Обучение критическому мышлению с использованием мультимедийных средств на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и проверить опытным путем эффективность применения мультимедийных средств при обучении учащихся критическому мышлению на уроках иностранного языка.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся критическому мышлению с использованием мультимедийных средств на уроках иностранного языка
Сущность обучения учащихся критическому мышлению на уроках иностранного языка ………………………………………………………… 6
Мультимедийные средства в процессе обучения учащихся критическому мышлению …………………………………………………. 12
Особенности обучения учащихся критическому мышлению при использовании мультимедийных средств………………………………… 16
Выводы по главе 1 ………………………………………………….. 24
Глава 2. Опытное обучение учащихся критическому мышлению при использовании мультимедийных средств на уроках иностранного языка
2.1. Организация опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств ………………………….. 26
2.2. Реализация опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств …………………………. 31
2.3. Анализ эффективности проведения опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств …………………………………………………………………. 38
Выводы по главе 2 …………………………………………………… 41
Заключение …………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………………………….
Приложение …………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

КР Ведерникова А.В 2011 г.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

     Критическое мышление «от себя» – самый  трудный вид критического мышления. Вы высказываетесь в окружающее информационное пространство по волнующему вас вопросу, не видя конкретного противника перед собой (Халперн, 2000, 17-19).

     С помощью обучения вполне возможно развить  у человека способность к критическому мышлению, особенно в том случае, если это обучение нацелено на применение полученных навыков в различных ситуациях и различных областях знаний. После проведения эксперимента в американских колледжах Венесуэлы, который заключался в проведении куса обучения критическому мышлению, было выявлено следующее. Во-первых, студенты, прослушавшие курс обучения критическому мышлению, показали высокие результаты в письменных и устных сочинениях на заданную тему. Во-вторых, возросла их самооценка в различных ситуациях. В-третьих,  такие студенты показали высокие результаты в стандартных тестах интеллекта, чем студенты, не прошедшие подобный курс обучения. В-четвертых, данный курс обучения показал рост когнитивных возможностей взрослого человека.

     Особенности обучения критическому мышлению на уроках иностранного языка заложены в технологии развития критического мышления, в которой  выделяют три стадии: стадию вызова, стадию осмысления новой информации, стадию рефлексии.

     I. Стадия вызова. Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов – мозгового штурма и создания кластера. Мозговой штурм – это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения.

     Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных  типов связей между объектами  или явлениями. Проще говоря, это  таблица, в которой записываются основные понятия, о которых идет речь; с помощью стрелок и расположения слов в таблице показывается, как связаны между собой рассматриваемые понятия.

     II. Стадия осмысления (или  смысловая стадия). Этот этап предполагает знакомство с новой информацией. Здесь используется такой прием работы с текстом, который носит название инсерта. Инсерт – от английского слова insert – «вставка, вклейка», «вставлять, помещать, вносить». Инсерт – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно (Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября»., 2005, с. 27-29.)

     III. Стадия рефлексии. Данная стадия включает: размышление, анализ, творческую интерпретацию.

     Главной особенностью технологии развития критического мышления, «является "конструирование" собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».

     Таким образом, можно сделать вывод, что  критическому мышлению на уроках иностранного языка можно обучить и научить. Также эти знания можно применять на практике в самых различных ситуациях на протяжении долгого времени после обучения. Такие навыки очень эффективны и полезны для решения многих проблем, разрешения трудных ситуаций. Чтобы добиться ожидаемого эффекта, требуется прилагать систематические усилия по совершенствованию мышления. Для того чтобы учащиеся могли полностью и сознательно сосредоточиться на улучшении своих мыслительных способностей и расширить область применения полученных навыков, обучения критическому мышлению должно включать в себя большое количество примеров из различных сфер жизни. Также для более эффективного развития критического мышления на уроках иностранного языка целесообразно применять современные мультимедийные средства. Они позволят сделать информацию интересной, необычной, содержательной и понятной для учащихся. 

1.2 Мультимедийные средства в процессе обучения учащихся критическому мышлению

     Десятки тысяч школ за рубежом и сотни  школ в нашей стране за последние  годы начали использовать возможности современных компьютеров и телекоммуникаций непосредственно в учебной работе, в особенности при обучении иностранному языку. Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных мультимедийных средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение. Вместе с ними в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология мышления:

- в центре  обучения – учащийся;

- в основе  учебной деятельности – сотрудничество;

- учащиеся играют  активную роль в обучении;

- у учащихся развиваются способности к самообучению.

     Основные  группы задач, решаемые с помощью  мультимедийных средств, включают в  себя:

- поддержку  учебной работы учащихся;

- обеспечение  реальной коммуникации с носителями  языка;

- обеспечение  доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах;

- обеспечение  взаимодействия между педагогами, обмен педагогическим опытом  и дидактическими материалами.

     Хотелось  бы сначала сказать несколько слов об использовании на уроке несложных мультимедийных документов, которые может сделать сам преподаватель в программе Microsoft Word, и презентаций (Microsoft Power Point). Они просты в исполнении и применении, но роль их в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на учащихся велика.

