Роль наглядности в обучении иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной исследовательской работы рассмотреть роль принципа наглядности у детей школьного возраста на уроках иностранного языка.
Задачи исследования:
Изучить основные характеристики, присущие наглядности в обучении иностранному языку на уроках английского языка, а также области применения и виды средств наглядности;
Рассмотреть методику использования и эффективность средств наглядности на уроках иностранного языка;
Исследовать психологические особенности применения наглядных средств в обучении;
Рассмотреть примеры использования наглядности на уроках иностранного языка

Работа содержит 1 файл

НАГЛЯДНОСТЬ.doc

— 501.00 Кб (Скачать)

Во-вторых, с особой остротой в связи с неопрямистскими тенденциями аудио-визуальных методов обучения иностранным языкам возник общий вопрос о психологической природе и ценности наглядности и ряд отдельных вопросов, в частности о взаимоотношении наглядности и творческого мышления.

В-третьих, программированное обучение заставило обсудить вопрос о соотношении наглядного и абстрактного в алгоритмизации процессов научения.

В-четвертых, возник вопрос о своеобразии наглядности при создании и использовании специальных картин звукового кино.

В-пятых, выделились отдельные вопросы о специфических особенностях наглядности при обучении звуковому составу языка.

В-шестых, за последнее время стал обсуждаться вопрос о наглядности научения устной речи.

В-седьмых, поставлен вопрос об особенностях наглядности обучения в зависимости от возрастных и индивидуально-типологических особенностях учащихся.

Актуальность проблемы изучения особенностей и формирования внимания у школьников определяется прежде всего тем, что именно в школе формируются качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.

Внимание - это важнейший динамический показатель протекания всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.

Учителю надо не только хорошо знать свой предмет, но и уметь сделать его достоянием своих учеников. "Иные люди много знают, - говорил Маслыко. - Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначит такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать свой предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринялся слушателями"[33].

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.
Проблема наглядности при обучении иностранным языкам очень актуальна. Между тем, как показывают массовые обследования, некоторые учителя не имеют ясного представления о том, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно.

Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на уроках наглядные пособия, применять наглядные средства обучения. И каждый учитель тратит много сил и времени на подбор и изготовление наглядных пособий. Для усиления наглядности учителя стараются использовать технические средства обучения: магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры и другие аппараты и приборы.
В то же время учителя иногда слышат и предостерегающие голоса: нельзя увлекаться наглядностью, надо быть осмотрительным в применении наглядных пособий. Так, в учебнике по педагогике можно прочесть следующее: "Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что это - острейшее оружие, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей".

А психолог А. A. Леонтьев прямо предупреждал, что в некоторых случаях наглядность вообще бесполезна, иногда даже вредна для обучения[31].

Использование наглядности вот уже насколько столетий является одной из основных проблем дидактики. Принцип наглядности как основной принцип дидактики был введён Я. А. Коменским. Он выдвинул "золотое правило дидактики": "... Всё, что можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путём осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами".

За последнее время понимание роли наглядности в учебном процессе значительно изменилось. Значение наглядности в учебном процессе стало рассматриваться в тесной связи с методическими задачами, которые ставятся перед тем или иным средством наглядности, с необходимостью и целесообразностью применения именно данного средства наглядности на данном конкретном этапе учебного процесса. Исходя из такой постановки проблемы, становится задача найти конкретное применение наглядности, т. е. найти такой метод внесения её в педагогический процесс, который обеспечил бы не формальное применение наглядности, а действительное её использование.

Вопросы наглядности всегда решались в зависимости от общедидактических концепций, от целей и задач обучения. Показательным в этом отношении может явиться преподавание иностранных языков. В период господства в методике преподавания сравнительно-грамматического метода из средств наглядности наибольшее распространение получили грамматические таблицы. Когда же, начиная с середины шестидесятых годов, изучение иностранного языка в средней школе стало преследовать практические цели, изменились методы преподавания и взгляды на роль и место наглядности а обучении.
Принцип наглядности стал рассматриваться не как вспомогательный, а как дин из основных принципов в обучении иностранному языку, ибо наглядность так же неотделима от обучения иностранному языку, как язык неотделим от реальности.

Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения[52].

Ян Амос Коменский считал, обучая детей, нужно широко использовать наглядность, но показывая детям вещи и их изображения, необходимо учить детей видеть в них то, ради чего они показываются. Поэтому наглядное обучение должно поддерживаться строгих правил: раскрывать сущность показываемого предмета систематически и по частям, чтобы новое основывалось на известном; переходить к новому только тогда, когда усвоено предыдущее; сначала обозревать предмет в целом, а затем переходить к анализу его частей; всякий показ сопровождать объяснением, чтобы помочь учащимся правильно увидеть и понять предмет; следует пользоваться не только предметной, но и изобразительной наглядностью.
Наглядность при аспектном обучении иностранному языку не представляет собой сложности. Это всевозможные виды наглядности, выразительно представляющие в предметах, изображениях и схемах звуковой состав языка, его лексику, грамматику. Например, при обучении составу фонем обычно используются магнитофонные записи, наглядные фотографии, схематические таблицы с интонациями[50].

Несравненно сложнее обстоит дело при комплексном обучении иностранному языку, особенно при обучении пониманию текстов и устной речи. Здесь наглядность должна способствовать такому восприятию выразительно предъявляемых моделей языка, которое подсказывало бы учащимся управляющие или языковые правила. Демонстрируемая модель должна помочь учащимся раскрыть её коммуникативную, языковую, смысловую и модальную сущность.

