с судьбою московского
княжеского рода и успешно работавших на пользу Москвы и ее князей даже и
тогда, когда сами князья оказывались – по малолетству и иным причинам –
недееспособными. Династия признавала заслуги своих бояр; знало о них и
население. Союз династии и боярства представлялся крепким до середины XV