Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа
Задачи работы:
- охарактеризовать общие принципы организации внеклассной работы
-изучить психологическую характеристику школьников на каждой ступени обучения
- рассмотреть методические приемы проведения внеклассных мероприятий
Введение
Глава 1. Общая классификация видов и форм внеклассных мероприятий и принципы их организации
Глава 2.Внеклассные мероприятия на младшей ступени обучения
2.1. Индивидуально-психологические особенности младших школьников
2.2. Игра как форма внеклассного мероприятия для младшей ступени
2.3. Постановка сказки как внеклассное мероприятие для младших школьников
Глава 3. Внеклассные мероприятия на средней ступени обучения.
3.1. Индивидуально-психологические особенности детей среднего школьного возраста
3.2. Тематические вечера
3.3. Викторина
3.4. Театрализация. Мероприятия-спектакли на средней ступени обучения
Глава 4. Внеклассные мероприятия на старшей ступени обучения
4.1. Индивидуально-психологические особенности детей старшего школьного возраста
4.2. Деловые игры как внеклассное мероприятие на старшей ступени обучения
4.3. Ученические конференции и телемосты.
Глава 5. Объединяющие формы внеклассных мероприятий
5.1. Олимпиада
5.2. Неделя иностранного языка
Заключение
политико-массовые: фестиваль, пресс-конференция, телемост и пр.
Соревновательные формы объединяет в один вид то, что во время проведения каждого из этих мероприятий учащимся присущи творческий накал, дух соревнования, любознательность, стремление узнать больше. Все это способствует лучшему запоминанию и практическому применению того лексического и грамматического материала, который используется в данном мероприятии.
Культурно-массовые формы внеклассной работы предусматривают проведение вечеров, устных журналов, праздников, фестивалей, поэтических гостиных. Они проводятся на разных ступенях и отличаются степенью сложности.
Политико массовые формы применяются в основном на старшей ступени, т.к. требуют большой запас языковых единиц, а также способность к неподготовленной, спонтанной речи на иностранном языке.
Есть
также отдельная форма внеклассных
мероприятий, называемая «объединяющей».
Это такие мероприятия, в которых могут
участвовать школьники независимо от
возраста. К объединяющим формам относят
олимпиаду и Неделю иностранного языка.
Глава 2.Внеклассные мероприятия на младшей ступени обучения
2.1.Индивидуально-
Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека. Возраст от 6 до 11 лет чрезвычайно важен для психического и социального развития ребенка. Изменяется социальный статус – ребенок становится школьником, что приводит к перестройке всей его системы жизненных отношений.
Под
влиянием обучения память развивается
в двух направлениях: усиливается роль
словесно-логического, смыслового запоминания
(на момент прихода в школу преобладает
наглядно-образная память, дети склонны
к запоминанию путем механического повторения,
без осознания смысловых связей). Здесь
необходимо научить дифференцировать
задачи запоминания: что надо запомнить
дословно, а что в общих чертах. Ребенок
овладевает возможностью сознательно
управлять своей памятью и регулировать
ее проявления (запоминание, воспроизведение,
припоминание). Здесь необходимо научить
школьника правильно ставить цели для
запоминания материала, именно от мотивации
зависит продуктивность запоминания.
У мальчиков и девочек младшего школьного
возраста есть различия в запоминании.
Девочки умеют заставить себя, их произвольная
механическая память лучше. Мальчики оказываются
более успешными в овладении способами
запоминания. В процессе обучения восприятие
становится более анализирующим, принимает
характер организованного наблюдения.
Учитель специально организует деятельность
учащихся по восприятию тех или иных объектов,
учит выявлять существенные признаки,
свойства предметов и явлений. Одним из
эффективных методов развития восприятия
является сравнение. Восприятие при этом
становится более глубоким, количество
ошибок уменьшается. Возможности волевого
регулирования внимания в младшем школьном
возрасте ограничены. Младший школьник
(в отличие от старшего школьника, который
может заставить себя сосредоточиться
на неинтересной, трудной работе ради
результата, который ожидается в будущем)
обычно может заставить себя упорно работать
при наличии «близкой» мотивации (похвалы,
положительной отметки). В младшем школьном
возрасте внимание становится концентрированным
и устойчивым тогда, когда учебный материал
отличается наглядностью, яркостью, вызывает
у школьника эмоциональное отношение.
Изменяется содержание внутренней позиции
детей. В этом возрасте появляются притязания
детей на определенное положение в системе
деловых и личностных взаимоотношений
класса. На эмоциональное состояние ребенка
все в большей степени начинает влиять
то, как складываются его отношения с товарищами,
а не только успехи в учебе и отношения
с учителями. На момент прихода в школу
отношения школьников друг к другу регламентируются
в основном нормами «взрослой» морали,
т.е. успешностью в учебе, выполнением
требований взрослых, к 9-10 годам на первый
план выступают нормы, связанные с качествами
настоящего товарища.
Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли – школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности
Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. И очень важно, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, поэтому во внеклассной работе следует использовать во основном соревновательные и культурно – массовые формы мероприятий. В то же время, мы не должны забывать, что же доставит детям большее удовольствие, что их привлечет, чем они больше всего заинтересуются.
