Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа
Цель настоящей работы - провести комплексное исследование системы и структуры органов исполнительной власти Республики Коми как одного из ключевых институтов политико-административного управления в механизме государства.
Для достижения этой цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- определить понятия «система» и «структура» органов исполнительной власти;
- проанализировать место и роль исполнительной власти в системе разделения властей Российской Федерации в современных условиях;
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти…………………………………………………………...6
1.1. Признаки исполнительной власти……………………………………..6
1.2. Орган исполнительной власти как государственная организация....10
1.3. Система и структура органов исполнительной власти……………. .13
1.4. Классификация органов исполнительной власти…………………...16
2. Особенности системы органов исполнительной власти Российской Федерации………………………………………………………………………..18
2.1. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти…………………………………………………………18
2.2. Оптимизация функций органов исполнительной власти…………...22
2.3 Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации……….26
3. Организационно-правовые формы органов исполнительной власти Республики Коми и их правовой статус………………………………………..35
3.1. Современная структура и система органов исполнительной власти Республики Коми………………………………………………………………...35
3.2. Институт Главы Республики Коми……………………………………38
3.3. Правительство Республики Коми как высший исполнительный орган государственной власти…………………………………………………………47
3.4.Администрации Главы Республики Коми и правительства Республики Коми как самостоятельный государственный орган…………………………..50
3.5. Место и роль министерств, иных органов исполнительной власти в системе исполнительной власти Республики Коми…………………………...58
Заключение……………………………………………………………………….65
Библиографический список……………………………………………………..73
- реализует предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;
- вносит в полномочные органы государственной власти Республики Коми, иные государственные органы Республики Коми предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны;
- обеспечивает материально-техническое, финансовое и социально-бытовое обслуживание Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми, лиц, назначаемых на должность Главой Республики Коми, и работников Администрации;
- осуществляет в порядке, установленном законодательством, функции государственного заказчика по формированию, размещению заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Коми;
- организует работу по рассмотрению ходатайств о помиловании граждан;
- осуществляет в установленном порядке организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью государственных учреждений Республики Коми в соответствии с решениями Правительства Республики Коми;
- обеспечивает в соответствии с законодательством безопасные условия и охрану труда своим работникам;
- выполняет иные функции по поручению Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми.
При этом Руководитель Администрации, в частности, дает поручения руководителям министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, по подготовке материалов и предложений по вопросам, находящимся в компетенции Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми; организует контроль за деятельностью министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, по реализации решений Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми; представляет Администрацию в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах государственной власти Республики Коми, органах местного самоуправления.
3.5. Место и роль министерств, иных органов исполнительной власти в системе исполнительной власти Республики Коми
В систему органов исполнительной власти региона также входят отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в разное время включал министерства, комитеты, службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему, как уже говорилось выше, составляют министерства, а также иные органы исполнительной власти: агентства, службы, комитеты и управления.
Министерства и иные органы исполнительной власти Республики Коми, согласно ст.91 Конституции Республики Коми, являются постоянно действующими исполнительными органами государственной власти Республики Коми и формируются Правительством Республики Коми.
Правовой статус министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми определяется в соответствии с Конституцией Республики Коми законом Республики Коми и положениями о министерствах и иных органах исполнительной власти Республики Коми, утверждаемыми Правительством Республики Коми.
Республиканские министерства и иные органы исполнительной власти являются единоначальными органами. Министерства возглавляются министрами, которые по должности входят в состав Правительства Республики Коми и обладают решающими полномочиями по всем вопросам компетенции возглавляемых ими министерств.
Юридические особенности функций и полномочий региональных министерств и иных органов исполнительной власти определяются, во-первых, прежде всего, тем, являются ли они органом отраслевого или межотраслевого управления; во-вторых, спецификой порученных им сфер и отраслей.
Например, министерства и ведомства межотраслевой компетенции осуществляют преимущественно функции координации и регулирования, а также решают конкретные вопросы в порядке реализации данной функции.
Министерства и ведомства отраслевой компетенции осуществляют разноплановые функции, «привязанные» к функционированию и развитию соответствующей отрасли. Они участвуют в формировании государственной политики, а также обеспечивают её проведение в отрасли; разрабатывают и реализуют региональные целевые и отраслевые программы по развитию отрасли и т.д.
Вместе с тем, каждое отраслевое министерство выполняет разнообразные задачи и функции соответствующего отраслевого профиля.
Органы исполнительной власти региона функционируют в сфере:
- экономики (Министерство экономического развития Республики Коми, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, сельского хозяйства и продовольствия; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды торговли; Министерство промышленности и энергетики и т.д.;
- социально-культурной деятельности (Министерства образования Республики Коми, Министерство здравоохранения Республики Коми, Агентство Республики Коми по социальному развитию и т.п.;
- административно-политической деятельности (Администрация Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, Министерство по делам национальностей Республики Коми и т.д.
Характерным для правового положения большинства органов исполнительной власти является то, что они осуществляют свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Коми, органами местного самоуправления, общественными объединениями, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и их территориальными структурами, научными, международными и иными организациями по вопросам, отнесенным к его компетенции, находятся в ведении Правительства Республики Коми.
Объём и характер их полномочий определяются особенностями порученных им отраслей и сфер деятельности.
