Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:32, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и проверить опытным путем эффективность применения мультимедийных средств при обучении учащихся критическому мышлению на уроках иностранного языка.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся критическому мышлению с использованием мультимедийных средств на уроках иностранного языка
Сущность обучения учащихся критическому мышлению на уроках иностранного языка ………………………………………………………… 6
Мультимедийные средства в процессе обучения учащихся критическому мышлению …………………………………………………. 12
Особенности обучения учащихся критическому мышлению при использовании мультимедийных средств………………………………… 16
Выводы по главе 1 ………………………………………………….. 24
Глава 2. Опытное обучение учащихся критическому мышлению при использовании мультимедийных средств на уроках иностранного языка
2.1. Организация опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств ………………………….. 26
2.2. Реализация опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств …………………………. 31
2.3. Анализ эффективности проведения опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств …………………………………………………………………. 38
Выводы по главе 2 …………………………………………………… 41
Заключение …………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………………………….
Приложение …………………………………………………………………….
Воспитательные задачи:
1. Воспитать активную гражданскую позицию по отношению к окружающей среде.
2. Воспитать желание осмысливать и решать экологические проблемы.
Ход урока
На первой стадии, стадии вызова, учитель предъявляет учащимся проблему для обсуждения: «Hello! Today I’d like to see what you know about our environment».
Доска разделена на 2 части. Над левой колонкой надпись “I know”. Над правой “I want to know”.
«Tell me what you know about our environment»
Ученики
по очереди заполняют левую
«And what would you like to know about our environment?»
Ученики по очереди говорят, какие вопросы их интересуют в рамках данной темы и учитель кратко записывает ответы в правой колонке.
Стадия осмысления
«Now let’s read a text about our environment and find facts that you already know and some facts that you would like to know. First of all look at the task for you. While reading the text you need to make notes in it. To do this task properly you need to look at the following signs:
! – Это меня заинтересовало; It’s interesting;
-(minus) - Я думаю иначе; I think otherwise;
V – Я знаю это; I know it;
+ - Новая информация; New information;
? - Не понял; Don’t understand».
Ученикам раздается текст «We must protect our environment» (см. приложение) и дается время на его прочтение, чтобы сделать необходимые пометки.
«Now discuss in pairs what you have read and use the following phrases on the screen».
На интерактивной доске написаны ряд выражений:
I think …, I know it…, I read about it earlier…, I’m of the same opinion…., I don’t agree with it…, I couldn’t say for sure…, It is impossible … .
Ученики
обсуждают прочитанное в парах.
Далее учитель ведёт
Такая же работа над правой колонкой даёт возможность выяснить, на какие вопросы учащихся текст не ответил. На эти вопросы, если они сложные, отвечает учитель. Далее учащиеся в группах из 4 человек на листах формата А-4 готовят кластер.
Стадия рефлексии
Затем каждая группа представляет свой кластер и то, что они узнали за урок. В конце урока подводятся окончательные итоги того, что ученики узнали, и дается домашнее задание.
Фрагмент урока № 2
Тема урока «What are the most dangerous jobs?»
Цели урока:
1. Обсудить проблему опасных профессий с использованием монологической и диалогической речи.
2. Усовершенствовать
навык чтения с полным
Обучающие задачи:
1. Развить умение работать с текстом.
2. Научить логически
строить высказывание на
Развивающие задачи:
1. Развить
умение работать с новой
2. Развить
навык систематизации
3. Стимулировать навык критического мышления и самостоятельного осмысления текста.
4. Развить навык общения на английском языке.
Воспитательные задачи:
1. Воспитать уважение к профессиям.
Ход урока
На стадии вызова учитель задает ученикам два вопроса, которые изображены на экране проектора: «What dangerous jobs do you know? What characteristics are necessary for these jobs?»
Учащиеся высказывают свою точку зрения, учитель записывает их ответы на доске в виде кластера.
Стадия осмысления
В ходе урока класс делится на две группы, одна из которых работает с текстом “Vets”, другая – “Bodyguards”. Задание при прочтении текста может быть следующим:
«Now, you are going to read about some other jobs. While reading you should complete the table that will help you to discuss a job».
Job | |
This job deals with … | |
The person as to … | |
Main characteristics | |
Is this job dangerous? (yes/no) |
После завершения работы над текстом учитель задает учащимся следующие вопросы:
You’ve read about two jobs. What are they?
