Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:32, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и проверить опытным путем эффективность применения мультимедийных средств при обучении учащихся критическому мышлению на уроках иностранного языка.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся критическому мышлению с использованием мультимедийных средств на уроках иностранного языка
Сущность обучения учащихся критическому мышлению на уроках иностранного языка ………………………………………………………… 6
Мультимедийные средства в процессе обучения учащихся критическому мышлению …………………………………………………. 12
Особенности обучения учащихся критическому мышлению при использовании мультимедийных средств………………………………… 16
Выводы по главе 1 ………………………………………………….. 24
Глава 2. Опытное обучение учащихся критическому мышлению при использовании мультимедийных средств на уроках иностранного языка
2.1. Организация опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств ………………………….. 26
2.2. Реализация опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств …………………………. 31
2.3. Анализ эффективности проведения опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств …………………………………………………………………. 38
Выводы по главе 2 …………………………………………………… 41
Заключение …………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………………………….
Приложение …………………………………………………………………….
Глава 2. Опытное обучение учащихся критическому мышлению при использовании мультимедийных средств на уроках иностранного языка
2.1. Организация опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств
Обучение критическому мышлению с использованием мультимедийных средств предполагает равные партнерские отношения как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии развития критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Технология
развития критического мышления дает
ученику:
- повышение эффективности восприятия
информации;
- повышение интереса как к изучаемому
материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному
образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который
учится в течение всей жизни.
Технология
развития критического мышления дает
учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости
и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения
и систему эффективных методик, которые
способствуют развитию критического мышления
и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно
анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной
информации для других учителей.
Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию развития критического мышления на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а также учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.
Метод опытного обучения позволяет выявить эффективность работы с учебными пособиями и другими учебными средствами на 4 этапах: организационный, реализации, констатации и интерпретации.
Первый этап, организационный, предполагает организацию группы участников опытного обучения. В соответствии с тремя стадиями технологии критического мышления проведения опытного обучения можно разделить на следующие стадии:
Технологические
этапы |
Деятельность
учителя |
Деятельность
учащихся |
Возможные
приемы и методы | |||
I
стадия (фаза)
вызов (evocation): актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения. |
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. | Составление списка
«известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д. | |||
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. | ||||||
II
стадия
Осмысление содержания (realization of meaning): получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения. |
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного
чтения:
«инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы | |||
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. | ||||||
III стадия
Рефлексия (reflection):
Размышле - ние, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения. |
Учителю
следует:
вернуть учащихся к первоначальным записям-предположения; внести изменения; дать творческие, исследователь - ские или практические задания на основе изученной информации. |
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. | Заполнение
кластеров, таблиц;
установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов; организация различных видов дискуссий; написание творческих работ; исследования по отдельным вопросам темы и т. д. | |||
На стадии рефлексии
осуществляется анализ, творческая переработка,
интерпретация изученной |
Результаты опытного обучения во многом зависят от уровня обученности и уровня сформированности коммуникативной компетенции. Для этого сначала необходимо выявить уровень развития критического мышления у учащихся. Для этого проводилось исследование в 6 «Б» классе МОУ СОШ с УИОП № 28 г. Кирова.
Учащимся было предложено следующее задания:
На интерактивной доске нарисован кластер. В центре кластера находится слово «Friend» (Друг). Учащимся предлагается назвать слова, которые у них ассоциируются с этим словом. После предложенных вариантов был проведен анализ полученных ответов. Учащиеся должны были объяснить свои варианты ответов.
Результаты:
Во время проведения данного приема технологии развития критического мышления у учащихся 6 «Б» класса были выявлены разные уровни развития критического мышления. Все ученики предлагали разные идеи и варианты. Некоторые ученики мыслили нестандартно и это позволило выявить у них средний уровень критического мышления. Например, были предложены такие варианты ответов, как друг – это человек, который не смотря ни на что всегда с тобой; друг – это тот, кто всегда сможет заступиться за тебя; друг – этот тот, кто даже в 2 часа ночи сможет помочь тебе. Некоторые ученики выдвигали идеи, которые известны всем. Например, были предложены следующий варианты ответов, как дуг – это человек, который знает тебя очень хорошо; друг – это человек, который всегда с тобой; друг – это человек, с которым всегда можно поговорить обо всем. Этот факт позволяет судить о недостаточном уровне сформированности критического мышления.