Ответ
напрашивается сам собой-
2.2.Игра
как форма внеклассного
мероприятия для младшей
ступени
Дети на младшей ступени легко включаются во внеурочную деятельность, примеряя на себя роли Винни-Пуха или Колобка, Красной Шапочки или Мухи-Цокотухи .Они хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе увлекательного взаимодействия ребят создаются условия для непроизвольного усвоения материала.
Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестает быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина. Наконец в игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются волевые качества. В воспитательном процессе игра должна отвечать следующим требованиям:
Игра должна содействовать сплочению коллектива.
Иметь познавательное значение.
Активизировать общественную деятельность детей.
Обеспечивать мыслительную
Создавать условия для
Соответствовать принципу: “Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц”.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игры, отвечающие педагогическим целям, чрезвычайно разнообразны. Например, Н.П. Аникеева предлагает следующую классификацию игр:
игры-драматизации, основанные на исполнении какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном;
игры-импровизации, где действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли, а сама игра развивается в виде импровизации;
игры на преодоление этапов, когда определяются этапы, на каждом из которых выполняется определенная задача познавательного характера;
Есть также коммуникативные и лингвистические игры.
Коммуникативные
игры следует отличать от лингвистических
игр, поскольку основная цель коммуникативных
игр состоит не в решении лингвистических
задач, а в организации
В основе коммуникационных игр лежат различные технологии такие например, как заполнение пропусков, догадка, поиск, подбор одинаковой пары, обмен, накопление или сбор, комбинации и карточные игры, проблемы и загадки, ролевые игры и воспроизведение.
Итак, мероприятие на младшей ступени обучения лучше всего организовать, разбив класс на 2 или несколько групп и предоставив им набор игр, которые они должны выполнить за минимальное время.
В
процессе подготовки к данному мероприятию
учителю важно учесть все принципы
организации внеклассной
-дети
младшего возраста очень
-в этом возрасте ученики не очень внимательны: учителю следует несколько раз повторить правила игры, которые не должны отличаться сложностью
-в этот период превалирует наглядное восприятие, поэтому оформление доски и раздаточных материалов должно быть красочным.
Примеры
игр указаны в приложении 1.1.
2.3.Постановка сказки как внеклассное мероприятие для младших школьников
Сказка как литературный жанр близка и понятна младшим школьникам. Дети в этом возрасте знают много разных сказок, помнят многих сказочных героев и верят в правильность их поступков. Именно поэтому использование сказки в воспитательных целях на начальном этапе обучения не вызывает никакого сомнения. Знакомство со сказками народов мира на иностранном языке расширяет мировоззрение младших школьников и обогащает их воображение и память, дает учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях страны изучаемого языка
Путешествуя в мир сказки, младшие школьники могут не только попробовать инсценировать несложные произведения или их фрагменты с использованием джазовых ритмов, сыграть сказочных героев, но и рассказать сказку с собственными рисунками. Учащиеся в состоянии под руководством учителя создать школьный театр сказки, вместе с родителями изготовить маски и костюмы и завести альбом или сделать коллаж, посвященный любимым героям сказок. Организовывая с учениками путешествие в мир сказки, учитель может предложить им сесть в круг на коврик, взять любимую игрушку и внимательно послушать интересную сказку или посмотреть мультфильм.
При использовании сказок на внеклассном мероприятии развиваются два вида мотивации: само мотивация, когда сказка интересна сама по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от сказки именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет. Еще одним достоинством сказки является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к смыслу сказки
В сказочных диалогах обеспечивается необходимая повторяемость языкового материала, которая достигается сюжетным построением сказки.
Несомненными достоинствами сказок являются их:
1) аутентичность;
2) информативная насыщенность;
3) концентрация языковых средств;
Ролевой диалог в процессе постановки сказки делает речевое взаимодействие личностно-ориентированным, адресованным, стимулирует активность каждого партнера, что способствует развитию у ребенка умений говорения и слушания. Ребенок в диалогическом общении может не только воспринимать звуки, но и понимать смысл произносимых слов.
Неразрывная связь сказки с жизнью позволяет детям через ситуации, предметы обсуждения, которые присутствуют в сказке, получить опыт, как речевой, так и социальный, который им понадобится в жизни.
Сказка предоставляет широкие возможности как содержательная основа обучения. На ранней ступени обучения ведущим является развивающий аспект, поскольку на первом году обучения закладываются основы многих важнейших способностей, и осуществляется их начальное развитие. Сказка является прекрасным материалом для решения развивающих задач, детям нужны сказки, так как они являются необходимой пищей для развития личности.
Таким образом, сказка формирует у ребенка необходимость нравственного поведения во всех видах деятельности. На основе сказок эффективно осуществляется трудовое воспитание. Они формируют способность творчески трудиться, вырабатывают такие человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, готовность прийти на помощь.
Пример
постановки сказки указан в приложении
2.2.
Глава
3.Внеклассные мероприятия
на средней ступени
обучения.
3.1.Индивидуально-
Средний школьный возраст (от 10-11-15 лет) совпадает с обучением в школе второй ступени (V-IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма.
В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти.
Информация о работе Внеклассные мероприятия на разных ступенях обучения