Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:38, курсовая работа
Государство расположено на Эфиопском нагорье, окруженном равнинами. Сбросовая долина как бы рассекает его. Граничит с Эритреей и Джибути на северо-востоке, с Сомали — на востоке и юго-востоке, с Кенией — на юго-западе и Суданом — на западе. Выхода к морю не имеет. Самая высокая вершина — Рас-Дашан (4620 м). Крупнейшее озеро — Тана, здесь берет начало река Аббай (Голубой Нил).
В Вавилонии
были развиты скотоводство, земледелие
и садоводство. Были цветущие города, развиты
торговля, ремесла, искусство. В науках,
особенно астрономии и законоведении,
Вавилония не имела себе равных на Востоке.
Космогония и космология получили также
необычайно широкое развитие.
Древность их доходит до пятого тысячелетия,
а их письменные памятники содержат сведения,
начиная с четвертого тысячелетия.
Боги вавилонян были небесными властители людей, определяющие их судьбу. Они же - властители природы. В качестве верховного владыки выступают то Солнце, то луна. При этом существовал огромный пантеон местных богов, которые в ряде случаев с течением времени становились небесными богами. Если это происходило, то они становились позади лунного бога Син, согласно общесемитическому воззрению.
Самой значительной
из женских божеств, которые вообще-то
стали постепенно обязательными
спутницами богов мужского рода, была
богиня
Истар. Богини - супруги богов небесных,
противопоставлялись небесным богам как
творческое, производительное начало
земли.
Большую роль играли
местные культы Южного Вавилонского
царства.
Центром его был город Ур, в котором почитался
бог луны Син под названием
Наннар - то есть, «светящийся». Он считался
старшим сыном Бела - бога воздушных сил,
повелителя демонов бурь, но признавался за первого из богов.[1]
На печати из Ура он изображался на троне
под серпом луны[2].
Главенство бога луны несколько раз сменялось
главенством бога солнца, но даже и в эти
периоды особое значение бога луны не
умалялось, и имело огромное влияние на
северо-вавилонскую религию.
Его жена - богиня Нанна позднее смешивается с Истар. В Уре небесная богиня Истар именовалась Нана, она почиталась здесь как богиня вечерней звезды и чувственной любви. Соответственно этому, она здесь имеет мрачный характер, как губительная, смертоносная богиня.
После объединения в третьем тысячелетии Северной и Южной Вавилонии, главным городом государства стал Вавилон, а его местно чтимый бог Мардук получил статус главного бога - царя богов, людей, неба и земли. Усилиями жрецов в значительной степени были перераспределены роли небесных богов, соответственно чему были перераспределены между богами и планеты. Так закладывался фундамент астрологии.
Магия древнего Вавилона играла главную роль и в решении житейских проблем. В вавилонской религии, даже в самые древнейшие времена, рядом с таким богопочитанием, какое существует и в других семитических религиях, было очень распространено верование в духов и соответствующие ему гадательные обряды, волшебные формулы и заговоры.
Когда священный город Ур стал страною халдеев,
появляющихся впервые в истории на исходе
второго тысячелетия и основавших потом,
после падения
Ассирийского царства, Ново - Вавилонское
царство, магию и служение светилам связали
преимущественно с халдейской мудростью.
Во всяком случае, именно так повествуют
библейские сказания. Несомненно, однако,
что укоренение здесь магической и астрологической
практики было подготовлено всей предшествующей
религиозной практикой этого города. Чаще
всего заклинания сопровождались звездными
(астрологическими) элементами. Эта область
не была близка населению, она оставалась
жреческой религией.
Жрецами была введена числовая номенклатура богов, установлены их ранги. В народных верованиях, наряду с почитанием богов, оставалась сильная вера в демонов. Чародейство имело глубокие корни в народе.
В религии Вавилона присутствует несколько божественных триад: отец богов - Ану; владыка земли, повелитель демонов и смерти людей - Бел; Эа - властитель подземных вод (ключей, от которых родятся реки) и он же властитель заклинаний.
Вторая божественная
триада представлена была богом луны
Сином, его сыном - солнечным богом
Самасом, и Истар в виде утренней
и вечерней звезды.
