Значение морского транспорта в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Морской транспорт — вид водного транспорта. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а также просто находиться на плаву и выполнять при этом определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.

Содержание

Введение.
3
Значение морского транспорта в мировой экономике.
5
Актуальные проблемы размещения морского транспорта мира.
7
Актуальные проблемы развития морского транспорта.
11
Заключение.
16
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

география.docx

— 288.89 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение.

3

  1. Значение морского транспорта в мировой экономике.

5

  1. Актуальные проблемы размещения морского транспорта мира.

7

  1. Актуальные проблемы развития морского транспорта.

11

Заключение.

16

Список использованных источников.

18


 

 

Введение.

Морской транспорт — вид водного транспорта. К морскому транспорту относится  любое судно, способное передвигаться  по водной поверхности (морей, океанов  и прилегающих акваторий), а также  просто находиться на плаву и выполнять  при этом определенные функции, связанные  с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.

  Морской  транспорт включает: порты — транспортные узлы, где происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой и осуществляется обслуживание флота; судоремонтные предприятия, оснащенные судоподъёмными средствами (доки, слипы, эллинги); устройства связи, сигнализации и др.

Морским транспортом перевозится большая  часть грузов по всему миру. Особенно касается наливных грузов, таких как  сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный  газ и продукты химической промышленности наливом. Второе место по объему перевозок  морским транспортом занимают контейнеры. Суда-контейнеровозы вытеснили с  рынка универсальные суда, так  как в стандартный 20- или 40-футовый  контейнер может быть помещен  любой груз от иголок до автомобилей. Притом время обработки таких  судов снижено в десятки раз, благодаря унификации транспортной системы всего мира в отношении  контейнерных перевозок. Немалую роль играет механизация и информационное обеспечение транспортных процессов.

Также к  специализированным судам, которые  предназначены для перевозки  одного или нескольких видов груза, можно отнести суда-автомобилевозы, рефрижераторные суда, скотовозы, тяжеловозы, навалочные (балкеры), лихтеровозы, буксирные и т. д.

В зависимости  от задач и рода груза, суда обладают соответствующими характеристиками, которые  отражают их автономность, грузоподъемность, методы погрузки-выгрузки, скоростные данные; способность противостоять  погодным условиям, ограничения по району плавания, способность проходить  панамским или суэцким каналами, сохранять температурные и атмосферные режимы грузовых трюмов.

Линейные  суда — суда которые курсируют по определенному маршруту между несколькими портами по расписанию.

Трамповые суда (англ. tramp — бродяга) составляют половину единиц мирового флота, занимаются свободной перевозкой случайных, попутных грузов. Они не привязаны к определенным географическим точкам и не обременены долгосрочными контрактами на перевозку.

Пассажирские  суда и паромы занимают отдельную  нишу в перевозках морским транспортом. Чаще всего являются линейными. К  ним со стороны контролирующих органов  предъявляются очень высокие  требования по конструкции и снабжению.

В настоящее  время морской транспорт является неотъемлемой частью мировой транспортной системы. Морской транспорт и его деятельность регулируется как национальными законами, так и международными нормативными документами, конвенциями и правилами, выполнение и соблюдение которых строго контролируется со стороны всех стран-участников, подписавших определенные обязательства.

Преимущества  морского транспорта:

относительно  низкая себестоимость перевозок;

большая грузоподъемность, что позволяет  перевозить значительные партии груза;

практически нет ограничений на пропускную способность;

единое  правовое и юридическое поле с 400-летней историей.

Доставка  грузов морским транспортом характерна своей универсальностью, надежностью  и невысокой ценой. Такой способ перевозки выбирается для снижения себестоимости транспортировки  груза. Морской транспорт особенно эффективен при перевозке больших  объёмов.

Недостатки: требует наличия оборудованных портов.

Рассматривая  транспорт мира, стоит обратить почтение на его поселок в общей мировой транспортной системе. По объему и структуре транспортных перевозок определяют степень развития и особенности структуры хозяйства страны alias региона, а для конфигурацией транспортной козни - особенности и закономерности размещения хозяйственной деятельности. Морской транспорт служит для внешнеэкономических связей. Лишь в некоторых странах, таких будто Россия, США, Китай, Канада, Турция, Франция, морской транспорт осуществляет межрайонные внутренние перевозки. Этот транспорт перевозит свыше 80% внешнеторговых грузов. Это наиболее сносный вид транспорта, потому что эксплуатация морских путей не требует больших расходов для содержание сети, будто в других видах транспорта. Цель работы - раскрытие вопроса, связанного с состоянием и проблемами развития и размещения морского транспорта.

