Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа
Цель настоящей работы - провести комплексное исследование системы и структуры органов исполнительной власти Республики Коми как одного из ключевых институтов политико-административного управления в механизме государства.
Для достижения этой цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- определить понятия «система» и «структура» органов исполнительной власти;
- проанализировать место и роль исполнительной власти в системе разделения властей Российской Федерации в современных условиях;
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти…………………………………………………………...6
1.1. Признаки исполнительной власти……………………………………..6
1.2. Орган исполнительной власти как государственная организация....10
1.3. Система и структура органов исполнительной власти……………. .13
1.4. Классификация органов исполнительной власти…………………...16
2. Особенности системы органов исполнительной власти Российской Федерации………………………………………………………………………..18
2.1. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти…………………………………………………………18
2.2. Оптимизация функций органов исполнительной власти…………...22
2.3 Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации……….26
3. Организационно-правовые формы органов исполнительной власти Республики Коми и их правовой статус………………………………………..35
3.1. Современная структура и система органов исполнительной власти Республики Коми………………………………………………………………...35
3.2. Институт Главы Республики Коми……………………………………38
3.3. Правительство Республики Коми как высший исполнительный орган государственной власти…………………………………………………………47
3.4.Администрации Главы Республики Коми и правительства Республики Коми как самостоятельный государственный орган…………………………..50
3.5. Место и роль министерств, иных органов исполнительной власти в системе исполнительной власти Республики Коми…………………………...58
Заключение……………………………………………………………………….65
Библиографический список……………………………………………………..73
Таким образом, система региональных органов исполнительной власти, призванная осуществлять соответствующие функции государственной власти на территории Республики Коми, представляет собой организованную на основе единых принципов, общих задач и целей совокупность государственных органов, возглавляемых Правительством и наделенных государственно-властными полномочиями по осуществлению государственного управления.
Организационной основой исполнительной власти региона, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры, является иерархическая структура. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:
· право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;
· право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;
· право назначать;
· право осуществлять легитимное принуждение;
· право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;
· право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;
· право расходовать вверенные ресурсы;
· право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;
· право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.
Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и разрешению конкретных индивидуальных дел.
Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции.
Заключение
Итак, мы видим, что в настоящее время в Республике Коми существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти, фактически идентичная системе федеральных органов исполнительной власти. Понятие "система органов исполнительной власти" характеризует организационное построение исполнительной власти в регионе.
Нельзя забывать о том, что, прежде всего, она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти.
Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.
Такая сложная структура обладает рядом недостатков, связанных, прежде всего с дублированием функций и отсутствием четкого разграничения предметов ведения. Одной из причин такого положения дел является несовершенство законодательной базы.
Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти — это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы, государственные должности государственной службы (управленческий персонал).
Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций.
Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Исполнительные органы представляют собой составную часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему специфическому, т.е. исполнительному, назначению эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера.
Органы исполнительной власти являются носителями определённого объёма государственно-властных (юридически-властных) полномочий. Эти полномочия выражаются, прежде всего, в издании исполнительными органами правовых актов в пределах своей управленческой компетенции и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами (включая средства административного, т.е. внесудебного, принуждения). Наличие определённого объёма юридически-властных полномочий, выражаемых вовне, т.е. за пределами данного органа, - наиболее существенный элемент компетенции органов исполнительной власти.
Издаваемые исполнительными органами правовые акты не подменяют собой акты законодательных и судебных органов государственной власти. С одной стороны они подзаконны, ибо предназначены для исполнения требований, содержащихся в законах. С другой стороны, правовые акты исполнительных органов отличаются от актов судебных органов, имеющих преимущественно негативно-юрисдикционный характер, и не выражают присущие судебным органам функции и полномочия правосудия.
Исполнительную власть в регионе осуществляют Глава Республики Коми, возглавляемое им Правительство, а также входящие в систему исполнительной власти Республики Коми министерства и иные органы государственного управления.
Системность является основным признаком исполнительной власти в Республике Коми в частности и в целом Российской Федерации, где элементы систем должны находиться во взаимосвязи, образовывать определенную целостность и единство.
В рамках республиканских органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:
· руководящие органы (Глава Республики Коми, Правительство Республики Коми);
· органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).
Глава Республики Коми является высшим должностным лицом Республики Коми (руководителем Правительства Республики Коми). Указы и распоряжения Главы Республики Коми, издаваемые им в пределах своих полномочий и во исполнение действующего законодательства, имеют обязательную силу на всей территории республики.
Разновидностями органов исполнительной власти региона является министерства, агентства, службы, комитеты, департаменты, управления и иные органы государственной власти.
В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти Республики Коми.
По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти Российской Федерации они относятся к органам исполнительной власти субъекта РФ. По субъекту, в ведении которого находится право формировать органы – это органы исполнительной власти, которые формируются самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, Конституции и законов Республики Коми. По способу и процедуре формирования органов - органы, формируемые в установленном порядке высшим должностным лицом региона.
По организационно-правовым формам:
а) правительство;
б) министерства;
в) региональные службы и агентства;
г) комитеты;
д) управления.
По характеру компетенции органы исполнительной власти региона подразделяются на:
а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;
б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление, подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются республиканские министерства и иные отраслевые органы государственного управления. в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности. Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.
Порядку принятия управленческих решений:
а) коллегиальные органы (правительство);
б) единоначальные органы.
Органы исполнительной власти региона имеет внешнюю и внутреннюю форму.
· Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы:
- официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);
- компетенцию, определяющую меру и способ его участия в государственном управлении и территориальный масштаб деятельности;
- функции, цели и задачи деятельности;
- формы и методы деятельности;
- положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;
- порядок образования, реорганизации и управления.
· Внутренняя форма показывает:
- устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.
К элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать.
В институциональном плане исполнительная власть Республики Коми имеет иерархическую структуру, которая включает:
· органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);
· корпус государственных служащих;
· юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.
Одной из проблем функционирования исполнительной власти Республики Коми на современном этапе остается то, что в Конституции Республики Коми отсутствует норма, которая бы определяла предельный срок пребывания Главы Республики Коми в должности (эта норма нашла отражение лишь в ст. 5 Закона РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми» от 09.01.2002 г. №16-РЗ, согласно которой Глава Республики Коми не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд).
Таким образом, в целях совершенствования деятельности исполнительной власти Республики Коми, считаю необходимым закрепить в Конституции Республики Коми норму, которая бы определяла предельный срок пребывания Главы Республики Комив должности.
Кроме того, в целях создания условий стабильного и ответственного функционирования институтов государственной власти региона целесообразно распространить соответствующие конституционные изменения, касающиеся увеличения сроков полномочий главы государства и Госдумы ФС РФ до шести и пяти лет, на губернаторов, в том числе, Главу Республики Коми, увеличив срок его полномочий с четырех до пяти лет. Так, например, Ярославская областная дума и Алтайское краевое законодательное собрание еше в 2009 году приняли поправки в Устав области края соответственно, увеличивающие срок полномочий губернатора и регионального парламента с 4 до 5 лет. Уже на тот период времени только в 17 субъектах РФ сохранился четырехлетних срок полномочий депутатов, во всех остальных 66 регионах действует пятилетний срок. Если же говорить о губернаторских сроках, то на четыре года они назначаются лишь в 15 регионах страны.
Информация о работе Современная структура и система органов исполнительной власти Республики Коми