Она считалась дочерью Сина и женой Таммуза
- владыки подземного царства мертвых.
Обратим внимание, что местом пребывания
душ умерших вавилоняне считают отнюдь
не небеса.
Особая роль
бога луны Сина выразилась в том, что
по представлениям, изложенным в одном
из гимнов Ура, Син не имеет над
собой никакого судьи.
Там же он именуется производителем богов, людей и всего живого,
прежде всего растительного царства. (Вот
откуда берет свое начало современный
растительный лунный календарь). Сын лунного
бога - солнечный бог Самас, играет вторую
роль. Он владеет тайной сновидений, враг
тайных дел, справедливый судья.
Вообще, пантеон вавилонских богов безгранично расширялся с течением времени, но, начиная со времен халдеев, то есть, с 1100 г., сведения о вавилонской религии становятся все более скудными.
Ассирия
Эта страна соседствовала
с Вавилонией. Она существовала более чем за две тысячи
лет до Рождества Христова, за девятьсот
лет до Рождества
Христова она завоевала Вавилонию, приняв
полностью религию завоеванного государства.
Ассирийцы перенесли к себе всю заклинательную литературу вместе с их астрологическими, математическими, космологическими и космогоническими представлениями и всей вавилонской демонской и нечистой силой.
В регламенте государственной жизни, ассирийцы не дали жречеству той власти, которую они имели у вавилонян. Ассирийские вожди присвоили себе сами высшие жреческие права. Конечно, со временем были в некоторой степени изменены религиозные предпочтения, но в целом религия ассирийского царства была продолжением религии вавилонян.
Новохалдейское царство, установившееся с падением Ассирии, частично устранило нововведения, привнесенные ассирийцами, но сохранило главных богов Вавилонии.
Религиозные гимны и молитвы на всех этапах этих исторических событий находятся в связи с заклинательными обрядами. Как подчеркивают историки, сохранившаяся религиозная литература вся насквозь проникнута демонологическими и астрологическими представлениями, в чем усматривается инициатива жрецов.
Превращение при
халдеях литургических
Тем удивительнее, что в культуре этого региона сохранялся и другой тип религиозной литературы, а именно, покаянные псалмы. Для них характерен достаточны высокий эмоциональный уровень изложения, но, самое главное, и высокий уровень нравственной оценки собственной жизни. Это древнейшая попытка найти причину своих несчастий в себе, своем поведении, своем не милосердии. Это признание справедливости гнева божества по отношению к молящемуся, это надежда на милость и прощение со стороны божества.
Интересной и типичной особенностью таких псалмов является отсутствие имени бога, к которому обращается молящийся. Возможно, таким богом мог быть известный индивидуальный для каждого молящегося его божественный посредник, а возможно и некий бог, прощающий грех, который неизвестен самому молящемуся.
В гимнах есть выражение «грех, которого я не знаю». Необходимым условием для того, чтобы молитва была услышана, является восхваление бога - помощника, чрезвычайное богатство в святилище бога, богатые жертвы и богатое богослужение.
Нравственная сторона религиозного учения вавилонян была подробно разработана. Вся вавилонская религия проникнута сознанием безусловной зависимости человека от милости Божьей и чувством благоговейной покорности воли богов.
Таким образом, наличие в религиозной практике покаянных псалмов и высокий уровень нравственных критериев уже, а те далекие времена приближало общественное сознание ассирийцев к требованиям будущего христианского богословия.
Как уже говорилось выше, со временем все более нарастала заклинательная практика, все более сказывалось влияние светских представлений о принципах построения духовной иерархии. В связи с колоссальным расширением пантеона вавилонских богов (6500 богов, 300 небесных и 600 земных духов) встают проблемы их классификации, фактически формализации.
Астрология все больше проникает в эти жреческие измышления и пользуется вниманием народа.
Современные тому периоду библейские свидетельства видят в вавилонской религии только суеверное служение звездам и волшебство, соединенное с заклинаниями и гаданиями. Обнаруживается стремление придать всему пантеону богов монархический характер, каждая местность вновь начинает выделять свое особое божество, превознося его перед остальными богами.
