Внеклассные мероприятия на разных ступенях обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
- охарактеризовать общие принципы организации внеклассной работы
-изучить психологическую характеристику школьников на каждой ступени обучения
- рассмотреть методические приемы проведения внеклассных мероприятий

Содержание

Введение
Глава 1. Общая классификация видов и форм внеклассных мероприятий и принципы их организации
Глава 2.Внеклассные мероприятия на младшей ступени обучения
2.1. Индивидуально-психологические особенности младших школьников
2.2. Игра как форма внеклассного мероприятия для младшей ступени
2.3. Постановка сказки как внеклассное мероприятие для младших школьников
Глава 3. Внеклассные мероприятия на средней ступени обучения.
3.1. Индивидуально-психологические особенности детей среднего школьного возраста
3.2. Тематические вечера
3.3. Викторина
3.4. Театрализация. Мероприятия-спектакли на средней ступени обучения
Глава 4. Внеклассные мероприятия на старшей ступени обучения
4.1. Индивидуально-психологические особенности детей старшего школьного возраста
4.2. Деловые игры как внеклассное мероприятие на старшей ступени обучения
4.3. Ученические конференции и телемосты.
Глава 5. Объединяющие формы внеклассных мероприятий
5.1. Олимпиада
5.2. Неделя иностранного языка
Заключение

Работа содержит 1 файл

Введение (Автосохраненный).doc

— 174.00 Кб (Скачать)

     В данном возрасте завершается формирование мышления. В эти годы образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции  других познавательных процессов.

Следует заметить, что в средних классах школы учащиеся не должны механически учить и повторять застывшие определения научных понятий. Скорее следует добиваться того, чтобы сами учащиеся находили и давали определения этих понятий. Это, несомненно, ускорит процесс развития понятийной структуры мышления. Второй этап в обучении иностранному языку (7-9классы) совпадает с наиболее противоречивым и трудным в воспитательном отношении периодом. Он характеризуется стремлением учащихся к самостоятельности, взрослости и недостаточными возможностями (несовершенны познавательные и практические навыки, не развито умение критически оценивать свои силы). И вместе с тем происходит интенсивное формирование понятий, убеждений, идеалов, развитие нравственного сознания и самосознания. Старшие подростки очень чувствительны к формализму и шаблонности в работе. Все это обязывает учителя особенно тщательно относиться к содержательной стороне внеклассной работы по иностранному языку - выбору тем для обсуждения, составлению программ и материалов внеклассных мероприятий и т.д. Планируя внеклассную работу необходимо помнить, что интересы подростков очень широки, неустойчивы, поверхностны иногда в ущерб учебным занятиям. Именно в этом возрасте к концу 9-го класса появляются первые попытки самоопределения, размышления о своем будущем. Учащиеся на данном этапе уже достигли определенного уровня владения иностранным языком.

     Внеурочная  работа в 5—9 классах может быть представлена всевозможными соревновательными  мероприятиями типа КВНа, «Звездного часа», игр «Самый умный», «Интеллектуальный марафон», викторин , а также тематическими мероприятиями, такими как Вечер поэзии ,Вечер группы «Битлз», Вечер «Любимые герои Волта Диснея » и т.д. 
 

3.2.Тематические вечера

     Подготовка  и проведение тематических вечеров  способствуют расширению кругозора учащихся, повышению их интереса к изучению иностранного языка, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению ранее изученной лексики, расширению словарного запаса.

     Практика  показывает, что вечер - одно из самых популярных и любимых учащимися мероприятий. В ненавязчивой, увлекательной, эмоционально выразительной форме вечер позволяет знакомить учащихся с историей, традициями, нравами народа, жизнью и деятельностью известных людей страны. Кроме того, вечера на иностранном языке призваны повышать интерес учащихся к изучаемому языку, закреплять, расширять и углублять имеющиеся у них знания, умения и навыки.

     При определении тематики вечеров следует  учитывать степень обученности, объём языкового материала, уровень  общеобразовательной подготовки учащихся, возможность реализации некоторых межпредметных связей. Несмотря на огромное разнообразие тематики проводимых вечеров, методика их подготовки и проведения практически мало, чем отличается.

