Применение игровых форм в обучении иностранному языку младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть проблему применения игровых форм в обучении иностранному языку младших школьников.
Достижение цели обусловлено рядом задач:
1. Выявить особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте;
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности игровых форм английского языка младших школьников;
3. Предложить комплекс приемов в использовании игровых форм на занятиях.
выявить особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте;
4. Классифицировать игровые формы для развития коммуникативной способности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава I. Психолого-педагогические основы игровых форм в обучении иностранного языка младших школьников.
§1.1 Особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………….
§1.2 Игра как вид обучающей деятельности……………………………….
Выводы по Главе I……………………………………………………………

Глава II. Методика применения игровых форм в обучении иностранным языкам младших школьников.
§2.1 Коммуникативные игры………………………………………………
§2.2 Применение игровых форм для развития коммуникативных способностей младших школьников………………………………………
Выводы по Главе II …………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая оригинал.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

    На  начальном этапе изучения языков учащиеся работают с большим интересом. Это объясняется тем, что, приступая  к изучению языка, учащиеся представляют, что они сразу же будут на нем  разговаривать. Но устные формы работы и напряженный темп в течение 45 минут утомляет учащихся, их внимание ослабевает, и к концу урока (особенно, если это последний урок) они перестают работать, что приводит к плохому запоминанию изучаемого на уроке языкового материала. В этом случае приходят на помощь игры и различные рифмовки [1, C.54].

    Игры  обладают широкими обучающими возможностями. Многие выдающиеся педагоги справедливо  обращали внимание на эффективность  использования игр в процессе обучения, поскольку в игре проявляются  особенно полно и порой неожиданно способности человека, и ребенка в особенности.

    Игра  в процессе обучения иностранным  языкам перестает быть просто забавным действом и становится делом серьезным. Действительно, она используется только как средство увеселения, развлечения, разрядки, отдыха, то польза от нее минимальна. Игра - лишь оболочка, форма; содержанием и назначением ее должно быть учение, в нашем случае - овладение видами речевой деятельности как средство обучения [10, C.73].

Специфика игры, по мнению М. Н. Скаткина, заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются». Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то «научается». Поэтому, ставить целью - отдохнуть, переключиться - нет необходимости; характер игры как таковой сделает свое дело.

    Очень интересное определение «игры» дает М. Ф. Стронин в своем пособии  для учителя: «Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных  и умственных сил». Игра всегда предполагает принятия решения: как поступить, что сказать, как выиграть - желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Особенно в младшем возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка [10, C.69].

    Возможности ребенка в игре:

· высказывание о себе (я);

· высказывание о другом ребенке (ты);

· высказывание о предметах, явлениях (мир);

· описание основных действий (здесь я сейчас, что ты делаешь);

· инсценировка действия (правильно, хорошо, плохо);

· стремление помочь выразить просьбу (дай, помоги) [6, C.53].

    А если ребенок при этом будет говорить на английском языке, то здесь скрыты богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра - прежде всего увлекательное  занятие. Этим она и привлекает учителей, преподавателей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера уверенности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми» [6, C.47].

    Таким образом, основными приемами обучения учащихся (особенно младшего возраста) иноязычному общению являются игра и разучивания песен и стихов (что также происходит в игровой форме). Все это способствует выполнению таких методических задач, как:

    · создание психологической готовности детей к речевому общению;

    · обеспечение естественной необходимости  многократного повторения языкового материала;

    · тренировка учащихся в выборе нужного  речевого варианта, что является подготовкой  к ситуативной спонтанности вообще [7, C.49].

Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса [24, C.75].

    Действительно, урок иностранного языка это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникающее благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждение любых реальных ситуаций.

    Игра  способствует развитию познавательной активности школьников в изучении языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, и овладение иностранным языком становится радостным, творческим и коллективным.

    Цели  обучения иностранному языку на начальном этапе направлены на воспитание и развитие детей средствами предмета на основе и в процессе практического овладения языком как средством общения [6, C.28].

Весь  курс обучения призван способствовать формированию у детей элементарных навыков иноязычного общения  в ситуациях, естественных для детей  начальной школы.

Курс  обучения иностранному языку на начальном этапе задачу гуманитарного и гуманистического становления личности ребенка. Одним из факторов, которые этому способствуют, является воспитание чувства коллективизма в ходе совместного решения коммуникативных задач в игровых ситуациях [6, C.42].