Общие основы правового положения органов исполнительной власти Республики Коми регулируются Положениями, в которых оговорены общие положения, основные задачи, функции, организация деятельности и ответственность министерства и иных органов исполнительной власти региона. Каждое Положение утверждается соответствующим Постановлением Правительства Республики Коми.
Министерства в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, законами Республики Коми и иными нормативными правовыми актами Республики Коми, а также вышеназванными Положениями.
Министерства является юридическим лицом, имеют лицевой счет в органах казначейства, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Коми и со своим наименованием на коми и русском языках, а также другие печати, штампы и бланки, необходимые для деятельности министерства.
Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми. Отметим, что назначение на должность и освобождение от должности министров производится Главой Республики Коми. Только министр финансов республики Коми назначается на должность Главой Республики Коми по согласованию с Государственным Советом Республики Коми.
Каждый министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми.
Заместители министра действуют без доверенности от имени Министерства в пределах прав и обязанностей, определяемых министром.
В период временного отсутствия министра его обязанности исполняет один из заместителей министра по решению министра.
При наличии вакантной должности министра решение о возложении обязанностей министра принимается Главой Республики Коми.
В министерствах образуются коллегии в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра и руководящих работников аппарата министерства. В состав коллегии могут включаться по согласованию представители других министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, организаций, ученые и специалисты.
Персональный состав коллегии министерств утверждается и изменяется министром. Положение о коллегии утверждается министром.
Коллегия является совещательным органом при министре, на своих заседаниях рассматривает основные вопросы, связанные с выполнением задач, поставленных перед министерством.
В случае разногласий между министром и членами коллегии окончательное решение принимает министр.
Министерство финансов Республики Коми имеет территориальные органы, созданные в установленном порядке в городах и районах Республики Коми, осуществляющие государственные функции, отнесенные к компетенции министерства.
Как указывалось выше, в структуру органов исполнительной власти Республики Коми также входят Агентства, Службы, Комитеты и Управления.
Правовое положение их также имеет общие черты.
Перечень ведомств утверждается Главой Республики Коми. Он же образует их и утверждает Положения о них, либо поручает решение данного вопроса Правительству. Руководители ведомств назначаются на должность и освобождаются Главой Республики Коми, как правило, не входят по должности в состав Правительства. На период подготовки курсовой работы в состав Правительства входил только один руководитель регионального Агентства (по социальному развитию), о чем сказана ранее.
Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и не могут входить в состав министерств и государственных комитетов.
Кроме того, в связи с темой исследования, нельзя не упомянуть об иных государственных органах Республики Коми. К таковым отнесены Избирательная комиссия Республики Коми, Управление государственной гражданской службы Республики Коми, Контрольно-счетной палате Республики Коми, институтах Уполномоченного по правам человека в Республике Коми и Уполномоченного при Главе Республики Коми по правам ребенка. А также Постоянном Представительстве Республики Коми при Президенте Российской Федерации и Представительстве Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации, которые, в соответствии с. законом Республики Коми «О Представительствах и Представителях Республики Коми» от 10.06.1997 N 26-РЗ как государственных органов Республики Коми, учрежденных в соответствии с законодательством для содействия развитию внешних связей Республики Коми, представления и защиты интересов Республики Коми, органов государственной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, защиты интересов жителей Республики Коми, а также организаций, расположенных на территории Республики Коми.
Органы исполнительной власти Республики Коми совместно с Правительством Российской Федерации определяют объем и порядок своего участия в выполнении федеральных программ, совместных проектов, мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они направляют предложения по проектам важнейших постановлений Правительства Российской Федерации, по предметам федерального и совместного ведения, по проблемам межтерриториального значения, взаимодействуют с министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации при решении взаимосвязанных вопросов экономического и социального развития.
Глава Республики Коми или по его поручению иные республиканские органы исполнительной власти вправе передавать федеральным органам исполнительной власти на основании соглашения с ними выполнение части своих полномочий, а также принимать на себя исполнение полномочий, переданных им федеральными органами исполнительной власти. Объем и характер полномочий, передаваемых республиканскими органами исполнительной власти федеральным органам, предварительно согласовываются с Государственным Советом Республики Коми.
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также их территориальные структуры в Республике Коми, осуществляя на территории Республики Коми собственные функции по руководству конкретной отраслью управления, межотраслевого регулирования, контрольные, разрешительные или надзорные функции, действуют в соответствии с законами и положениями об этих органах, а также в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми, договорами (соглашениями) Российской Федерации к Республики Коми, касающимися вопросов разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Коми.
Территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти
Российской Федерации создаются, реорганизуются и ликвидируются на территории Республики Коми по согласованию с Главой Республики Коми или по его инициативе. Они действуют на основании положений о них, утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Главой Республики Коми.
Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных структур на территории Республики Коми производится по согласованию с Главой Республики Коми. При этом Глава Республики Коми вправе предложить кандидатуру руководителя территориальной структуры этого органа федеральному органу исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации и подведомственные ему органы не вправе вмешиваться в исключительную компетенцию органов исполнительной власти Республики Коми. Разногласия, возникающие между органами исполнительной власти Республики Коми и федеральными органами исполнительной власти, разрешаются путем согласительных процедур или в судебных органах в установленном законом порядке.
Информация о работе Современная структура и система органов исполнительной власти Республики Коми