Обучение критическому мышлению с использованием мультимедийных средств на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и проверить опытным путем эффективность применения мультимедийных средств при обучении учащихся критическому мышлению на уроках иностранного языка.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся критическому мышлению с использованием мультимедийных средств на уроках иностранного языка
Сущность обучения учащихся критическому мышлению на уроках иностранного языка ………………………………………………………… 6
Мультимедийные средства в процессе обучения учащихся критическому мышлению …………………………………………………. 12
Особенности обучения учащихся критическому мышлению при использовании мультимедийных средств………………………………… 16
Выводы по главе 1 ………………………………………………….. 24
Глава 2. Опытное обучение учащихся критическому мышлению при использовании мультимедийных средств на уроках иностранного языка
2.1. Организация опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств ………………………….. 26
2.2. Реализация опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств …………………………. 31
2.3. Анализ эффективности проведения опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств …………………………………………………………………. 38
Выводы по главе 2 …………………………………………………… 41
Заключение …………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………………………….
Приложение …………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

КР Ведерникова А.В 2011 г.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

               Содержаниеи

Введение  ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся критическому мышлению с использованием мультимедийных средств на уроках иностранного языка      

    1. Сущность обучения учащихся критическому мышлению на уроках иностранного языка ………………………………………………………… 6
    2. Мультимедийные средства в процессе обучения учащихся критическому мышлению …………………………………………………. 12
    3. Особенности обучения учащихся критическому мышлению при использовании мультимедийных средств………………………………… 16

     Выводы по главе 1 ………………………………………………….. 24

Глава 2. Опытное обучение учащихся критическому мышлению при использовании мультимедийных средств на уроках иностранного языка

         2.1. Организация опытного обучения  критическому мышлению с использованием  мультимедийных средств ………………………….. 26

         2.2. Реализация опытного обучения  критическому мышлению с  использованием  мультимедийных средств …………………………. 31

         2.3. Анализ эффективности  проведения  опытного              обучения критическому мышлению  с использованием мультимедийных средств …………………………………………………………………. 38

    Выводы  по главе 2 …………………………………………………… 41

Заключение  …………………………………………………………………

Библиографический список ………………………………………………….

Приложение  ……………………………………………………………………. 

               Введение

     Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников творческое мышление. Но может ли школа научить творческому мышлению? Ответ на этот вопрос остается дискуссионным. Ведь основные творческие возможности человека закладываются в раннем детстве, так что школа в этом плане получает уже «готовый продукт». Достаточно будет развить у школьников критическое мышление - это школе по силам.

     Развитие  рационального, критического мышления – одна из общепризнанных в зарубежной педагогике образовательных целей  на протяжении десятилетий. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлением об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения.

     В некоторых педагогических поисках последних лет особое внимание уделяется специальному формированию мышления, целенаправленному развитию интеллектуальных умений, иначе говоря, обучению мыслительным умениям, процессам познавательного поиска. Яркий пример такого рода поисков – разработки, ведущиеся с середины 80-х гг. 20-го века. в США в рамках проектов Ассоциации по разработке учебных программ. К началу этих разработок стремление включать в самые разнообразные учебные курсы задачи интеллектуального развития стало общим в педагогической практике. Чтобы выработать единые для учителей и специалистов ориентиры, была поставлена цель – представить общую картину интеллектуальных (мыслительных) умений, которые являются предметом целенаправленного формирования в учебном процессе. Стержнем развития интеллектуальных умений стало критическое мышление. В США в 80-х гг. развитие критического мышления специально выделено в перечнях декларируемых образовательных целей в большинстве штатов и школьных систем страны.

     Актуальность темы заключается в том, что целенаправленная работа над развитием мышления в среднем школьном возрасте редко проводится на практике. Нормально мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространённым явлением становится обращение к упражнениям тренировочного типа, основанным на подражании, не требующим усилий самостоятельно мыслить. В этих условиях остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности.

     Объект исследования – обучение учащихся критическому мышлению на уроках иностранного языка.

     Предмет исследования – мультимедийные  средства в процессе обучения учащихся критическому мышлению.

     Задачи  исследования: 1) выявить сущность обучения учащихся критическому  мышлению на уроках иностранного языка; 2) раскрыть структуру мультимедийных средств и особенности обучения учащихся критическому мышлению при их использовании; 3) описать организацию и реализацию опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств;  4) проанализировать эффективность использования мультимедийных средств при обучении учащихся критическому мышлению.

     Цель  исследования –  теоретически обосновать и проверить опытным путем эффективность применения мультимедийных средств при обучении учащихся критическому мышлению на уроках иностранного языка.

     Методы  исследования – анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта, научное наблюдение, беседа, опытное обучение, анкетирование, тестирование, изучение полученных данных, метод сравнения выборочных данных.