     Достоинством  документов Word является их относительно небольшая ёмкость и простота создания. Преподаватель может разрабатывать  их для конкретных ситуаций, темы и  группы, бесконечно разнообразя варианты. При этом такие документы не теряют достоинств мультимедиа: они ярки, красочны, позволяют учащимся работать в индивидуальном режиме, расширяют возможности работы (Так, например, электронный вариант теста даёт учащимся возможность перемещать объекты в пределах документа, расставляя их на нужные места, удалять их, группировать в соответствии с заданием, вставлять необходимое и т.д.).

     Что касается программы Power Point, то она также  обладает рядом преимуществ:

- привлекать  пассивных слушателей к активной деятельности;

- делать  занятия более наглядными и  интенсивными;

- формировать  информационную культуру у учащихся;

- активизировать  познавательный интерес учащихся;

- реализовывать  личностно-ориентированный и дифференцированный  подходы в обучении;

- дисциплинировать  самого учителя, формировать его  интерес к работе;

- активизировать  мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

     Программа Power Point помогает разнообразить учебный  процесс, сделать его более интересным для учеников, привлечь их внимание.

       Но, конечно, наиболее сильное воздействие  на учащихся оказывают мультимедийные средства. Они стали объективной  реальностью нашего времени, и преподаватель  иностранного языка просто не может  не воспользоваться возможностями, которые они предоставляют для обучения реальной коммуникации на иностранном языке.

       Наиболее  доступным из мультимедийных средств  следует признать электронный учебник. По типу организации и способу  доставки обучающемуся мультимедийные учебники бывают трех видов:

- на CD-ROM с или без печатного приложения;

- на  Интернет сайтах с или без  печатного приложения;

- на CD-ROM, но с привязкой к некоторым  интернет сайтам, с печатным приложением  или без такового.

     Достоинства электронных учебников:

- Наглядность  представления материала (использование цвета, иллюстраций, звука, видео, анимации и т. д.).

- Быстрая обратная  связь (встроенные тест-системы  обеспечивают мгновенный контроль  за усвоением материала).

- Интерактивный  режим позволяет учащимся самим  контролировать скорость прохождения учебного материала.

- Возможность  регулярной корректировки учебника  по мере появления новых данных (электронный учебник располагается  в одном определенном месте  виртуального пространства, доступ  к которому имеют миллионы  людей; для того, чтобы добавить или исправить что-либо, достаточно внести изменения в один файл, и завтра миллионы людей будут иметь отредактированную версию старого учебника).

- Простота в  применении.

     Недостатки  существующих сейчас электронных учебников:

- Отсутствие  реального учёта возрастных особенностей заявленного круга обучающихся.

- Отсутствие  «привязки» к конкретному лексическому  и грамматическому материалу  программы, по которой занимается  обучаемый.

- Проработка  в каждом из учебников всего  1-2 лексических тем и отсутствие серии учебников, соблюдающих преемственность лексико-грамматического материала.

- Ограниченные  возможности групповой и коллективной  работы.

- Отсутствие  реальной коммуникации, которую  невозможно запрограммировать даже  в интерактивном режиме.

     Перечисленные недостатки не дают возможности использовать электронные учебники в качестве основного средства обучения, в особенности в школе, оставляя им вспомогательную, в основном тренировочную, роль.

     Также в школе широко применяется интерактивная  доска. Интерактивная доска – это устройство, использующееся с проектором и компьютером. Изображение с компьютера выводится на интерактивную доску как на обычный экран, с помощью проектора.

     Существуют 3 ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:

  • Презентации, демонстрация и моделирование.
  • Повышение активности учеников на уроке.
  • Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  сегодня существует множество различных  мультимедийных средств, которые можно применять на уроках в школе. Основная проблема здесь заключается в обучении самих учителей в использовании данных технологий. Необходимо проводить специальные курсы для обучения учителей по использованию мультимедийных технологий и дальнейшее повышение профессионального уровня.

1.3 Особенности обучения  учащихся критическому  мышлению при использовании  мультимедийных средств

     Существует  множество приемов обучения критическому мышлению и все их можно разделить  в соответствии со стадиями технологии развитии критического мышления.

     На 1 стадии, стадии вызова, можно использовать следующие технологии:

1. Прием  речевой зарядки

Большую роль в преподавании иностранного языка  играет речевая зарядка. Целью речевой  зарядки является

- отработка употребления  в речи отдельных грамматических явлений, типичных для устной речи;

- подготовить  учащихся к беседе по предложенным  темам. 

     Речевая зарядка проводится учителем в начале урока. Учащиеся, таким образом, получают материал и для восприятия речи на слух и для говорения. В ходе такой зарядки в классе с первых минут урока создается языковая среда, причем все учащиеся занимаются речевой деятельностью.

     2. Еще одной формой стратегии  развития критического мышления  является техника «пятистишье», которая способствует творческому  развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить. Данную стратегию можно использовать в качестве речевой зарядки для отработки звуков. «Пятистишье» – это стих из пяти строк, который требует синтезирования информации и материалов в немногословное выражение по той или иной теме.

     Когда предлагается задание на составление  пятистишья, необходимо объяснить его  структуру. Структура пятистишья:

Информация о работе Обучение критическому мышлению с использованием мультимедийных средств на уроках английского языка