Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:38, курсовая работа
Государство расположено на Эфиопском нагорье, окруженном равнинами. Сбросовая долина как бы рассекает его. Граничит с Эритреей и Джибути на северо-востоке, с Сомали — на востоке и юго-востоке, с Кенией — на юго-западе и Суданом — на западе. Выхода к морю не имеет. Самая высокая вершина — Рас-Дашан (4620 м). Крупнейшее озеро — Тана, здесь берет начало река Аббай (Голубой Нил).
У жителей горных районов острова Калимантан - даяков, сохраняется культ черепов (охотники за черепами), что делает эту местность недоступной для других. Вообще, магическое сознание населения Индонезии(21), даже после внедрения туда миссионеров из числа христиан-протестантов, не только не изменилось, но легко соединило оба религиозных мировоззрения. Интересно, что сами миссионеры не далеко ушли от первобытно - магического восприятия мира. «Обращенные» в христианство аборигены начинают слышать голоса ангелов, видеть их. На глазах толпы из воздуха появляются лишенные тела руки, раздающие пищу, или на глазах всех целая толпа видимых бесов покидает деревню потому, что пришел «более сильный - Иисус». Что характерно, протестантский «Иисус» настроен крайне антикатолически. (Но это явление относится уже к области меконфессиональных расхождений, о которых разговор будет позже).
Мы можем задуматься
на основании этих фактов над тем,
не является ли
Индонезия, и именно остров Калимантан,
действительно необычным местом планеты,
где духам (бесам) предоставлены большие права на материализацию
в нашем мире?
Как уже говорилось выше, человеческие жертвоприношения часто являются компонентом первобытных культов. Так, ритуальные человеческие жертвоприношения присутствуют в культовых обрядах американских индейцев, древних кельтов, туземцев Океании, малайцев и т. д.
Однако, имеется
только один пример юридически доказанного
культового жертвоприношения(15). Речь
идет о членах тайного братства тагов
- разбойников-душителей, убивавших
еще в 19 веке людей во имя индийской богини Кали. Считают, что
эта секта образовалась еще в 13 веке. Она
имела в своем составе и мусульман и индусов,
но по своим убеждениям все таги считали
себя связанными мистическими узами с
Черной Матерью - Кали.
Существует легенда, согласно которой
богиня создала из своего пота двух воинов
- тагов, чтобы они душил ее врагов особыми
лентами - румалями. Это, якобы, задание
Кали и выполняли таги. Так искореняется
зло, считали они.
Как правило, таги пристраивались к паломникам
или торговцам и искали подходящий момент,
чтобы убить жертву. В обряд жертвоприношения
входила особая подготовка самих убийц,
призывание Кали, особое уродование трупа
и пиршество на его могиле. Нередко таги
усыновляли мальчиков - сирот, оставшихся
от жертвы, и воспитывали их как будущих
тагов. Последний таг был повешен в 1882
году.
Религиозный смысл имеют и искусственные увечения - выбивание зубов, отсечение суставов пальцев (у вдов, вступающих в супружество), в особенности же - обрезание, древний возраст этого обряда выходит за рамки библейской истории. Так, обрезание существует у полинезийцев, живущих на островах, расположенных с восточной стороны Австралии.
Большую роль в отправлении своих религиозных культов народы Африки отводят трансу, в который их погружает ритмичная своеобразная музыка и пение(14).
Космология древнейших религий
Общим в религиозных представлениях многих народов является представление о трех космических областях и Мировом Столпе. Так, в шаманизме представлены три этажа вселенной - Небо, Земля и Ад, которые одинаково доступны шаманам. Все три уровня соединены одной осью. Через отверстие, пронзающее каждую сферу в месте, где проходит ось, душа шамана может путешествовать, проникая на любой уровень(16).
Отражением этих космологических построений является атрибутика жилища и вообще быта народов, исповедывающих шаманизм (столб посреди жилища является символом Мирового Столпа). Средством сообщения сфер Неба и Земли у некоторых народов служит Мировая Гора. Так, гора Табор в Палестине называлась «таббур эреш», что означает «пуп земли».
На Мировую
гору взбирается шаман во время инициационной
болезни, а позже он посещает ее во
время своих экстатических
Мировое Дерево
Символизм Мирового
дерева очень близок символизму Мировой
Горы. Это представление
У даяков острова Калимантан, имеющих одну из наиболее сложных космологий, Мировое Дерево в виде Древа Жизни - ствол с семью ветвями, присутствует в каждом дворе.