 

 

1. Значение  морского транспорта в мировой  экономике

Транспорт — важнейшее звено в сфере  экономических отношений. Он принимает  покровительство в создании продукции  и доставке ее потребителям, осуществляет соединение между производством  и потреблением, между разными  отраслями хозяйства, между странами и регионами. Он влияет на развитие хозяйства и будто клиент металла, энергии, древесины, резины, других продуктов. На него приходится значительный купон основных производственных фондов и промышленно производственного персонала. В мире в системе транспорта работает свыше 100 млн чел.

Морской транспорт служит для внешнеэкономических  связей. Лишь в некоторых странах, таких будто Россия, США, Китай, Канада, Турция, Франция морской транспорт  осуществляет межрайонные внутренние перевозки. Этот транспорт перевозит  свыше 80% внешнеторговых грузов. Это  наиболее сносный вид транспорта, потому сколько эксплуатация морских путей не требует больших расходов для содержание сети, будто в других видах транспорта. Современные морские суда способны перевозить грузы любых размеров и веса.

Большая купон грузооборота морского транспорту приходится на наливные грузы — нефть и нефтепродукты. Сухогрузы имеют меньший удельный вес. В их структуре преобладают основные массовые грузы, после — генеральные и второстепенные массовые.

Главным условием безопасного функционирования мирового торгового флота является его постоянное обновление, увеличение тоннажности судов, повышения мощности двигателей, увеличения скоростей, автоматизация ремонт экологических характеристик. Удельный важность судов в возрасте свыше 10 лет составляет свыше 1/3 составлю мирового флота, свыше 25 лет — 1/20. В странах, которые развиваются, и странах Восточной Европы наблюдается желание к повышению удельного веса старых судов, а это повышает опасность мореходности.

В структуре  морского транспорта преобладают специализированные суда — танкеры, рудовозы рефрижераторы, лесовозы, суда типа "Ро-ро" с горизонтальным способом погрузочно-разгрузочных работ. Больше половины мирового флота составляет танкеры, сколько связано с развитием мирового нефтяного рынка.

Таблица типов судов:

General Cargo ships (18,982)

Bulk Carriers (6,890)

Container ships (4,170)

Tankers (12,583)

Passenger ships (5,957)

Other (1,943) 

TOTAL (50,525) 

2. Актуальные проблемы размещения морского транспорта мира.

Судоходные  компании многих стран регистрируют приманка суда около "удобным", "подставным", флагом. Поэтому к большим судновласницких странам принадлежат Панама, Греция, Либерия, Сингапур, Кипр, сколько предоставляют "удобный" флаг. В этих странах налоги ниже, чем в США, Германии, Японии, заработная плата моряка гораздо меньше, их права плохо защищенные, техническому состоянию судов уделяется меньше внимания. Мировой флот сосредоточен в руках нескольких наибольших судновласницких компаний.

Топ 20 крупнейших стан судовладельцев:

 

В каждом морском государстве есть одна большая компания, на которую приходится 90% флота страны. Это "Ниппон юсан", "Санко Кисен" — в Японии, "Силенд сервис" — в США, "Пенинсула енд Ориентал Стим Невигейшн" — в Великобритании, "Сален" — в Швеции, "Бэр гассен" — в Норвегии и тому подобное. Среди наибольших монополий — нефтедобывающие компании "Ексон", "Мобайл Ойл", "Тексако", "Бри-тиш Петролеум" все др.

В мире насчитывается  свыше 2000 морских портов разной величины.

Список 20 крупнейших портов мира за первую половину 2009 года:

1)       Порт Сингапура зарегистрировал  снижение на 18,1% оборота грузов  до 12,2 млн. TEU, однако его позиция  в списке осталась неизменной  на конец первой половины года  – крупнейший порт в мире.

2)       Шанхай перенес падение оборота  на 15,6% до 11,6 млн. TEU, однако сохранил  свое второе место.

3)       Грузооборот порта Гонконг упал  на 17,3% до 9,9 млн. TEU, однако позиция  в списке осталась прежней.

4)       Шеньчжень зарегистрировал падение количества контейнеров на 21,1% до 8,03 млн. TEU, однако остался на прежнем месте в списке.

5)       Порт Пусан поднялся на пятое место, хотя его грузооборот упал на 17,8% до 5,6 млн. TEU.

