Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:08, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать современное состояние и структуру АПК, географию его размещения на территории РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить сущность агропромышленного комплекса;
раскрыть теоретические положения о сущности территориального и отраслевого развития аграрного производства АПК;
выявить факторы, влияющие на эффективность развития агропромышленного комплекса;
Из этого следует, что названные проблемы необходимо решать с помощью эффективной и современной методики, которую требуется разработать и внедрить в жизнь, осуществляя поиск «совершенно новых» средств и приёмов решения проблем.
Кроме того, необходимо заполнять пробелы в законодательстве логическими обоснованными правовыми нормами.
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» помогло добиться положительной динамики производства сельскохозяй-ственной продукции. В 2007 году был собран самый большой за последние 5 лет урожай зерновых. А в 2008 году: рост производств продукции АПК составил не менее 3,8% при опережающем росте производства продукции животноводства в 4,8%.
Сегодня приоритетный национальный проект «Развитие АПК» явился базой для принятия 5-летней Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. /8/
Данная программа была утверждена постановлением правительства РФ № 446 от 14 июля 2007 г., в ней выделены 5 приоритетных направлений по ускорению развития аграрного сектора:
‒ развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
‒ создание общих условий функционирования сельского хозяйства;
‒ развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства;
‒ достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства;
‒ совершенствование механизма регулирования рынков сельскохозяйственной продукции.
Структура выделенных направлений господдержки аграрного сектора отражает рыночно ориентированный характер его ресурсного обеспечения, что является положительной чертой Госпрограммы.
Так же в программу включены новые мероприятия по ускорению темпов роста и повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. В период этих пяти лет на реализацию программы из федерального бюджета выделяется 551 млрд. руб., что в 3 раза больше, чем в предыдущем пятилетии. В тех же объемах будет осуществлено софинансирование мероприятий этой программы из бюджетов субъектов Федерации.
Природно-экономическое разнообразие России определяет приоритетную роль и место регионов в территориальном разделении труда в аграрном производстве, решении задач его инновационного развития. /19/
Инвестиции в сельское хозяйство приносят меньшую отдачу, чем другие отрасли экономики. Поэтому целесообразно на федеральном и региональном уровнях рассматривать экономическое регулирование производства совместно с механизмом действия закона спроса и предложения (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Принципиальная схема экономического регулирования АПК
Цель экономического регулирования:
обеспечить устойчивое развитие аграрного производства и на этой основе удовлетворить внутренний спрос на продовольствие, а промышленности – в сырье, создать условия для социального развития села и комплексного развития сельских территорий (повышение доходности производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе инновационно-инвестиционных процессов;
осуществить рациональные структурные изменения в сельском хозяйстве; обеспечить стимулирование роста объемов производства и расширение сбыта продукции;
повысить технологический уровень аграрного производства с учетом лучшего отечественного и мирового опыта;
обеспечить конкурентность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках агропродовольствия;
способствовать развитию социальной сферы села и качества жизни в сельских поселениях).
В современных условиях изменились критерии развития территорий: вместо максимизации общегосударственного эффекта на первое место выходят удовлетворение рыночного спроса, развитие внешнего и внутреннего рынка территории с учетом конкурентоспособности различных отраслей и производств. Основными задачами являются оценка факторов рыночных преобразований и выявление на этой основе механизма их активизации и реализации.
Государственное регулирование и поддержка по важнейшим направлениям должны проводиться централизованно и на единых методологических основаниях. При этом важно применение не отдельных ценовых регуляторов или разрозненных дотационных или компенсационных мероприятий, а целой системы, содержащей стабильные элементы, гибко применяемые в зависимости от конкретных экономических условий. /12/
3.2 Проблемы развития и стратегия возрождения сельского хозяйства
На современном этапе развития Российского общества очевидным становится возрастание роли сельского хозяйства, актуализируются проблемы воссоздания аграрной хозяйственной системы на качественно новой многофункциональной основе, позволяющей в обозримой перспективе перейти в этой сфере на вектор устойчивого развития. Характеризуя государственную аграрную политику последних лет, следует отметить, что принятые меры позволяют констатировать новый импульс и подвижки, происходящие в аграрном секторе, как в общенациональном аспекте, так и региональном. /10/
Следует отметить, что за время действия приоритетного национального проекта «Развитие АПК», затем принятие базового Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ, а также разработка и утверждение на основе установок этого закона Государственной программы развития сельского хозяйства, рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446, позволяют говорить о системном характере аграрных преобразований, принципиальных коррективах в аграрной стратегии государства.
Актуальность и новая стратегическая роль аграрного сектора России весьма усиливаются на фоне глобального финансового кризиса, невиданного роста цен на продовольствие на мировом рынке, разгула импортного продовольствия на мировом рынке.