     На  первом этапе подготовки вечера создаётся творческая группа или совет дела. Задача творческой группы – разработать программу вечера, которая предусматривает: подготовку текста объявления, изготовления пригласительных билетов, организацию специальных радиопередач, разработку сценария, литературно-музыкальной композиции вечера, определение учащихся, привлекаемых к участию, сбор необходимого материала для реализации сценария вечера, организацию репетиций. Успех вечера во многом обеспечивается содержательностью, яркостью и убедительностью представленной на нём информации. Поэтому главная забота учителя – помочь учащимся собрать интересный материал, подсказать пути его поиска, разработать сценарий. При создании сценария особенно важна помощь, совет учителя: как обеспечит яркое, эмоционально выразительное начало вечера, как сочетать текст ведущих с инсценировками, фрагментами художественных произведений, чтением стихов, выступлениями гостей, просмотром кинофрагментов, слайдов, показом иллюстраций, демонстрацией документальных материалов, музыкальным сопровождением викторин и конкурсов. Из огромного числа возможных вариантов учитель помогает учащимся выбрать самый оптимальный, чтобы не перегрузить вечер их обилием, а, во-вторых, чтобы не обеднять его эмоциональную выразительность. Необходимо также максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы и внеклассной работы, минимально загружать их заучиванием нового материала, особенно такого, который содержит незнакомые лексические единицы и грамматические явления. В связи с этим следует заранее планировать и четко систематизировать весь материал, используемый на вечере. Такой вечер лучше всего проводить в конце четверти, триместра, года. Учащиеся в ходе учебного процесса получают задания по драматизации небольших учебных текстов, их инсценировки, заучиванию стихов, песен, рифмовок и т. д. 

3.3.Викторина

     Викторина — это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных областей знания. Разные виды викторин могут отличаться друг от друга правилами, тематикой, типами и сложностью базы вопросов, порядком и условиями определения победителей конкурса, а также видом  вознаграждения за правильные ответы

     Викторину выделяют как отдельную форму  внеклассного мероприятия, соревновательного типа, которую активно используют не только на средней, но и на старшей ступени.

  Немаловажным моментом при проведении викторин является то, что такая форма проведения занятий изначально не является тем страшным уроком, на котором ставятся «плохие» и «хорошие» отметки. Игровая форма раскрепощает школьников, освобождает их мышление от формализма, дает возможность ошибаться и не быть наказанными, и в то же время, ненавязчиво «заставляет» школьников всерьез анализировать, вспоминать, обсуждать, вычленять главное, для того, чтобы команда стала победителем викторины.

     В школьной практике часто проводятся тематические викторины, где учитель имеет возможность проверить степень информированности учащихся, их умение самостоятельно пользоваться рекомендованной литературой, давать четкие и аргументированные ответы на вопросы. Такие викторины невелики по объему и занимают немного времени. Их нужно проводить с привлечением как можно большего количества учащихся.

Классифицировать  викторины по видам очень сложно.Викторины, например, могут различаться по месту проведения - за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале. Викторины делят на интеллектуальные, творческие.

     Ограничимся двумя группообразуюшими характеристиками викторин - численным составом и  наличием или отсутствием конкурсности. По первой группообразующей характеристике викторины бывают индивидуальные, парные, командные (групповые). По второй - состязательные и ролевые .

Независимо  от вида викторины, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований.

     Требование  первое. Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования в массовой досуговой деятельности, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать. В результате теряется интерес. Но и в том случае, когда ученик включится в викторину, он будет путаться, сбиваться и тем самым нарушать темп проведения викторины или разрушать ее.

     Требование  второе. Викторина должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены  в процесс викторины, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей. Такая ситуация, например, возникает тогда, когда при командной викторине участники получают индивидуальные задания или когда проводится конкурс, который требует от участников определенных способностей - спеть, сыграть, нарисовать и т.д. Тот, кто такими способностями не обладает, выполнять задание не станет.

     Третье  требование. Викторина должна быть интересна для всех. Это требование тесно связано со следующим.

     Четвертое требование. Викторина должна быть доступна для всех предполагаемых участников. Доступность викторины - это ее соответствие интеллектуальным и возможностям ученика.

