Новые информационные технологии в обучении иностранным языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:10, реферат

Описание работы

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Работа содержит 1 файл

Новые информационные технологии в обучении иностранным языка.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Новые информационные технологии в обучении иностранным  языка  

     В  последние годы всё чаще поднимается  вопрос о применении новых  информационных технологий в  средней школе. Это не только  новые технические средства, но  и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.  

     Задача  учителя состоит в том, чтобы  создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя -  активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий,  Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Знакомство с некоторыми компьютерными обучающими программами побудило меня изменить своё отношение к преподаванию иностранного языка. в школе.  

Звук, цвет, изображение.  

Перед тобой  дисплей и мышь.  

Какое это наслаждение,  

Ты по-английски  говоришь!  

Учитель электронный  светит,  

С него не сводишь  глаз.  

Задай вопрос, и  он ответит,  

И будет повторять  хоть сотню раз.  

На экране – мир волшебный,  

Управляемый тобой.  

Ты не просто наблюдатель,  

А участник и  герой!   

       Эти строки в какой-то мере  характеризуют процесс обучения  с помощью .  Разнообразие тем,  видов деятельности, красочность,  увлекательность компьютерных программ вызвали огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д. Существующие сегодня в продаже компьютерные обучающие программы по иностранным языкам не всегда отвечают основным требованиям школьных программ, они предназначены, в основном, для индивидуальных занятий, для самостоятельного изучения иностранных языков.  И, в то же время, без опытного преподавателя такой способ изучения языка является мало эффективным. Конечно, в настоящее время, созданы компьютерные программы, поддерживающие уже существовавшие ранее курсы изучения иностранных языков, например, "Reward". Обучение по таким программам проводится в определённой системе. И это замечательно! Но не каждая школа сегодня может позволить себе приобрести такие дорогостоящие учебники и СD-ROM-диски к ним. Я же использую на уроках такие компьютерные программы, как  Triple play plus in English, English on holidays, English Gold, "Hello, America!", "Bridge to English",  "Professor Higgins", "English for communication", "Tripple play plus in German", "Deutsch Gold", "Berlitz German", "Russtel Test" "Говорящий оксфордский словарь", немецко-русский словарь "Polyglossum" и другие. Практически к каждому разделу учебника можно подобрать материал одной из названных программ и использовать её фрагмент на уроке. как вспомогательное  средство при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтения и письма, а так же, при тестировании. Учащиеся работают с компьютерными программами не весь урок, а только часть его, примерно 10-15 минут.   

     Мне  потребовалось немало времени,  чтобы изучить компьютерные программы  обучения английскому и немецкому  языкам и выбрать материал, соответствующий  школьным программам для разного  возраста. Всего один день в  неделю в течении трёх лет я имела возможность проводить уроки иностранного языка в компьютерном классе. Эти уроки отличались своим разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью. Каждый ученик, даже самый слабый, проявлял свои умения, азарт соревнования заставлял его добиваться лучших результатов. Затем в школе появилась возможность оснащения кабинета иностранного языка компьютерной техникой. В настоящее время в кабинете иностранного языка имеется восемь современных компьютеров с мультимедийным обеспечением, аудио и видео техника.  

     Бытуют  опасения, что техника может вытеснить  учителей.  Некоторые учителя  скептически относятся к такой  методике: “Зачем это нужно? Имеется  много новых учебных пособий,  аудио и видео программ, да, и  лучше самого учителя никто не научит”. Возможно, они правы. Но я и не говорю, что живого учителя надо заменить на электронного. Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся,  компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание детям, отстающим в учёбе. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на дискете или через Интернет. 

 Соответствие  мультимедийных средств устным  темам учебника 5-6 классов "Happy English I " Т.Б. Клементьевой  

Устная тема Компьютерная программа  

Unit 1  Hello "Hello America!" Фразы. Приветствие. "English on Holidays" Первые слова 

Unit 2  Nice to meet you "Hello America! Фразы. Знакомство. "English on holidays" Первые слова. "Bridge to English" Урок 1 Разговор. Знакомство. 

Unit 3 Meet the Family " English Gold" Картинки "Bridge to English" Урок 2. Лексика. Члены семьи 

Unit 4 Would You Like a Cup of tea? "Triple play plus in English" Диалог. In the cafe."Bridge to English" Урок 7.Лексика. Ресторан, еда. 

Unit 5 At Home "Triple play plus in English" Слова в картинках.Диалог. Home and Office. "English Gold"Картинки.  "Bridge to English"Урок 6. Лексика. Предметы обихода. Кухонная утварь. Урок 12. Лексика. Квартира, мебель. Урок 14. Лексика. Дом, сад. 

Unit 6 Asking the Way "Hello America! "Фразы. Путешествие и достопримечательности. Диалог. Как узнать долрогу "Bridge to English" Лексика. Улица, транспорт.Диалог. Экскурсия по Лондону. 