6)       Порт Лос Анджелес – Лонг Бич в США спустился на позицию шесть, так как его грузооборот упал на 17,8% до 5.5 млн. TEU.

7)       Порт Дубаи в ОАЭ остался на прежнем месте, несмотря на 7% спад до 5,4 млн. TEU.

8)       Китай: порт Циндао поднялась  на три позиции до 8 с редким  в настоящее время ростом контейнерооборота до 5,09 млн. TEU.

9)       Грузооборот порта Гуанчжоу упал  на 14% до 5,09 млн. TEU, однако его позиция  в списке осталась на прежнем  уровне.

10)    Порт Нинбо опустился на две позиции до 10 порта в мире по загруженности с 11% спадом оборота груза до 4,6 млн. TEU.

11)    Порт Роттердама опустился на 11 позицию и вышел из списка 10 крупнейших портов мира из-за 15,1% спада до 4,6 млн. TEU.

12)    Тяньцзинь, Китай, поднялся на три позиции до номера 12 с увеличением числа обработанных контейнеров на 1,9% до 4,1 млн. TEU.

13)    Гаосюнь, Тайвань, остался на 13 позиции, несмотря на 18,7% спад в грузообороте до 4,04 TEU.

14)    Бельгия, порт Антверпена сохранил  позицию номер 14, несмотря на  спад в 18,5% до 3,6 млн. TEU в первой  половине года.

15)    Порт Гамбурга, Германия, пострадал  больше всех, спустившись на 15 место  с 28,7% падением до 3,6 млн. TEU.

16)    Порт Келанг в Малайзии сохранил место 16 в списке со спадом в 15,4% до 3,3 млн. TEU.

17)    Тяньчжунь Пелепас, также в Малайзии, остался на 17 позиции со спадом 1,5% до 2,7 млн. TEU.

18)    Лаем Чабанг в Таиланде поднялся на одну строчку, несмотря на спад в 16,6% до 2,1 млн. TEU.

19)    Немецкий порт Бремерхавен спустился на одну позицию вниз до номера 19 из-за 20,8% спада до 2,1 млн. TEU.

20)    И наконец, порт Сямынь, вошел в список 20 крупнейших портов мира с падением в 14% до 2,1 млн. TEU.

Актуальными проблемами размещения морского транспорта являются зависимость этого вида транспорта от природных условий (особенно в условиях замерзания морской акватории), необходимость создавать на морских  побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность  от морских побережий экономических  районов.

 

3.Актуальные проблемы развития морского транспорта.

Судоходство открывает пути к источникам сырья  и энергии, делает возможными рациональное разделение труда и сотрудничество в мировом масштабе, что составляет материальную основу человеческой жизни  и благосостояния. Поэтому морской  транспорт является ныне насущной потребностью человеческого общества. Это можно  проиллюстрировать следующими цифрами. В настоящее время около 42 тыс. морских судов общей грузоподъемностью  почти 800 млн. т перевозят на большие  расстояния свыше 4 млрд. т грузов, что  составляет подавляющую часть товаров  мировой торговли. В то время как  население земного шара удвоится примерно через тридцать лет, а потребление  энергии увеличится вдвое лет  через двадцать, объем морских  перевозок грузов по прогнозам экспертов  возрастет в два раза уже через  десять лет. Это означает, что средние  темпы роста мирового торгового  флота будут опережать темпы  увеличения выпуска промышленной продукции, и общая грузоподъемность ежегодного пополнения флота должна составлять около 50 млн. т.

Необходимо  принять во внимание также следующие  соображения. Не подлежит сомнению, что  возможности международного разделения труда и растущего товарообмена в мировом масштабе еще далеко не исчерпаны. Это подтверждается объективными закономерностями развития производительных сил, которые делают необходимыми дальнейшую специализацию и кооперацию производства и ведут к интернационализации  экономической жизни — глобализации.

Возрастающие  потребности в транспорте дают разносторонние импульсы развитию транспортной техники, что само по себе ведет к увеличению объема производства и товарообмена. Поэтому можно исходить из того, что высокие темпы развития морской  транспортировки грузов, особенно массовых, будут иметь стабильный характер. Средний ежегодный прирост объема морских перевозок грузов будет увеличиваться. Этот прирост для сырой нефти и нефтепродуктов будет несколько выше, а для сухих массовых и генеральных грузов — ниже.

Информация о работе Значение морского транспорта в мировой экономике