Интересной особенностью даяков нгаджу Южного Калимантана является концепция вселенной, которая более своеобразна - хотя и существует мир верхний и мир нижний, наш мир считается не третьим членом, а суммой двух других, поскольку он их отображает и представляет.
Тайные языческие братства
Особую роль
играют тайные братства(15), также практикующие
магию, имеющую шаманскую структуру.
Речь идет о группах, объединяющих мирян
в тайных братствах индейцев Америки. Братства
эти широко раскрыты для всех, но само
посвящение представляет собой довольно
сложный и длительный
(несколько лет) процесс. Во всех вариантах
этих братств присутствуют мистика, экстатический
транс, последствием которого является
изменение психофизиологических характеристик
организма.
Целью объединения мирян в мистические братства является религиозное обновление всего общества, как провозглашает, например, у американских индейцев «Религия Танцующих Духов».
В современном цивилизованном мире различные масонские ложи, теософские и антропософские объединения, секты и общины мистического толка являются по сути такими же «братствами», какие существую и поныне среди индейских племен Америки. Последние, правда, отличает более тесная связь с религиозными и культурными традициями их племен, тогда как объединения и секты цивилизованного мира представляют собою интернациональные сообщества экуменического толка.
Тайные жреческие объединения
Практика объединения нескольких колдунов - другой вариант объединения духовных усилий. Так были заложены основы для выделения особых жреческих каст, имевшие место, например в Индии. Жреческие объединения могли также формироваться не по наследственному признаку, а просто из лучших молодых людей племени, избираемых по усмотрению самих жрецов. Имея в руках знания, накопленные в течение многих поколений, те же друиды вполне могли по некоторым внешним признакам определять будущие наклонности ребенка к магической практике. Таким образом, создавалось жреческое сословие у кельтов, которое именовалось «Друиды»(15).
Жрецы осуществляли ритуальное обеспечение жизни сообщества людей, определяли их мировоззрение, контролировали сознание и поведение людей посредством религиозной регламентации их жизни, а также служили целям защиты сообщества от влияния «духов», с которыми данная группа (племя через посредство жрецов) не была в сговоре.
Многие аспекты духовной практики и деятельности членов жреческого объединения были тайной для непосвященных. Такие объединения лежат в основе создания светских и псевдорелигиозных тайных обществ, в том числе, и современных, также преследующих цель более тесного общения с иррациональным миром духов.
Вся история человечества пронизана соучастием в жизни людей невидимых, а иногда и вполне осязаемых, духовных начал. Первобытные люди относились к этому явлению как прагматики. Они вступали с ними в общение через своих колдунов и шаманов, узнавая, таким образом, что именно требуют от людей духи. Дальнейшие взаимоотношения строились либо на подчинении духам, либо на компромиссе, когда имело место частичное подчинение с одновременным задабриванием духов. Задабривание выражалось принесением жертв, вплоть до человеческих.
Лекция 2. Шаманизм
Сибирский шаманизм
Огромная верхнеазиатская
раса монголоидов включает в себя племена и народы,
имеющие отличия, как в области материальной
культуры, так и в сфере своих космогонических
и религиозных представлений(25). Первые
- в основном определяются характером
организации жизни (оседлый, кочевой),
родом занятий
(скотоводство, земледелие, охота, рыбная
ловля) и местом обитания (тундра, горы,
побережье, степь). Вторые - религиозные
представления, как более консервативные
элементы культуры, в основном являются
отражением древнего исторического опыта
этих народов. В силу этого обстоятельства,
религиозные представления многих племен,
относящихся к расе монголоидов, можно
объединить в группу, носящую название
шаманизм.
Как пишет известный
исследователь Мирча Элиаде, «шаманизм»
- это, прежде всего, сибирское или
центрально-азиатское явление. Термину
(тунгусскому) «шаман» соответствует якутское
ойун, монгольское бо (боге) и удаган. Бурятское
и якутское «удаган» обозначает женщин-шаманок,
тюрко- татарское нам (кам), монгольское
- ками.
Поскольку шаманизм
является общепринятой практикой общения человека с духами,
требующей определенных условий, Мирча
Элиаде определяет это явление как технику
экстаза. Шаманизм как форма религиозного
культа в примитивных сообществах всегда
сосуществует с другими формами религии
и магии. По мнению Мирча Элиаде, отличие
шамана от мага заключается именно во
владении первым техникой транса, когда
его душа покидает тело, чтобы подняться
на
Небо или опуститься в Ад. Отличие шамана
от одержимого заключается в том, что шаман
умеет налаживать контакты с духами, не
становясь при этом их орудием.