     Гипотеза: процесс обучения учащихся критическому мышлению с использованием мультимедийных средств будет эффективным,  если            1) выявлена сущность обучения учащихся критическому мышлению на уроках иностранного языка;  2) раскрыта структура мультимедийных средств и особенности обучения учащихся критическому мышлению при их использовании; 3) описаны организация и реализация опытного обучения учащихся критическому мышлению с использованием мультимедийных средств; 4) проанализирована эффективность опытного обучения использования мультимедийных средств при обучении учащихся критическому мышлению.

     Педагогическая  практика проходила в МОУ СОШ  с УИОП № 28 г. Кирова в 6 «Б» классе в период с 1 по 14 декабря 2011г.

     Апробация исследования проводилась на Всероссийской  научно-практической конференции «Современные проблемы языкового образования: методический и филологический аспекты», проходившей 15–16 марта 2011 года в Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (г. Нижний Тагил) с последующей публикацией тезисов «Развитие критического мышления учащихся на уроках иностранного языка: сущность, виды, стадии, приемы». Выходные данные публикации: Ведерникова, А. В. Развитие критического мышления учащихся на уроках иностранного языка: сущность, виды, стадии, приемы [Текст] / А. В. Ведерникова, Е. Е. Макарова // Современные проблемы языкового образования: методический и филологический аспекты: Материалы четвертой студенческой Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. О. Ф. Родин. – Нижний Тагил, 2011. – С. 39–43. 

Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся критическому мышлению с использованием мультимедийных средств на уроках иностранного языка

1.1 Сущность обучения  учащихся критическому  мышлению на уроках  иностранного языка

     В настоящее время всё больше внимания уделяется изучению иностранного языка  посредством современных технологий, чтобы облегчить понимание нового материала, сделать его интересным для учащихся. Важным является и способность учащихся участвовать в таком процессе с использованием современных средств и технологий с точки зрения психологии, что предполагает от учащихся мыслить широко, необычно, критически. Таким положениям отвечает технология развития критического мышления, эффективность внедрения которой в учебный процесс обусловлена особенностями критического мышления.

     Технология  развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

     Технология  развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую  навыки работы с информацией в  процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого  информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

     Критическое мышление – это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, – такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. Другое определение дополнительно указывает, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений (Kaplan, 1989, 66-79). Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи. По определению оно есть мышление, в котором обязательно присутствует целевая составляющая, включающая в себя следующие установки:

- воспринятое  проанализировать;

- убедиться  в его достоверности и правильности;

- учесть  вскрытые достоинства и недостатки;

- вскрыть  возможные ошибки;

- дать  оценку;

- обнаружить  возможный тайный умысел;

- в конце  концов выявить все, что может  принести вред.

     Слово критическое, используемое в определении, предполагает оценочный компонент. Когда  мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата. Критическое мышление – органичная часть всей когнитивной культуры человека. Нельзя развить в себе критическое мышление как особенную интеллектуальную способность. Когда мы к чему-то критически относимся, мы для этого мобилизуем весь свой интеллектуальный потенциал, весь свой опыт, все свои знания. 

     Прежде  всего, мышление – это способность  человека мыслить культурно, то есть рефлексивно. Рефлексия – важнейший  признак культуры как духовного  и интеллектуального явления.

     В своей культурной истории мы прошли следующие эпохи в развитии мышления:

- мышление с  узнаваемой рефлексией (древнее);

- мышление с  познаваемой рефлексией (философское);

- мышление с  осознаваемой рефлексией (научное  без когнитологической составляющей);

- мышление с  осознанной рефлексией (научное с когнитологической составляющей).

     Последнее мышление - это мышление XXI века. Только с ее позиций мы можем сегодня  как довести до совершенства свой интеллект, так и выявить все  слабости интеллекта противника.

     Первый  результат, которого мы добиваемся в развитии своей рефлексии – это осознание того, что мышление субъектно, т. к. субъект, который своим мышлением преследует свои жизненные цели.

     Мышление  – это концентрация в нашем  сознании тех знаний, с которыми мы хотим сориентироваться в событиях, знаний, которыми мы руководствуемся, чтобы победить (Тихомиров, 2002, 288).

     Существует 4 основных варианта мышления:

- критическое  мышление над собой;

- критическое  мышление «для союзника»; 

- критическое  мышление «на противника»;

- критическое  мышление «от себя».

     Критическое мышление над собой – это мышление, которым мы сами себя совершенствуем. Его основа – не просто хорошее, а отличное, прекрасное знание самого себя.

     Критическому  мышлению «для союзника» присущ прежде всего созидательный характер. Если союзник настоящий, то он к вам будет более требователен, чем ваш возможный противник. Он заинтересован в общей победе, которая невозможна без взаимопонимания.

     Критическое мышление «на противника» – это  битва за свое превосходство в  информационном пространстве

     Вы  размышляете над совершенством  очередного интеллектуального произведения противника. Если оно как-то структурировано, организовано, в нем всегда есть свои узловые, опорные точки, идеи, положения.

Информация о работе Обучение критическому мышлению с использованием мультимедийных средств на уроках английского языка