Применение игровых форм в обучении иностранному языку младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть проблему применения игровых форм в обучении иностранному языку младших школьников.
Достижение цели обусловлено рядом задач:
1. Выявить особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте;
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности игровых форм английского языка младших школьников;
3. Предложить комплекс приемов в использовании игровых форм на занятиях.
выявить особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте;
4. Классифицировать игровые формы для развития коммуникативной способности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава I. Психолого-педагогические основы игровых форм в обучении иностранного языка младших школьников.
§1.1 Особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………….
§1.2 Игра как вид обучающей деятельности……………………………….
Выводы по Главе I……………………………………………………………

Глава II. Методика применения игровых форм в обучении иностранным языкам младших школьников.
§2.1 Коммуникативные игры………………………………………………
§2.2 Применение игровых форм для развития коммуникативных способностей младших школьников………………………………………
Выводы по Главе II …………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая оригинал.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

   2) Для младшего школьного возраста  характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. 

    Ребята  действуют по игровым правилам. Игровая  обстановка трансформирует и позицию  учителя, который балансирует между  ролью организатора, помощника и  соучастника общего действия. 

    Итоги игры вступают в двойном плане - как  игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. Результативность игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными упражнениями. 

   3) Игра помогает общению. Она  может способствовать передаче  накопленного опыта, получению  новых знаний, правильной оценке  поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность. Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательный мир незнакомого языка. Одним из этих подходов является игра, сильнейший фактор психологической адаптации ребенка в новом языковом пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения ребенка в мир языка. Игры помогают реализовать ребенку желание учиться дальше, развивают умение самостоятельно решать поставленную задачу, организовывать свою работу, давать собственную оценку и самооценку, умение сравнивать, классифицировать, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, использовать дополнительный материал. Отсюда можно сделать вывод, что все пять компетенций современного человека (социальная, толерантность, коммуникативная, информационная и компетенция, реализующая желание учиться всю жизнь) могут быть выработаны в процессе использования игр.  

   4) Коммуникативные игры являются  необходимыми упражнениями при  обучении иностранному языку,  так как они приближают процесс  активизации лексико-грамматического  материала к условиям реального  общения. Кроме того, данные упражнения способствуют повышению мотивации и активности учащихся на уроках. А это значит, что ученики смогут овладеть новым средством коммуникации, то есть приобрести навыки и умения общения с помощью изучаемого языка.  

   5) Коммуникативная игра в отличие от обычных тренировочных упражнений, позволяющих сосредоточиться на игровых формах, концентрирует внимание учащихся на содержании, однако при этом обеспечивает частую повторяемость языковых форм, тренируя все навыки и умения.  

   6) Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности, так как они дают участнику игры возможность почувствовать язык как средство общения. Желание учащихся общаться достигается путём создания учителем конкретных ситуаций, в которых язык необходим. Коммуникативные игры обеспечивают разнообразие языковых тем, что обусловлено ситуацией общения, повседневной жизнью. Коммуникативная игра в методическом плане представляет собой учебное задание, содержащее задачу, которая разделяется на три более мелкие: лингвистическую, коммуникативную и деятельную. Важно соблюдать принцип постепенного усложнения заданий и нацеливать сначала учащихся на действия по образцу, затем на действия по аналогии с образцом и, наконец, на самостоятельные действия творческого характера. 

   Из  анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования и включенного наблюдения за деятельностью учащихся 3 «Б» класса гимназии № 139 г. Казани можно сделать вывод, что в игровых ситуациях дети запоминают в два раза больше слов, чем при обычной установке на запоминание. Игра, выдвигая перед ребенком содержательные задачи, способствует активизации произвольного запоминания. В то же время она может служить и основой и для непроизвольного запоминания заданного речевого материала и дальнейшего его непроизвольного воспроизведения.  

   Разумное  применение игровых приёмов на уроках и сочетание их с другими методическими  приёмами способствует эффективному и  качественному усвоению материала  и делает радостным сам процесс  познания, который становится потребностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

1. Выготский,  Л. С. Педагогическая психология - [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - С. 31 - 42. 

2. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении  иностранным языкам - [Текст] / А. В.  Конышев. - СПб.: Каро, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008. - С. 55 - 89.  

3. Леонтьев, А. Н. Психологические основы  дошкольной игры / А. Н. Леонтьев // Сов. педагогика. - 1944. - № 8 - 9. - С. 23. 

4. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод  обучения иноязычному говорению - [Текст] / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - С. 67 - 85. 

5. Прутченков, А. С. Социально - психологический  тренинг межличностного общения  - [Текст] / А. С. Прутченков. - М.: Новая  школа, 1991. - С. 45. 

6. Пучкова,  Ю. Я. Игры на уроках английского языка - [Текст] / Ю. Я. Пучкова. - М.: АСТ, 2003. - С. 48 - 56. 