Согласно Государственной программе развития сельского хозяйства в стратегию развития агропромышленного производства входит решение следующих проблем, являющихся основными причинами медленного развития отрасли являются:
‒ низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновление основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
‒ неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
‒ финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
‒ дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Решение данных проблем входят в стратегию развития агропромышленного производства.
Рыночные условия выявили основные недостатки в аграрном секторе, унаследованные от советского периода – технологическую отсталость и нерациональную организованность производства в многоотраслевых хозяйствах.
Также отдаляет нас от устойчивого сельского развития и обеспечения продовольственной безопасности, - это увеличение импорта продуктов питания и сырья для перерабатывающей промышленности АПК России. Так только за 2007 год размер импорта продовольствия и сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности составил 2706 млрд.долл. (более 700 млрд.руб.), что превышает объем федеральных средств финансирования согласно Государственной программе на весь период 2008-2012 годы – 551,3 млрд.руб. Рост импорта в России происходит при глобальной тенденции удорожания продовольствия. Уже тогда отмечалось, что стоимость импорта продовольствия в 2008 году может превысить 1 трлн.долл. и по сравнению с 2007 годом возрастёт на 26%. К сказанному следует добавить, что только за 2007 год по многим позициям были достигнуты абсолютные исторические рекорды. Так цены на пшеницу выросли более чем вдвое и достигли 460 долл. За 1 т.; цена риса только с начала 2008 г. подскочили в 2,5 раза – до 760 долл./т. В зарубежном экономическом лексиконе появился термин «агфляция», означающий повышение роли аграрной продукции в формировании мировых ценовых пропорций.
Динамичное эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение ВВП, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей, социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.
Развитые страны показывают преимущество инноваций, направленных на внедрение завершенных научных исследований в аграрной сфере, позволяющих обретать конкурентные преимущества. /1/
Переход на инновационный путь развития предполагает также изменение отраслевой структуры, форм организации производства и методов управления. Проводимые аналитические и прогностические оценки позволяют предположить, что наиболее вероятный срок наступления относительного равновесного рыночного состояния аграрной экономики – это период с конца 2012 по 2014 г. (Приложение Ж). /4/
Ключевой методологической установкой, обеспечивающей становление инновационной системы аграрной сферы, отвечающей эколого-экономическим параметрам, является коренной переход от затратных и технократических принципов хозяйствования к ресурсосберегающим технологиям.
Ключевыми задачами на современном этапе являются: обеспечиение устойчивого развития сельских территорий, повышение качества жизни на селе, рост эффективности АПК и конкурентоспособности отечественной продукции.
Эффективное разрешение этих задач сводится к осуществлению следующих мероприятий:
‒ техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства;
‒ обеспечения на деле паритета цен в межотраслевом обмене, ценовой стабильности по основным видам ресурсов, потребляемом в сельском хозяйстве, а также приобретенного субсидирования со стороны государства сельского хозяйства и действенного антимонопольного регулирования;
‒ внедрение современной системы управления рисками, обеспечение реальных мер страхования урожая и сельхоз животных;
‒ формирование государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства и обеспечения доступа к ним хозяйствующих на земле субъектов и партнеров по АПК, а также хозяйственных и неправительственных органов;
‒ обеспечение предоставления государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;
‒ обеспечение связи науки с производством, экологизация используемых в сельском хозяйстве технологий;
‒ становление инновационного типа развития агрохозяйственной системы России.
Взвешенное разрешение этих проблем позволит вовремя и адекватно ответить на современные глобальные вызовы, решить проблемы продовольственной безопасности и независимости страны, вывести сельское хозяйство России на качественно новый уровень развития. /11/
Заключение
В условиях становления и развития рыночных отношений в России роль АПК в значительной степени повышается, так как именно аграрная сфера экономики решает главную задачу рыночной экономики – социологизацию и повышение жизненного уровня населения. От уровня развития АПК зависит благосостояние населения, его здоровье, а значит и его способность строить экономически процветающее государство рыночной экономики.
В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности потерять продовольственную независимость.
Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса. Нужны кардинальные меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть положена новая система преобразований. Суть новой политики должна состоять в том, что при всей необходимости быстрого увеличения объёмов производства, исходным и главным её положением должно быть обеспечение эффективной жизнедеятельности на селе и создание условий для высокого уровня и качества жизни сельского населения.
Важным направлением преобразований в АПК является обновление и эффективное использование материально – технической и технологической основы производства.
Основные задачи перспективно развития АПК РФ в условиях становления рыночных отношений связаны, прежде всего, со стабилизацией, достижением уровня развития всех отраслей и подотраслей АПК, а затем наращиванием производства всех видов сельскохозяйственной продукции и полным освобождением от импорта основных продуктов питания.