Во времена новохалдейской династии при Навуходоносоре и Набониде все прочие боги были отодвинуты на задний план почитанием Мардука и Небо.
Культовые жертвоприношения состояли из лучших частей охотничьей добычи мужского пола, а также овощей, фруктов меда и масла. Животные женского пола применялись только в очистительных обрядах. Жертва богу имела очищающую силу. Люди приносились в жертву при оплакивании мертвых. Особые представления об очищениях и очистительных обрядах были тесно связаны с магическими представлениями.
Религиозная мифология вавилонян описывает сотворение мира из первобытного хаоса - вод океана, самосотворение череды богов, их битвы, победы, которые завершаются сотворением из частей тела богини Тиамат небесного океана, затем звезд, людей, городов.
Виновниками потопа в представлениях вавилонян были жители древнего легендарного города Суррипака.
У вавилонян не существовало других представлений об участи мертвых душ, кроме их пребывания под землей, в аду. Это - общая участь всех, в том числе и жрецов, и царей. Наихудшая участь могла быть только у не погребенных, их души обрекались на скитания на земле.
Внутри, в тайной области ада, имелся, впрочем, остров блаженных, но допущены туда были только два творения - Сит и его жена.
Как уже говорилось выше, демонология и заклинания составляли важную сторону жизни вавилонян. Болезни любого рода - как физические, так и психические, были результатом или гнева богов, попустивших демонам получить власть над человеком, или результатом воздействия колдунов или ведьм.
Главным направлением деятельности нечистой силы, по представлениям вавилонян, было разрушение жизни семьи.
Человек становится одержим демонами
в результате воздействия колдуна.
Всякое общение с таким одержимым опасно,
оно заразительно. Контакт со злыми силами
(духами) завлекал человека в заколдованный
круг, и бог отходил от такого, поскольку
одержимый был уже «нечист».
Для освобождения от одержимости надо найти причину ее происхождения, для чего требуются жрецы-заклинатели. Обряд освобождение включал чтение заклинательных формул и сжигание символов - травы, плодов, семян, шкур овец и коз. Все это совершалось ночью при свете факелов возле кровати больного.
Дополнительно
осуществлялось сжигание (или применялся
другой способ уничтожения) символического
изображения предполагаемого
Для обряда очищения
использовали чистую воду из священных
рек Тигра и
Евфрата и чистое растительное масло.
Изгнанные духи, покидая тело, удалялись в пустыню.
Существовало представление о добрых духах, защищающих и охраняющих человека, его дом, город от несчастных случаев.
Сирия и Финикия
Семиты передней
Азии занимали область, лежащую между
Евфратом и
Средиземным морем. Религиозные представления
сирийцев, финикиян, хананеян и филистимлян
очень схожи. Политическое расчленение
семитических племен
Передней Азии отражалось в факте отсутствия
такого национального святилища, которое
почиталось бы всеми народами.
Местные или узко групповые боги были у каждого народа. Формы же выражения богопочитания у всех были схожими. Возвышенные места рельефа избирались как места богослужения, источники, воды или деревья служили местами расположения храмов, их окружали священные рощи. Вбитый вместо дерева столб означал то место, где божество проявляло свою божественную силу. Если обнаруживалось место, где божество каким-либо образом проявляло свою силу, то это место отмечалось камнем, который обливали кровью и жертвенным маслом.
Главная цель обращения к божеству и жертвоприношения - не мольба о помощи, а задабривание с целью отвращения несчастий.
Сирия
Арамеи были
кочевым народом, обитавшем в
малоплодородной части
В Городе Гиерополь
осуществлялся дикий культ этой
богини, когда в храме, украшенном
изображениями фаллоса и
Экзальтированная и возбужденная танцами толпа занималась
самооскоплением, резала себе в кровь
руки.
Эта же богиня считалась
покровительницей вод и рыб. Существовал
бог по имени Гад - покровитель
и источник счастья, а также ряд
других богов -
Мар, позже лунные божества Ярхибол и Аглибол, солнечные божества
Семес и
Малакбел.
Информация о работе Федеративная Демократическая Республика Эфопия