Иммиграция в Испанию

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:53, реферат

Описание работы

Испания, это государство на юго-западе Европы, которое занимает большую часть Пиренейского полуострова. Сухопутно, Испания граничит с Францией и Андоррой на севере, Португалией на западе, владением Британии Гибралтар на Юге. Кроме того, на севере Африки у Испании находятся две территории - автономные города Сеута и Мелилья, которые граничат с Марокко (отметим, что Марокко не признает право Испании на эти полуанклавы). Кроме того в состав Испании входят Балеарские и Канарские острова, которые находятся соответственно, в Средиземном море и в Атлантическом океане недалеко от Северо-западного побережья Африки, а также территория Ифни (полуанклав на территории Марокко).

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 101.41 Кб (Скачать)

  После принятия в 1985 г. первого современного Закона "О свободах и правах иностранцев"[7] иммиграционное законодательство в Испании постоянно обновляется и корректируется, ставя своей целью упорядочить пребывание переселенцев в стране. Законодательство признает равенство многих прав и свобод легальных иммигрантов с коренным населением. Переселенцам предоставляется, в частности, право на жилище, защиту семьи, образование, гарантируются юридические услуги, защита прав малолетних, право на забастовку (хотя и ограниченное). Официально признаются различные общественные организации в защиту иммигрантов. Вместе с тем иностранцы, приехавшие из стран, не являющихся членами ЕС, не имели права участвовать в выборах. [8]

  С начала XXI века законодательство Испании  в отношении нелегальных иммигрантов, первоначально предоставлявшее  им множество прав, заметно ужесточилось. В период второй легислатуры Народной партии (НП) (2000-2004 гг.) нелегалы лишились права на помощь в приобретении жилья, получении образования (кроме самого необходимого), на бесплатную юридическую  помощь (за исключением случаев, связанных  с высылкой или отказом во въездной визе). Создание ими ассоциаций, профсоюзов, проведение собраний и манифестаций требовали разрешений, установленных  законом. Хозяева предприятий, использовавшие труд нелегалов, могли быть оштрафованы, а их предприятия закрыты. Опасаясь потерять контроль над расширявшимся  потоком нелегальных иммигрантов, правительство НП усилило преграды для их въезда в страну, а также  расширило возможности для депортации, если иммигранты нарушают закон.

  Подход  к решению проблем нелегальной  иммиграции, предложенный правительством Испанской социалистической рабочей  партии (ИСРП), которое в марте 2004 г. сменило кабинет министров  НП, поначалу выглядел более либеральным. Социалисты предприняли попытку  разрешить проблему нелегальных  переселенцев, сделать иммиграцию легальной  и упорядоченной.

  При изучении исследований по вопросам иммиграции в Испании, мы не можем не упомянуть  о целом отдельном их пласте, который  посвящен взаимодействию испанского коренного  населения с мусульманскими мигрантами.

  В самой Испании не зафиксировано  проявлений массового социального  протеста мусульман в форме насильственных действий, подобных тем, которые имели  место во Франции и некоторых  других европейских странах. По мнению испанского исследователя В. Переса-Диаса, "возможно, в глубине души мусульмане ощущают чувство превосходства, считая свою религию единственно  истинной..., что автоматически превращает их в "верных", стоящих над "неверными". В современном испанском социуме... у них нет ощущения принадлежности к истинному человеческому сообществу". [9] Для мусульман, перебравшихся в Испанию, характерно также специфическое мироощущение, отличающее их от мусульман, живущих в других странах Европы.