Это не совсем точное представление. Шаман всегда является орудием духов, ретранслятором их программ. Другой вопрос, что «предварительный сговор» с духами на некоторое время обеспечивает шаману и племени относительно безопасное существование.
Сибирский и центрально-азиатский шаманизм, как считает Мирча Элиаде, отличается от других форм общения человека с духами тем, что он более систематизирован как идеологическое мировоззрение. От остальных членов общества шаманов отличает интенсивность их религиозного личного переживания. Идеологической основой мировоззрения шаманов и опекаемых ими сообществ является представление о существовании бессмертной души, небесного Бога и Бога Преисподней, при наличии одновременно множества других богов и богинь. Одна из важнейших функций шамана - сопровождение души умершего в загробный мир.
Выбор на роль шамана определяется обязательно с учетом личного экстатического опыта кандидата. Отсутствие такого опыта - исключает претендента из числа кандидатов.
Экстатический
опыт могут дать только духи, либо посредством
особых сновидений, либо посредством
наставления молодого кандидата
старым шаманом.
Такое наставление равнозначно посвящению,
которое мог получить кандидат и посредством
особого сновидения. Сложность выбора шамана заключается
в необходимости отбора кандидата, действительно
имеющего экстатический опыт, полученный
от духов. По верованиям, например, туруханских
тунгусов, тот, кто должен стать шаманом,
видит во снах Харги - черта, выполняющего
шаманские обряды.
В науке обсуждалась проблема ненормальности шаманов, наличия у них психических отклонений, вплоть до органических повреждений центральной нервной системы. Однако богатейший этнографический материал отвергает такие умозаключения. Шаман, конечно, личность с необычными психическими и даже, порой, физическими возможностями, но их необычность склоняется в сторону больших, а не меньших психических и физических ресурсов.
Другое дело, что нам могут быть непонятны истоки этой необычности. Но, если относится к проблеме без ненужного усложнения, то и эти истоки могут быть объяснены. Они, собственно, и объяснены уже сами же шаманами, знающими хорошо, что именно духи, соединяющиеся с телом и рассудком шамана, являются источником их психической, физической, творческой и духовной трансформации.
Призываемый духами к шаманскому служению человек, далеко не всегда реагирует на это предложение с радостью. Это тяжелое служение, но и отказ от него может стать причиной болезни человека. Нередко согласие на служение означает укрепление физических сил, вплоть до излечения ранее существовавшего недуга.
Вслед за «призванием»
человека к шаманскому служению, следует
«наставление», получаемое от старого
шамана, а затем собственно
«посвящение», то есть определенный обряд,
совершаемый открыто или тайно.
Признаком приобщения неофита к магическим силам являются «видение духов», то есть общение с некими силами (в виде, например, душ покойников, которые являются во сне или при удалении в пустынное место, где будущий шаман находится в уединении). Сила шамана определяется тем, кто является его другом - помощником. Например, дух-помощник, имеющий вид собаки, считается слабым помощником, а конь или орел - сильным. Духи-помощники должны оберегать шамана во время потусторонних путешествий.
Шаманский танец, выполняемый на первых этапах шаманского сеанса, есть процедура вызова духа-помощника и слияния шамана с ним. Вот почему шаманы изображают движения, свойственные тем или иным животным - они перевоплощаются в животное, соответствующее их духу - помощнику.
Для общения
с духами шаман пользуется тайным
особым языком, который духи же ему
и дали. Каждый шаман знает от
духов и исполняет во время
сеанса свою особую песню, которая призывает
именно его духа-помощника. Во время
сеанса шамана, когда присутствующим становится ясно,
что шаман начал общаться с духами, меняется
тембр его голоса, иногда он начинает говорить
на несколько голосов. Аналогичное явление
продемонстрировал в новейшее время Алистер
Кроули - идеолог и практик современного
сатанизма, общавшийся с духами на никому,
кроме его самого, не понятном «енохианском»
языке.
Звучание голоса Кроули, говорящего на
этом языке, идентично горловому пению
тувинцев, исполняющих культовые песни
своего народа.
Почти повсюду во время обряда посвящения исполняются действия, символизирующие подъем шамана на небеса, в ряде случаев проводятся приемы, цель которых проверить и доказать силу шамана - например, хождение по горячим углям.
Информация о работе Федеративная Демократическая Республика Эфопия