    Успешное  овладение детьми иноязычной речью  становится возможным еще и потому, что детей (особенно на начальном  этапе) отличают:

    · более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах запоминания  языкового материала;

    · наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения;

    · отсутствие так называемого языкового  барьера, то есть страха торможения, мешающего  вступить в общение на иностранном  языке, даже при наличии необходимых  навыков;

    · сравнительно небольшой опыт в речевом  общении на родном языке [8, C.91].

    Кроме того, игра, являясь главным видом  деятельности ребенка, позволяет сделать  коммуникативно-ценными практически  любые языковые единицы.

Занимательные, игровые элементы позволяют преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранных языков на становление личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на занятии атмосферу радости, раскованности и непосредственности.

    Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные  потребности и возможности их выражения на иностранном языке  детьми раннего возраста. Это позволяет  избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями и ограниченным языковым опытом [8, C.53].

    Существенной  особенностью курса обучения английскому  языку на начальном этапе является осознанность со стороны детей в  овладении иностранным языком как средством общения. Несмотря на то, что у детей данного возраста хорошая память, и они легко запоминают иностранные слова, было бы ошибочным полагаться лишь на имитацию и механическое запоминание материала. Дети должны осознавать языковой материал в единстве его функции и формы, осознавать содержание высказывания при восприятии и порождении речи на уровне личностных смыслов. Осмысление языковых средств, решение коммуникативных задач осуществляется с использованием речевого опыта детей на родном языке [26, C.122].

    Процесс обучения иностранному языку в начальной  школе представляет собой совместную деятельность учителя и детей. Маленький  ребенок начинает изучать иностранный  язык с большой жаждой познания. Задача учителя - сделать все возможное, чтобы поддержать интерес ребенка, его активность, фасцинированность (способность удивляться и восхищаться). Учитель должен стать речевым партнером ребенка, его помощником. При этом основным средством оценки являются похвала и поощрение.

Овладение устной речью проходит с помощью активного использования игры как методического приема. От умения построить самостоятельные высказывания с опорой на образец дети постепенно переходят к самостоятельным неподготовленным высказываниям. При этом следует помнить, что игровые ситуации не следует повторять. Каждая из них должна нести в себе определенный элемент новизны [8, C.31].

    Игры  должны быть направлены на достижение игрового результата. Игровые задачи в большинстве случаев не носят  индивидуального характера: задачу решает вся группа, преодолевая коллективно все препятствия. Поскольку изучение иностранного языка должно внести вклад в нравственное воспитание детей, то в играх дети должны видеть неагрессивные типы общения, должны научиться вести диалог, выслушивать и принимать во внимание мнение своих одноклассников.

    Обучение  фонетической, лексической и грамматической сторонам устной речи осуществляется во взаимосвязи. Основная цель этих упражнений - помочь детям в щадящем и интересном для них режиме создать основы для овладения произносительной стороной.

    Обучение  лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимику. Отобранные для данного  курса лексика носит конкретный характер, отражает интересы и потребности детей.

Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с использованием принципа аналогии с родным языком в тех случаях, когда он может  быть помощником. При этом важно  приобщить ребенка к понятию  знакового закона или правила. Ребенок должен осознать, что любой язык строится по своим законам, которые необходимо соблюдать, чтобы высказывание было понятым, то есть достигло желаемого результата [24, C.39].

    На  основании изложенного можно  определить, что  основными требованиями к организации игровой деятельности являются:

· доверительная  и непринужденная атмосфера;

· совместная деятельность учителя и учащегося;

· игра должна строиться на известном и  отработанном учениками материале;

· соблюдение метода от простого к сложному, как то: построение самостоятельных высказываний с опорой на образец с переходом на самостоятельные неподготовленные высказывания;

· осознанность происходящего со стороны учеников;

· присутствие  элемента новизны в каждой игре;

· направленность на достижение игрового результата;

· коллективная работа учащихся над проблемой;

· соответствие игры нравственному воспитанию;

· поощрение  и похвала каждого участника  игры;

· обязательное подведение итогов игры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Игра как вид обучающей деятельности 
 

    Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание  и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [9, C.49].

    В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

· целеполагания;

· планирования;

· реализации цели;

· анализа  результатов, в которых личность полностью реализует себя как  субъект.

    Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями  выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации [12, C.96].

    В структуру игры как процесса входят:

· роли, взятые на себя играющими;

· игровые  действия как средства реализации этих ролей;

· игровое  употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;

· реальные отношения между играющими;

Информация о работе Применение игровых форм в обучении иностранному языку младших школьников