  В настоящее время самым влиятельным  представителем антимавританского  течения можно назвать известного итальянского политолога Дж. Сартори, взгляды которого получили в Испании  широкую огласку и вызвали  бурную полемику. Сартори полагает, что "ислам - крайность, наиболее далекая  от европейского мышления из-за своего теократического видения мира. Его  заповеди противоречат принципам плюралистической системы. Интеграция его приверженцев крайне сложна". В одном из выступлений  Сартори назвал мусульман "антигражданами", утверждая, что "проблема состоит  в исламе, а не в расизме". Сартори  озабочен тем, чтобы спасти идентичность европейского государства-нации от внешней угрозы со стороны глубоко  чуждой исламской культуры. "Если идентичность гостей останется нетронутой, тогда придется спасать идентичность хозяев", - пишет он. В этом свете  реакция на неприятие мусульманами западных норм и ценностей рассматривается  не как их дискриминация и проявление расизма, а как защита демократии. [10] Несколько иначе смотрит на проблему мусульманской иммиграции испанский исследователь Ф. Хименес Лосантос, также стоящий на антимавританских позициях. Этот автор считает, что Испании не обойтись без иммигрантов, но иммиграция должна быть селективной. По его мнению, двери в Испанию должны быть открыты латиноамериканцам, которые "говорят по-испански, исповедуют католицизм и легко ассимилируются". "Сотни тысяч трудящихся из Северной Африки должны ежегодно приезжать только на сезонные работы, имея билет туда и обратно. Массовый въезд их на постоянное место жительства вызовет расовые и культурные конфликты. Пока мы еще можем производить отбор среди иммигрантов. Если же мы этого не сделаем, они будут производить отбор среди нас. И жаловаться будет поздно", - пишет Хименес Лосантос.[11] Социальные исследования свидетельствуют, что в реальной жизни чаще преобладает сосуществование между иммигрантами и коренным населением. Коренные жители и представители других этнических групп живут параллельными мирами, открыто не враждуя, но и общаясь только по необходимости, не интересуясь друг другом и пребывая зачастую во власти предрассудков и стереотипов. Характерны высказывания жителей кварталов: "Мы сосуществуем, не смешиваясь", "Мы движемся к разобщенным общностям". [12] Эти исследования проводились испанскими авторами. Также они отмечают, что в Испании усиливаются настроения ксенофобии и расизма, подчас сопровождающиеся физической агрессией. Террористические акции в Мадриде 11 марта 2004 г. - самые крупные в истории Испании, в ходе которой выявился "магрибский след", только усилили антипатию к марокканцам.

  Впрочем, необходимо отметить, что в исследованиях  отношения к чужеземцам в испанском  обществе традиция отторжения отнюдь не является определяющей. Исторически  ей противостояло уважительное восприятие представителей других национальностей, вероисповеданий и рас, которому благоприятствовал сам многонациональный  характер испанского государства. В  период позднего франкизма (конец 50-х - первая половина 70-х годов), когда  режим "открылся" внешнему миру и  миллионы испанцев начали ездить за границу, а страну в массовом масштабе стали  посещать иностранные туристы, и  особенно на этапе демократии, после  вступления Испании в ЕС, традиция толерантности окрепла. Немало испанцев относятся к иммигрантам дружелюбно, не забывая о том времени, когда  сами зарабатывали на жизнь на чужбине, и сочувствуя тем из них, кто находится  в некомфортных жизненных условиях.

  Немало  испанских ученых и публицистов  активно полемизируют со сторонниками идеи "мусульманского нашествия" на Испанию. По их мнению, ислам способен трансформироваться и с его приверженцами  вполне возможен конструктивный диалог. "Видеть в исламе то, что было установлено 14 столетий назад, и не считаться  с тем, что в большинстве современных  мусульманских стран гражданская  и религиозная сферы разделены, хотя это и не признается, и созданы  правовые системы по европейским  образцам, свободные от исламского права, значит цепляться за абстрактное, далекое от реальности понимание  этой религии," - отмечает испанский  политолог Б. Лопес Гарсия. [13] Проводились опросы населения, они свидетельствуют о том, что соотношение между людьми, толерантными по отношению к иммигрантам, и отторгающими их, неуклонно меняется в сторону увеличения числа последних. Если еще в конце 90-х годов Испания опережала по степени толерантности страны как старой (Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Великобритания), так и недавней (Италия, Португалия, Греция) иммиграции, то теперь она приблизилась к среднеевропейским показателям. [14]

  Таким образом, мы ознакомились с основными  исследованиями по нашей теме. Теперь, на основании этого обзора, сделаем  первые промежуточные выводы нашего исследования:

  исследования  по вопросу иммиграционной политики Испании конца XX-начале XXI веков, проводятся как отечественными, так и зарубежными  авторами. Методологической основой  для нашей работы послужила монография Э. Биггса "Европа нового и новейшего  времени с 1789 года и до наших дней", а также работы Ш. Ангедендта;

  отечественные ученые также уделили определенное внимание изучаемым нами проблемам. В качестве примеров можно назвать  исследования Н.Е. Аникеевой, О.Ю. Чемакиной  и С.М. Хенкина;

  свои  исследования процессов и сущности миграционных процессов в Испании  ведут, также официальные ведомства  этой страны, результатами этих изысканий  становятся изменения миграционного  законодательства этой страны, многочисленные дискуссии в самом испанском  обществе. Здесь же необходимо акцентировать  внимание на том, что в испанском  обществе, в последние годы активно  изучаются вопросы, связанные с  проблемами мусульманской иммиграции в Испании.

