Обучение критическому мышлению с использованием мультимедийных средств на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и проверить опытным путем эффективность применения мультимедийных средств при обучении учащихся критическому мышлению на уроках иностранного языка.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся критическому мышлению с использованием мультимедийных средств на уроках иностранного языка
Сущность обучения учащихся критическому мышлению на уроках иностранного языка ………………………………………………………… 6
Мультимедийные средства в процессе обучения учащихся критическому мышлению …………………………………………………. 12
Особенности обучения учащихся критическому мышлению при использовании мультимедийных средств………………………………… 16
Выводы по главе 1 ………………………………………………….. 24
Глава 2. Опытное обучение учащихся критическому мышлению при использовании мультимедийных средств на уроках иностранного языка
2.1. Организация опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств ………………………….. 26
2.2. Реализация опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств …………………………. 31
2.3. Анализ эффективности проведения опытного обучения критическому мышлению с использованием мультимедийных средств …………………………………………………………………. 38
Выводы по главе 2 …………………………………………………… 41
Заключение …………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………………………….
Приложение …………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

КР Ведерникова А.В 2011 г.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

Первая  строка  –  одно слово, описывающее  тему (обычно существительное).

Вторая  строка  – два слова, описывающие тему (обычно два прилагательных).

Третья  строка – три слова, выражающие действие по теме (обычно три глагола).

Четвертая строка  –  фраза из четырех  слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – одно слово (обычно синоним  слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность темы.

     Каждый  ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы  написать пятистишье. Эффективный способ организации работы - это работа в парах. (Сухова, 2006: 32)

     Такие стихи можно составлять на отдельные  звуки, слова, грамматические конструкции и т. д.

     3. Трёхчастный дневник

     Ученики делят тетрадь на 3 колонки, озаглавленные  соответственно: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал». На 1 этапе урока заполняется  только первая колонка, остальные две  по мере продвижение от одного этапа  урока к другому.

     Используя на уроках иностранного языка некоторые  приемы формирования критического мышления, ученики получают большое удовлетворение от самого процесса обучения и от его  результатов. Вовлеченные в процесс  критического мышления, они самостоятельно добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретенные знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни, творят, учатся формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к мнению других.

     Работа  на уроках развивает такие качества, как сотрудничество, доброжелательность, ответственность каждого и чувство коллективной ответственности, толерантности. В конце любого урока виден практический результат, т. е. насколько понят и усвоен материал каждым учеником.

     Для развития критического мышления посредством аудирования и говорения можно использовать на уроках стратегию «Ассоциации» (Clustering).

4. «Ассоциации»  – обучающая стратегия, которая  побуждает к размышлениям, к обмену  мнениями по той или иной  теме.

Приемы  работы по стратегии «ассоциации» заключаются в следующем:

  1. Учитель произносит слово или фразу на иностранном языке.
  2. Затем учащимся предлагается в течение 5 – 7 минут вспомнить слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.
  3. Ключевое слово или фраза пишется в центре листа бумаги или как заглавие на доске.
  4. Учащиеся озвучивают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время.

     Разные  учащиеся вспоминают разное количество слов (в зависимости от их языковой подготовки).

     Ассоциации  – очень гибкая стратегия. Их можно выполнять индивидуально или в группах. После того, как ученики составили свои ассоциации, учитель просит нескольких учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться идеями в парах. В парной работе, таким образом, происходит взаимообучение учащихся. (Сухова, 2006: 30)

     Перечисленные выше приемы стратегии «Ассоциации» можно использовать как способ обобщения  ранее изученного материала. Этот прием  очень важен, так как позволяет  учащимся расширять лексический  словарь по той или иной теме, лучше усваивать грамматическое явление, развивать коммуникативные умения, совершенствовать навыки аудирования и говорения.

     В ходе выполнения задания проявляется  дух соревнования. Каждый ученик или  каждая группа старается придумать  как можно больше ассоциаций. Ученики работают свободно, увлеченно.

     2 стадия, стадия осмысления. Здесь  продолжается заполнение трехчастного  дневника. Также одним из технологий  на этой стадии является дерево  предсказаний  – этот приём  помогает строить предположения  по поводу развития сюжетной линии. Кроме того на данной стадии могут использоваться «толстые» и «тонкие» вопросы. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова  – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления  – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении, а также демонстрация понимания пройденного.

3 стадия, стадия рефлексии.

     Технология  развития критического мышления через  чтение и письмо (синквейн) осознанно  отказывается от традиционного авторитарного подхода в процессе обучения. Вместо этого осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений. Данная технология позволяет вовлечь каждого ученика в процесс обучения и выработать умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить и применить.

     Следует подчеркнуть, что в данной технологии, как и во многих других инновациях, принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Дети же учатся бесконфликтному обмену мнений. Безусловно, эти изменения влекут за собой определенные трудности в объективном оценивании успешности детей. Как отмечает С. Заир-Бек, не всегда можно оценить и измерить знания учащихся, когда речь идет о вопросах, не имеющих однозначного ответа. Педагог из Азербайджана, М. Ахмедова, в результате многолетнего использования на уроках активных методов обучения, проводила специальные тренинги на курсах повышения квалификации учителей по оцениванию. В результате тренинга на общем обсуждении участники пришли к выводу, «что проводить оценивание разносторонних и многогранных критериев по трех- или пятибалльной шкале просто невозможно, результаты будут поверхностны, они не побуждают оцениваемого субъекта к анализу произведенной работы» (Ахмедова, 2005: 30). В своей публикации М. Ахмедова предлагает инструменты качественного оценивания и примеры их использования (наблюдение, интервью, анкетирование, портфолио).

