Современная структура и система органов исполнительной власти Республики Коми

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - провести комплексное исследование системы и структуры органов исполнительной власти Республики Коми как одного из ключевых институтов политико-административного управления в механизме государства.
Для достижения этой цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- определить понятия «система» и «структура» органов исполнительной власти;
- проанализировать место и роль исполнительной власти в системе разделения властей Российской Федерации в современных условиях;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти…………………………………………………………...6
1.1. Признаки исполнительной власти……………………………………..6
1.2. Орган исполнительной власти как государственная организация....10
1.3. Система и структура органов исполнительной власти……………. .13
1.4. Классификация органов исполнительной власти…………………...16
2. Особенности системы органов исполнительной власти Российской Федерации………………………………………………………………………..18
2.1. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти…………………………………………………………18
2.2. Оптимизация функций органов исполнительной власти…………...22
2.3 Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации……….26
3. Организационно-правовые формы органов исполнительной власти Республики Коми и их правовой статус………………………………………..35
3.1. Современная структура и система органов исполнительной власти Республики Коми………………………………………………………………...35
3.2. Институт Главы Республики Коми……………………………………38
3.3. Правительство Республики Коми как высший исполнительный орган государственной власти…………………………………………………………47
3.4.Администрации Главы Республики Коми и правительства Республики Коми как самостоятельный государственный орган…………………………..50
3.5. Место и роль министерств, иных органов исполнительной власти в системе исполнительной власти Республики Коми…………………………...58
Заключение……………………………………………………………………….65
Библиографический список……………………………………………………..73

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК. Таня. ОК.2.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Таким образом, система региональных органов исполнительной власти, призванная осуществлять соответствующие функции государственной власти на территории Республики Коми, представляет собой организованную на основе единых принципов, общих задач и целей совокупность государственных органов, возглавляемых Правительством и наделенных государственно-властными полномочиями по осуществлению государственного управления.

Организационной основой исполнительной власти региона, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры, является иерархическая структура. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:

· право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;

· право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;

· право назначать;

· право осуществлять легитимное принуждение;

· право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;

· право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;

· право расходовать вверенные ресурсы;

· право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;

· право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и разрешению конкретных индивидуальных дел.

Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции.                                          

                        Заключение

Итак, мы видим, что в настоящее время в Республике Коми существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти, фактически идентичная системе федеральных органов исполнительной власти. Понятие "система органов исполнительной власти" характеризует организационное построение исполнительной власти в регионе.

Нельзя забывать о том, что, прежде всего, она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.

Такая сложная структура обладает рядом недостатков, связанных, прежде всего с дублированием функций и отсутствием четкого разграничения предметов ведения. Одной из причин такого положения дел является несовершенство законодательной базы.

Субъекты исполнительной власти осуществляют государ­ственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и на­значение. Организация и деятельность исполнительной влас­ти — это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих норматив­но установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы, государственные должности государственной службы (управленческий персонал).

Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций.

Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Исполнительные органы представляют собой составную часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему специфическому, т.е. исполнительному, назначению эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера.

Органы исполнительной власти являются носителями определённого объёма государственно-властных (юридически-властных) полномочий. Эти полномочия выражаются, прежде всего, в издании исполнительными органами правовых актов в пределах своей управленческой компетенции и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами (включая средства административного, т.е. внесудебного, принуждения). Наличие определённого объёма юридически-властных полномочий, выражаемых вовне, т.е. за пределами данного органа, - наиболее существенный элемент компетенции органов исполнительной власти.

Издаваемые исполнительными органами правовые акты не подменяют собой акты законодательных и судебных органов государственной власти. С одной стороны они подзаконны, ибо предназначены для исполнения требований, содержащихся в законах. С другой стороны, правовые акты исполнительных органов отличаются от актов судебных органов, имеющих преимущественно негативно-юрисдикционный характер, и не выражают присущие судебным органам функции и полномочия правосудия.

Исполнительную власть в регионе осуществляют Глава Республики Коми, возглавляемое им Правительство, а также входящие в систему исполнительной власти Республики Коми министерства и иные органы государственного управления.

Системность является основным признаком исполнительной власти в Республике Коми в частности и в целом Российской Федерации, где элементы систем должны находиться во взаимосвязи, образовывать определенную целостность и единство.

В рамках республиканских  органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:

· руководящие органы (Глава Республики Коми, Правительство Республики Коми);

· органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).

Глава Республики Коми является высшим должностным лицом Республики Коми (руководителем Правительства Республики Коми). Указы и распоряжения Главы Республики Коми, издаваемые им в пределах своих полномочий и во исполнение действующего законодательства, имеют обязательную силу на всей территории республики.

Разновидностями органов исполнительной власти региона является министерства, агентства, службы, комитеты, департаменты, управления и иные органы государственной власти.

В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти Республики Коми.

По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти Российской Федерации они относятся к органам исполнительной власти субъекта РФ. По субъекту, в ведении которого находится право формировать органы – это органы исполнительной власти, которые формируются самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, Конституции и законов Республики Коми. По способу и процедуре формирования органов - органы, формируемые в установленном порядке высшим должностным лицом региона.

По организационно-правовым формам:

а) правительство;

б) министерства;

в) региональные службы и агентства;

г) комитеты;

д) управления.

По характеру компетенции органы исполнительной власти региона подразделяются на:

а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;

б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление, подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются республиканские министерства и иные отраслевые органы государственного управления. в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности. Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.

Порядку принятия управленческих решений:

а) коллегиальные органы (правительство);

б) единоначальные органы.

Органы исполнительной власти региона имеет внешнюю и внутреннюю форму.

· Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы:

-  официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);

-  компетенцию, определяющую меру и способ его участия в государственном управлении и территориальный масштаб деятельности;

- функции, цели и задачи деятельности;

- формы и методы деятельности;

- положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;

- порядок образования, реорганизации и управления.

· Внутренняя форма показывает:

- устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.

К  элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать.

В институциональном плане исполнительная власть Республики Коми имеет иерархическую структуру, которая включает:

· органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);

· корпус государственных служащих;

· юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

Одной из проблем функционирования исполнительной власти Республики Коми на современном этапе остается то, что в Конституции Республики Коми отсутствует норма, которая бы определяла предельный срок пребывания Главы Республики Коми в должности (эта норма нашла отражение лишь в ст. 5 Закона РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми» от 09.01.2002 г. №16-РЗ, согласно которой Глава Республики Коми не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд).

Таким образом, в целях совершенствования деятельности исполнительной власти Республики Коми, считаю необходимым закрепить в Конституции Республики Коми норму, которая бы определяла предельный срок пребывания Главы Республики Комив должности.

Кроме того, в целях создания условий стабильного и ответственного функционирования институтов государственной власти региона целесообразно распространить соответствующие конституционные изменения, касающиеся увеличения сроков полномочий главы государства и Госдумы ФС РФ до шести и пяти лет, на губернаторов, в том числе, Главу Республики Коми, увеличив срок его полномочий с четырех до пяти лет. Так, например, Ярославская областная дума и Алтайское краевое законодательное собрание еше в 2009 году приняли поправки в Устав области края соответственно, увеличивающие срок полномочий губернатора и регионального парламента с 4 до 5 лет. Уже на тот период времени только в 17 субъектах РФ сохранился четырехлетних срок полномочий депутатов, во всех остальных 66 регионах действует пятилетний срок. Если же говорить о губернаторских сроках, то на четыре года они назначаются лишь в 15 регионах страны.

Информация о работе Современная структура и система органов исполнительной власти Республики Коми