  Совокупность  этих исследований и данных позволяют  нам, в дальнейшем изложении, проанализировать те тенденции, которые имеют место  быть в иммиграционной политики Испании  на рубеже веков. 

1.2 Источники

  Перейдем  к анализу источников, значимых для  нашей дипломной работы. В начале изложения необходимо отметить, что, так как тема, хронологически, приближенна  к современности, то и источников по данной теме относительно мало. Поэтому, в данной работе были использованы данные испанских и европейских  интернет-сайтов, новостных порталов, и аналитических агентств.

  Итак, в данной работе использованы следующие  источники:

  нормативно-правовые акты испанского правительства, посвященные  аспектам иммиграционной политики;

  статистические  данные;

  публицистические  данные;

  данные  приводимые различными исследователями  вопросов имеющих отношение к  изучаемой теме.

  Дадим краткую характеристику этим источникам.

  Важной  составляющей источниковедческой базы для нашей работы является нормативные  документы.

  В Испании, в настоящее время, остро  стоит вопрос нелегальной иммиграции. Проводятся исследования по теме нелегальной  иммиграции, способов борьбы и выявление  причин, способствующих притоку "нелегалов". Для анализа данного вопроса  взяты источники, в которых содержатся законодательные акты, выпущенные правительством Испании для ужесточения мер  по борьбе с нелегальным потоком  иммигрантов. [15]

  Кроме этого, нами изучены отдельные статьи испанской конституции по вопросу  предоставления вида на жительство, получения  визы, по обеспечению защиты населения. Мы изучили испанскую Конституцию, так как нам важно проследить законы, регламентирующие поток нелегальной  иммиграции[16].

  Перейдем  к статистическим данным. Основной массив их содержится в Интернете, прессе и разного рода статистических сборниках. Важные данные о экономической жизни  Испании содержатся в ежегодниках  ООН: Monthly Bulletin of Statistics[17], и International Trade Statistics[18]. Кроме того, для обзора проблемы миграции и беженцев в Европе использован материал из журнала Internationale Politik. Сверх этого, нами использовались различного рода официальные цифры, приводимые на официальных сайтах правительства Испании, генерального консульства Испании в Москве и т.д. Для понимания прав и обязанностей иммигрантов, а также для понимания политики предоставления убежища был взят материал из "Справочника Европы". Здесь изложены документы и договоры стран ЕС по предоставлению убежища, вида на жительство, права и обязанности граждан. Этот источник важен для нас и в том смысле, что позволяет проследить, откуда именно идет поток иммигрантов на территорию Испании.

  Под публицистическим типом источников мы имеем ввиду, ряд материалов испанских  сайтов, переводные материалы русских  газет и русскоязычных сайтов, посвященных Испании, и также  информацию с новостных порталов. Этот тип источников использовался  нами при изучении вопросов российско-испанского сотрудничества (материал из журнала "Современная  Европа") [19], для обзора взаимоотношений Испании со странами, откуда идет поток иммигрантов, для исследований взаимоотношений коренного и мусульманского населения Испании. Здесь были использованы статьи "Испаноязычное население США: демографические характеристики"[20], а также материалы из статьи О.Ю. Чемакиной "Латиноамериканская политика Испании в начале XXI века"[21]. По теме нелегальных иммигрантов использованы статьи авторов Перез-Диаз, Альварез-Миранда в журнале El Mundo. [22] По вопросу исламской интеграции материал взят из работы испанского исследователя Лопес Гарсиа "Ислам и национальная интеграция". По проблеме сосуществования коренного населения и иммигрантов был взят материал из работы испанских исследователей "Межэтническое сосуществование в аспекте глобализации и потока мигрантов" из материалов V Конгресса по вопросу иммиграции в Испанию. В последние годы раздражающим фактором в отношениях коренного населения и арабов-мусульман стала проблема мечетей. В испанской печати не раз сообщалось о выступлениях протеста против их строительства, которые инициировали испанцы, живущие поблизости[23]. Таково рода публикации изучались также. По вопросам интеграции мусульманского населения в Испании использован материал сайта http://demoscope.ru/weekly/2008/0339/analit06. php. [24]

Информация о работе Иммиграция в Испанию