Are they dangerous? Can we add these jobs to our cluster?
После чего учитель, используя ответы детей, дополняет кластер, который был нарисован на доске в начале занятия.
Далее
обучающиеся из разных групп объединяются
в пары и заполняют общую (сводную)
таблицу (табл. 3), опираясь на предыдущую
(табл. 2). В центральный столбик
учащиеся вносят общие черты этих
профессий.
Vets | Bodyguards | ||
Dangerous (yes/no) | |||
Clients | |||
Duties | |||
Characteristics |
На стадия рефлексии учащимся
на выбор предлагается
После проведения опытного обучения были подведены итоги о проделанной работе, анализе полученных результатов, сопоставлении результатов исследования с данными, полученными в начале исследования.
2.3. Анализ эффективности проведения опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств
По итогам опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств был проведен анализ эффективности применения данной технологии в дальнейшей работе. Во время реализации данной технологии учащиеся проявляли интерес к происходящему и выполняли задания быстро и без ошибок. Необычные задания в виде составления кластеров, пятистишья и маркировки текстов помогли увеличить интерес не только к самому заданию, но и к предмету иностранный язык, а также способствовали поддержанию дисциплины в классе и работоспособности.
Более того были выявлены разные уровни развития критического мышления у учащихся. Некоторые ученики легко и быстро выполняли задания. У других учащихся были выявлены трудности в выполнении заданий и их понимании, а именно один ученик не смог составить пятистишье по выбранной профессии, так как он не смог быстро подобрать необходимые слова.
По итогам проведения опытного обучения была проведена диагностика уровня развития критического мышления, чтобы сравнить ее с данными, полученными в начале проведения опытного обучения для анализа эффективности технологии развития критического мышления. Диагностика проводилась в форме анкетирования. Учащиеся получили бланки со словами. В правой части бланка были расположены пары слов, связь которых учащиеся должны были сопоставить с одним из образцов, находящихся в левой части бланка. Против каждой пары указаны номера образцов. Каждый правильный ответ учащихся оценивался в два балла. Учащиеся, набравшие от 16 до 26 баллов, обладают средним уровнем развития критического мышления. Учащиеся, получившие менее 16 баллов – низким уровнем. Учащиеся, набравшие от 26 до 32 баллов, характеризуются высоким уровнем развития критического мышления. По итогам проведения данной диагностики 8 учащихся класса (80 %) имеют средний уровень развития критического мышления. Данные учащиеся обладают гибкостью, самостоятельностью и критичностью ума, имеют необходимые предпосылки творческой, инновационной деятельности человека. Они умеют не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, а строго и правильно оценивать их. Пусть не всегда, но таким учащимся удается видеть сильные и слабые стороны высказываний и мнений и те ошибки, которые допущены в них. Но, к сожалению, данные учащиеся не всегда умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения, устанавливать множественные связи между явлениями, строить прогнозы и обосновывать их.
2 учащихся (20 %) имеют низкий уровень развития критического мышления, который характеризуется либо отсутствием, либо очень слабым развитием вышеназванных качеств, учащиеся не умеют тщательно взвешивать все доводы за и против своих гипотез и не подвергают их всесторонней проверке. Они принимают за истину каждое первое, пришедшее им на ум решение мыслительной задачи. Они, как правило, не самокритичны. Никто из учащихся не продемонстрировал высокого уровня развития критического мышления.
Таким образом, из результатов тестирования учащихся видно, что после применения приемов технологии развития критического мышления с использованием мультимедийных средств количество учащихся со среднем уровнем развития критического мышления увеличилось, а количество учащихся с низким уровнем развития критического мышления уменьшилось. Можно сделать вывод, что применение данной технологии на уроках иностранного языка эффективно. Также данная технология позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по какой–либо теме, пробудить интерес к этой теме. Учащиеся обнаруживают и осознают недостаточность имеющихся у них знаний. Также данная технология способствует осмыслению новой информации и применение ее в упражнениях или других заданиях. Более того, технология развития критического мышления позволяет вывести знания на уровень понимания и применения.
Результаты проведенного опыта показали, что данная технология позволяет ответить на множество вопросов, а также способствует развитию учащихся, применению новой информации на практике и ее закреплению. Более того, в процессе применения технологии развития критического мышления:
- происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
- появляется
возможность объединения
- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
- формируется
направленность на
Выводы по главе 2