7. Рогова, Г. В., Верещагина, И. Н. Методика  обучения английскому языку - [Текст] / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. - М.: Владос, 1998. - С.87 - 93. 

8. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях (пособие для учителей и студентов педагогических вузов) - [Текст] / И. Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 2000. - С. 47 - 56. 

9. Селевко,  Г. К. Современные образовательные  технологии - [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: Просвещение, 1998. - С. 49 - 64. 

10. Стронин,  М. Ф. Обучающие игры на уроках  английского языка - [Текст] / М.  Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 1984. - С. 62 - 78. 

11. Ханина, Е. Е., Солопова, А. В. Игровая  форма обучения / Е. Е. Ханина, А. В. Солопова // Открытая школа. - 2004. - № 5. - С. 63 - 66. 

12. Шмаков, С. А. Игры учащихся - [Текст] / С.  А. Шмаков. - М.: Просвещение, 1994. - С. 96 - 113. 

13. Эльконин  Д.Б. Психология игры. М., “Педагогика”, 1978 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Журналы. 

1. Арефьева  Г.И. Групповая форма работы  на уроках английского языка.  ИЯ-ИЯШ, 1988г. №3 

2. Ариян  М.А. Варианты ситуативных ролей  для средней школы. ИЯ-ИЯШ 1985 г. №1 

3. Борисов,  Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной  игры на обучение английскому языку / Е. А. Борисов // ИЯШ. - 2002. - № 3. - С. 29 - 31. 

4. Бурдина,  М. И. Игры на уроках английского  языка на начальной и средней  ступенях обучения / М. И. Бурдина  // ИЯШ. - 1996. - № 3. - С. 52 - 55. 

5. Винникова,  И. В. Игры на развитие психических процессов / И. В. Винникова // Начальная школа. - 2002. - № 3. -С. 25 - 28. 

6. Ганина, Н. С. Игровые технологии на  начальном этапе обучения / Н.  С. Ганина // Альманах школы № 139. - 2007. - С. 67 - 68. 

7. Гладилина, И. П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе / И. П. Гладилина // ИЯШ. - 2003. - № 3. - С. 41 - 43. 

8. Денисова Л.Г., Мезенин С.М. К проблеме концепции интенсивного курса в условиях средней школы. ИЯ-ИЯШ 1991 г. №6 

9. Жилкина Д.Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку. ИЯ-ИЯШ 1992 г. №1 

10. Зайнуллина, Г. М. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Г. М. Зайнуллина // Альманах школы № 139. - 2007. - С. 68 - 69. 

11 Зявгарова, Л. А. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Л. А. Зявгарова // Альманах школы № 139. - 2007. - С. 70 - 73. 

12. Иванцова, Т. Ю. Игры на английском языке / Т. Ю. Иванцова // ИЯШ. - 2008. - № 4. - С. 31 - 33. 

13. Иванцова, Т. Ю. Игры на английском языке / Т. Ю. Иванцова // ИЯШ. - 2008. - № 4. - С. 31 - 33. 

14. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. ИЯ-ИЯШ 1988 г. №6 

15. Кларин, М. В. Обучение как игра / М. В. Кларин // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 45 - 59. 

16. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. ИЯ-ИЯШ 1989 г. №4 

17. Курбатова, М. Ю. Игровые приемы обучения английскому языку на начальном этапе / М. Ю. Курбатова // ИЯШ. - 2006. - № 3. - С. 28 - 32. 

18. Мильруд Р.П. Организация ролевых игр на уроке. ИЯ-ИЯШ 1987 г. №3 

19. Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка. ИЯ-ИЯШ 1991 г. №6 

20. Олейник Т.И. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников. ИЯ-ИЯШ 1989 г. №1 

21. Пассов В.И., Стояновский А.М. Ситуация речевого общения как методическая категория. ИЯ-ИЯШ 1989 г. №2 

22. Пассов В.И., Стояновский А.М. Ситуативная позиция как основа создания ситуации речевого общения. ИЯ-ИЯШ 1990 г. №1 

23. Петричук, И. И. Еще раз об игре / И. И. Петричук // ИЯШ. - 2005. - № 2. - С. 37 - 41. 

24. Фаттахова, Л. Т. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Л. Т. Фаттахова // Альманах школы № 139. - 2007. - С. 73 - 75. 

25. Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр. ИЯ-ИЯШ 1988 г. №2 

26. Фришман, И. Коммуникативные, ситуационно - ролевые игры, конкурсы // Воспитательная работа в школе. - 2005. - № 2. - С. 119 - 126. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Аннотация.

    Целью данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть проблему применения игровых форм в обучении иностранному языку младших школьников. Работа основана на изучении теоретических и практических вопросах  обучения иностранному языку младшего школьного возраста.  В работе  изложена методика обучения английскому языку (с использованием игровых форм) младших школьников.

Информация о работе Применение игровых форм в обучении иностранному языку младших школьников