В конце исследования, в 6 «Б» классе 6 учащихся (60 %) показали результаты развития критического мышления на среднем уровне, а оставшиеся 4 учащихся (40 %) показали низкий уровень развития критического мышления. Ни один из участников исследования не показал высокий уровень развития критического мышления.
Таким образом, из проведенного анализа уровня развития критического мышления у учащихся 6 «Б» были сделаны соответствующие выводы о дальнейшей работе на уроках английского языка и о методах развития технологии критического мышления. В ходе реализации технологии развития критического мышления с использованием мультимедийных средств необходимо учесть полученные данные об уровне развития критического мышления в данном классе, уровень имеющихся знаний по иностранному языку, умение класса работать с использованием мультимедийных средств.
2.2. Реализация опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств
Эффективности обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств способствует анализ учебно-методического комплекта, для средней ступени обучения с целью реализации программы опытного обучения.
Обучение английскому языку в 6 «Б» классе осуществляется по учебно-методическому комплекту «Английский язык. Учебник для 6 класса» под редакцией В. П. Кузовлева, Н. М. Лапы, Э. Ш. Перегудовой.
В этот учебно-методический комплекс входят: учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, книга для учителя, звуковое пособие.
Учебник состоит из разделов по отдельным темам. Эти темы отражают сферы межличностного общения, современные проблемы молодежи страны изучаемого языка, дают широкую информацию о молодежной культуре.
Основной характеристикой учебника является его коммуникативная направленность: обучение учащихся новому средству общения на функционально-ситуативной основе.
При этом были проанализированы не столько содержание всего УМК, сколько 2 аспекта:
- использование приемов развития критического мышления;
- наличие мультимедийных средств.
Упражнения.
Которые используются в учебнике
в основном направлены на совершенствование
таких видов речи, как описание,
сообщение, рассказ, пересказ, рассуждение,
высказывание.
Выполнение этих упражнений
Некоторые задания, предлагаемые авторами УМК, соответствуют технологии развития критического мышления. Так, например, во время чтения ученикам предлагается заполнять конструктивные таблицы в книге для чтения, в которых они систематизируют полученную информацию, делят ее по степени важности для понимания. Учитель, владеющий технологией развития критического мышления, учащихся может дополнять установки к упражнениям, предложенным в учебном пособии, менять последовательность упражнений, добавлять новые упражнения к конкретному тексту в зависимости от практической цели.
Что касается мультимедийных средств, то в данном учебно-методическом комплекте предусмотрена аудиозапись диалога или рассказа на каждом уроке. После прослушивания записи ученикам предлагается задание на его понимание. Класс, в котором проходило опытное обучение, был оборудован интерактивной доской, что помогло в достаточной степени достигнуть поставленных целей проведения опытного обучения.
Во
время прохождения
Таким образом, учебно-методический комплект располагает хорошей базой для использования технологии развития критического мышления с использованием мультимедийных средств, но успешность ее реализации на уроках зависит от глубины знаний и мастерства самого учителя.
Исследование проводилось с группой учащихся в составе 10 человек. Цель данного исследования – теоретически обосновать и проверить опытным путем эффективность применения мультимедийных средств при обучении учащихся критическому мышлению на уроках иностранного языка. Далее приводятся фрагменты уроков по обучению критическому мышлению с использованием мультимедийных средств в 6 «Б» классе.
Фрагмент урока №1
Тема урока: «Should we protect our environment?»
Цель урока:
1. Обсудить
проблему экологического
2. Усовершенствовать навык чтения с полным пониманием прочитанного.
Обучающие задачи:
1. Развить умение работать с текстом.
2. Научить
логически строить
Развивающие задачи:
1. Развить
умение работать с новой
2. Развить
навык систематизации
3. Стимулировать навык критического мышления и самостоятельного осмысления текста.