     Также на данной стадии можно использовать следующие приемы:

- постановка  прямых и скрытых вопросов  к тексту (учителем или учащимися);

- поиск в тексте  ответов на поставленные вопросы;

- маркировка  с использованием значков, которые  ставятся на полях;

- расположение  ключевых слов, ключевых предложений  в логической последовательности;

- графическая  систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

- ведение записей  («бортовых журналов» и др.) (Муштавинская, 2002: 31);

- чтение с  остановками ;

- дискуссии.

     Хотелось  бы привести пример А. Г. Агейчевой из Санкт-Петербурга, которая использует метод синквейна со своими учениками. Целью своей работы она поставила - изучить особенности критического мышления младших школьников в процессе анализа литературного текста и провести работу по развитию этого типа мышления.

     Большая часть занятий посвящалась работе с текстом романа Д. Дефо «Робинзон  Крузо». Остальное время занимали игры и творческие задания. Основным используемым методом работы является беседа.

     Для развития критического мышления необходимо научить элементарно анализировать  художественный текст, дать начальные  представления о художественной идеи и соотношении идеи и образа, а также анализировать литературный характер. Прежде всего, необходимо объяснить учащимся, какими приёмами пользовался писатель для создания характера своего героя. Вскрыть значение портрета литературного героя, особенности речи и поступков, окружающей обстановки, взаимоотношений с другими персонажами романа. Всё это может помочь овладеть навыками анализа текста.

     Работа  по развитию у учащихся критического мышления в первую очередь направлена на умение воссоздавать в воображении  картины жизни, созданной писателем, умение передавать свои жизненные впечатления с помощью словесного художественного образа. До изучения темы, на стадии вызова, используется приём «толстые и тонкие вопросы». Он может быть использован на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова  – вопросы до изучения темы, на стадии осмысления  – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, при размышлении  – демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого ответа. В левой колонке вопросы, требующие подробного ответа (Агейчева, 2007: 5-7.)

     Приведем  примеры «толстых» и «тонких» вопросов:

     «толстые» вопросы:     «тонкие» вопросы:

     дайте 3 объяснения,     Кто? 

     почему...?       Что?

     объясните, почему...?      Когда?

     почему  Вы думаете...?      Может...?

       почему Вы считаете...?     Будет...? 

     в чём различие...?      Мог ли...? 

     предположите, что будет,

     На  всех уроках применяется приём «кластеры» (грозди) – графический приём  в систематизации материала. Данный прием помогает постепенно систематизировать свои мысли, на которые навела информация, полученная из текста. Большой потенциал имеет этот приём на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками.

     Работа  ведется в группах по отдельным  смысловым блокам. Сперва на доске  размещается центральный кластер  «Робинзон». Следующим шагом является обсуждение в группах причин, которые  привели Робинзона на остров, и о значении жизни на острове для формирования личности Робинзона. Информация, полученная в результате размышлений учеников, записывается. Очень важным моментом является презентация новых кластеров. Задача этой формы заключается не только в систематизации материала, но и в установлении причинно-следственных связей между гроздьями.

     Рефлексия осуществляется на протяжении всего  учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При  этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывался неэффективным. Рефлексия осуществляется как в устной, так и в письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение. Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, её соотнесение с мнениями других людей. Письменная рефлексия имеет своей целью выработку навыка формулировки резюме по обсуждаемой теме и саморефлексии (Агейчева, 2007: 5-6).

     Таким образом, рассмотренные приёмы позволяют  сделать работу по развитию критического мышления учащихся более эффективной, интересной и творческой. Поэтому данные приёмы частично или полностью могут быть использованы в дальнейшей работе.

Выводы  по главе 1

  1. В настоящее время все больше внимания уделяется изучению иностранного языка посредством современных технологий, чтобы облегчить понимание нового материала, сделать его интересным для учащихся. Таким положениям отвечает технология развития критического мышления. Критическое мышление – это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Существует 4 основных варианта мышления: критическое мышление над собой, критическое мышление «для союзника», критическое мышление «на противника», критическое мышление «от себя». Особенности обучения критическому мышлению заложены в технологии развития критического мышления, в которой выделяют три стадии: стадию вызова, где учитель создает проблемную ситуацию; стадию осмысления, в которой учащиеся знакомятся с новой информацией; стадию рефлексии, которая включает размышление, анализ, творческую интерпретацию.
  2. Современные мультимедийные средства становятся все более распространенными в школе, что вносит значительные изменения в учебный процесс: появляются новые задачи, решаемые с помощью мультимедийных средств: поддержка учебной работы; обеспечение реальной коммуникации с носителями языка; обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам; обеспечение взаимодействия между педагогами, обмен педагогическим опытом и дидактическими материалами. Широко применяются презентации Power Point, документы Microsoft Word, электронные учебники, интерактивные доски. Основная проблема в реализации использования и применения мультимедийных средств на уроках заключается в обучении самих учителей в использовании данных средств. Необходимо проводить специальные курсы для обучения учителей по использованию мультимедийных средств и дальнейшее повышение профессионального уровня.
  3. Приемы обучения критическому мышлению можно разделить в соответствии со стадиями технологии развития критического мышления. На первой стадии, стадии вызова, используются прием речевой зарядки, «пятистишье», трехчастный дневник, «ассоциации». На стадии осмысления  продолжается заполнение трехчастного дневника. Также на данной стадии используются прием дерева предсказаний и «толстые» и «тонкие» вопросы. На стадии рефлексии используются следующие приемы: постановка прямых и скрытых вопросов, поиск в тексте ответов на поставленные вопросы, маркировка текста, расположение ключевых слов, предложений в логической последовательности, кластеры, таблицы, схемы, чтение с остановками, дискуссии.

Информация о работе Обучение критическому мышлению с использованием мультимедийных средств на уроках английского языка