Условия применения наглядности в обучении противоречивы. Сколько бы человек, изучающий иностранный язык, ни слушал в реальной жизни реальной интонации речи, он ей не научится только таким чувственно-наглядным путём. Сам учащийся должен будет затратить время, для того чтобы из массы чувственно-наглядных впечатлений извлечь соответствующее интонационное правило языка. А учитель, используя наглядность обучения, может организовать процесс обучения интонации более рационально[14].

Воспользовавшись магнитофоном, преподаватель предъявит учащимся иностранную речь в хорошем исполнении диктора, говорящего безукоризненно правильно и обладающего высоковыразительной речью.
Особенно интенсивно и продуктивно наглядность применяется при обучении звуковому составу и лексике иностранного языка. Уже Ян Амос Коменский различал наглядность предметную и образную.

В обучении языку всё многообразие видов наглядности можно свести к двум основным:

1. языковая наглядность.

2. неязыковая наглядность.

Первый вид наглядности включает в себя:

1. Коммуникативно-речевую наглядность, - наглядную демонстрацию коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной).

2. Демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений и т. д.) в устной или письменной форме.

3. Лингвистическую схемную наглядность (схемы, таблицы и т. д.)

       К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности: естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы, кинофильмы).

        В зависимости от вида анализатора различают:

1)слуховую;

2)зрительную;

       3)двигательно-моторную.

В практике обучения иностранному языку имеет место комбинирование различных видов наглядности. В зависимости от цели использования наглядности можно говорить о следующих её функциях:

1) презентация языкового материала (в связной речи или в изолированном виде);

2) уточнение знания языкового явления;

3) создание условий для естественного использования языка как средства обучения, для коммуникативного пользования языковым материалом в устной и письменной речи.

Для реализации наглядности в обучении иностранным языкам предусмотрена широкая номенклатура средств обучения, которые должны быть сосредоточены в кабинете иностранных языков, где производятся занятия.

Таким образом, на основе всего рассмотренного выше, можно сделать следующие выводы.

- Каждый раз, использую те или иные наглядные пособия и средства наглядности, учитель отдаёт себе отчёт в том, какую именно функцию эти пособия должны выполнять в учебном процессе, какую роль они сыграть в решении учебных задач. Нельзя использовать наглядные пособия лишь для того, чтобы насытить уроки наглядностью.

- При использовании наглядных пособий учителю необходимо учитывать и возрастные, и индивидуальны особенности учащихся.

- Наглядность необходима и полезна в той степени, в какой она способствует активизации деятельности учащихся по познанию объектов, по овладению знаниями и действиями в отношении этих объектов.

- Более адекватной формулой наглядности является следующая: наглядность - это понимание и активность.

 

1.4 Наглядность при комплексном и аспектном обучении иностранному языку

Наглядность при аспектном обучении иностранному языку не представляет особой сложности. Это всевозможные виды наглядности, выразительно представляющие в предметах, изображениях и схемах звуковой состав языка, его лексику, грамматику и стилистическое своеобразие. Например, при обучении составу фонем обычно используются магнитофонные записи, наглядные фотографии, схематические таблицы с интонациями и спектральными графиками. Это саггитальные разрезы органов артикуляции, схематическое изображение их взаимосвязи, а также синтезированные звуки изучаемого языка с различной степенью приближения к натуральным.

Несравненно сложнее обстоит дело при комплексном обучении иностранному языку, особенно при обучении пониманию текстов и устной речи. Здесь наглядность должна способствовать такому восприятию выразительно предъявляемых моделей языка, которое подсказывало бы учащимся управляющие ими языковые правила. Демонстрируемая модель должна помочь учащимся раскрыть ее коммуникативную, языковую, смысловую и модальную сущность[8].

Комплексное преподавание традиционного типа, как известно, характеризуется тем, что фонетику, лексику и грамматику ведет один преподаватель, и тем, что программы по этим аспектам языка согласованы одна с другой. Насколько мы знакомы с положением вещей, такое преподавание не имеет никаких специфических особенностей применения наглядности.

А по существу они необходимы. При комплексном обучении иностранному языку необходимо наглядно представить взаимозависимость, взаимоизменяемость и взаимную компенсацию фонетики, лексики и грамматики на изучаемом языке. Например, нужно показать, как изменяются в некоторых случаях члены предложения в зависимости от различного интонационного членения фразы на синтагмы; как конкретные синтаксические отношения бессоюзного предложения раскрываются интонационно; каким образом падежное значение зависит от места слова во фразе, т. е. от синтаксической структуры предложения, и т. п. Говоря по-современному, это наглядное изображение взаимоотношения различных уровней языка. К сожалению, насколько нам известно, такой план наглядности при обучении иностранным языкам никем не используется и не разрабатывается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

2.1 Реализация принципа наглядности в обучении иностранному языку

 

За последние несколько лет в обществе значительно возросла роль английского языка, особенно, как средства международного общения. Он уже признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило использование английского языка в  особое положение по сравнению с остальными языками.

Обучение иностранным языкам - процесс весьма специфичный. При целевой установке - добиться практического овладения иностранным (в нашем случае - английским) языком - главное  заключается в формировании и дальнейшем развитии умений и навыков пользоваться английским языком как средством общения.

В связи с возрастающими требованиями общества к обучению английского и других иностранных языков появилась острая необходимость поиска более эффективных путей повышения качества обучения.

Для успешного обучения педагогу важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те исходные положения или принципы, которыми нужно руководствоваться. Умелая реализация принципов в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности. Одним из наиболее важных из них является принцип наглядности обучения[44].

Информация о работе Роль наглядности в обучении иностранному языку