     Требование  пятое. Задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или равными  по содержанию и сложности для  всех. Равенства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполнению. Такими способами могут быть розыгрыш порядка участия по жребию, выбор конверта с заданием по принципу вытягивания билета на экзамене и др

     Все эти требования относятся к викторинам соревновательным. В другой группе викторин - ролевых - такие требования отсутствуют, так как они представляют собой определенное поведение в предлагаемых условиях. Ролевая викторина (игра) - это способ развлечения. В одних случаях такая игра не выходит за рамки костюмирования, когда с помощью одежды и аксессуаров ученик обретает образ какого-либо известного литературного или исторического персонажа, представителя другой эпохи, страны, народа. Подобное исполнение  роли присуще массовой досуговой деятельности, формой которой являются карнавалы, маскарады, культовые праздники. В других случаях ролевая игра осуществляется как совместная групповая досуговая деятельность и представляет собой театрализованное поведение, условное разыгрывание действа в условной обстановке.

     На  среднем этапе обучения рекомендуется проводить страноведческие викторины, которые включают несколько взаимосвязанных разделов.Пример викторины указан в приложении 3.3. 
 

3.4.Театрализация. Мероприятия-спектакли на средней ступени обучения

     На  средней ступени обучения такая форма как сказка преобразуется в театрализованное представление. Это один из элементов театральной педагогики, который можно использовать во внеклассной работе.

     В процессе театрального действия, в  нашем случае, праздника на иностранном  языке, ученики общаются, а, следовательно, используют лексику, усвоенную на уроках. Театрализованное представление(или драматизация) является своего рода обобщением языковых знаний, умений, навыков учащихся. При участии в подобных мероприятиях пассивный словарный запас детей постепенно переходит в активный, т.е. ученик способен уже передавать свои мысли на иностранном языке более свободно как в устной речи, так и в письменной.

     Театрализация той или иной пьесы, отрывка из книги или даже фильма призвана  привить интерес учащимся к изучению иностранного языка; в игровой форме проверить умения учащихся применять полученные знания (лексику, разговорные выражения, устойчивые формы и т.д.), развивать творческую активность учащихся.

  Подготовка к представлению— большая и кропотливая работа.

     После того как утверждена пьеса, учителя распределяют обязанности между учащимися: одни из них отвечают за декорации, другие — за оформление зала, третьи — за пригласительные билеты, четвертые — за костюмы.

Немаловажно и правильно подобрать артистов. При этом учитывается их знание английского языка и артистические данные.

     Обычно  подготовка инсценировок начинается с  читки пьесы, когда учитель раскрывает ее идею и характеры действующих  лиц. При этом нужно добиваться абсолютного  понимания текста всеми учениками, участвующими в пьесе. Затем следует распределение ролей, и каждый из действующих лиц получает после читки текст своей роли. Здесь же можно дать новые слова и выражения с переводом и, там где это необходимо, с транскрипцией. Многолетний опыт показал, что после ознакомления с пьесой рационально проводить индивидуальную работу с каждым учеником. Когда все ученики могут хорошо прочитать свою роль, на смену индивидуальной работе приходит групповая— репетиции на сцене. Они проводятся столько раз, сколько необходимо для того, чтобы все участники спектакля заучили свои роли наизусть, умели двигаться на сцене, слушать партнера и вовремя вступать со своей репликой. Учитель должен уметь показать учащимся, как им нужно играть, так как хорошая игра артистов делает пьесу более интересной и понятной для зрителей. Нужно также обратить большое внимание на художественное мастерство исполнения. Речь учащихся должна быть достаточно громкой, правильной и четкой, а действия исполнителей — естественными. Перед выступлением надо провести 2—3 репетиции на сцене и одну генеральную репетицию в костюмах.

     Стихотворения и песни заучиваются во время  внеклассных занятий. Большое внимание следует уделять работе над произношением  каждого звука, слова, а также  работе над интонацией и правильным ритмом. Стихотворения надо читать выразительно, ярко и без излишней жестикуляции. При работе над песнями нужно добиваться, чтобы пение было осмысленным, слаженным и напевным, а мелодия песни и музыкальное сопровождение — верными.

Информация о работе Внеклассные мероприятия на разных ступенях обучения