Unit 7 At a Department Store "Triple play plus in English" Диалог. Sopping for clothes "Hello America!" Диалог. In the shop. "Bridge to English" Урок 4 Лексика. Магазин, бытовые приборы. 

Unit 8 At a Food Shop "Triple play plus in English"Диалог.  At the market  "Bridge to English"Лексика. Ресторан, еда.  

Unit 9 Takeaways Cafes "Triple play plus in English" Диалог. At the market "Hello, America!" Диалог. Ресторан, сафе. "Bridge to English"Урок 7. Диалог. Заказ блюд в ресторане. 

Unit 10 A Look at British Histiry "Bridge to English" Урог 1 Диалог. В портретной галерее.  Урок 11. Лексика. Картинная галерея. 

Unit 11 Sightseeing in London "Hello, America!" Фразы. Путешествие и достопримечательности."Bridge to English" Урок 20. Лексика. Экскурсия, достопримечательности. Диалог. Беседа о Лондоне. Разговор. Впечатления о Лондоне. 

Unit 12 Parties and Holidays "English Gold" Картинки."Bridge to English" Урок 4. Разговор. Планы на отпуск. Урок 7. Разговор. Как провести Вечер? Урок 14. Диалог. Приём Друзей.  
 
 
 

  

Формы работы с  компьютерными обучающими программами  на уроках иностранного языка 

1. Изучение лексики. 

     При  введении и отработке тематической  лексики, например покупки, продукты  питания, одежда и т.д.,  можно  использовать  компьютерные программы  “Triple play plus in English”, “English on holidays”,  “English Gold' и другие. Этапы работы  с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль. 

На примере  компьютерной программы "English on holidays" рассмотрим эти этапы. 

На I-м этапе - введение лексики, например, по теме "Weather". Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег-snow,  ливень-shower, гроза-thunderstorm, пасмурно-humidity, изморозь-drizzle, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold, облачно-cloudy, град-hail и другие. Затем следуют фразы:  

What a beautiful day! - Какой  прекрасный день! 

What awful weather! - Какая  ужасная погода! 

Is it usually as hot as this? - Здесь всегда так жарко? 

What's the forecast for tomorrow? - Какой прогноз погоды на завтра? 

It's windy! - Дует сильный ветер! 

It's raining - идёт  дождь 
 

Учащиеся смотрят  и слушают. Время работы - примерно 1 минута. 

На II-м этапе  идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель  или учащийся переключает программу  с автоматического режима в обычный, щёлкает мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы -  примерно   5 - 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы. 

На III-м этапе  проводится  контроль изученной  лексики. Учащиеся выбирают задание, содержащее разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах.  Конечно, каждый ученик стремится добиться  лучших результатов. 

Если в классе только один компьютер, он используется как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики.  Контроль тематической лексики можно осуществлять индивидуально используя раздаточный материал - карточки.  Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы, например:  

Укажите правильный вариант перевода 

снег - tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm, boxing, basketball  

Какое из написанных слов является лишним по смыслу 

winter, February, cool, december, November, January  

Выберите самую  подходящую фразу к данному слову - warm. 

What awful weather!  It's windy!  Is it usually as hot as this?   It's too dark.  It's raiming.  

Выберите самую неподходящую фразу к данной - What's the forecast for tomorrow? 

What awful weather!  It's windy!  It's raining.  I can't sleep.   Is it usually as hot as this? What a beautiful day! 

Компьютерная  программа "English on holidays" охватывает лексический материал по теме "Город" и позволяет контролировать лексику сразу по всем разделам темы. В этом случае  предлагается большее количество вопросов: 60, 90, 120. 

  

2. Отработка  произношения. 

     Многие  обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых   видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу. . Правда, такой вид работы требует много времени, но, всё же, несколько минут урока можно посвятить этой работе, тем более, что она имеет положительный результат. А во внеурочное время или дома при наличии необходимых условий можно тренироваться дольше. Многие компьютерные программы позволяют работать с микрофоном, но наиболее подходящая, на мой взгляд, обучающая программа "Профессор Хиггинс".  Она полезна как на начальном этапе обучения английскому языку, так и на последующих этапах.  Я использую эту программу на уроках во время фонетической зарядки, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки, например: 

 Peter Piper picked a peck of pickled pepper,                                         Swan swim over the sea 

A peck of pickled pepper Peter Piper picked.                                         Swim, swan, awim.    

If Peter Piper picked a peck of pickled pepper,                                       Swan swam back again.  

Where's the peck of pickled pepper Peter Piper picked?                         Well swum, swan.    

  

3. Обучение диалогической  речи. 

     Приведу  пример работы с диалогами  компьютерной программы "Triple play plus in English". Из предложенных 12 диалогов, выбираем один, например "В кафе". На экране появляются несколько  картинок - сцен данного диалога. 

I - этап - знакомство с диалогом. 

Good morning! 

Good morning! 

What would you like? 

I'd like some coffee, please. 

Do you want milk in your coffee? 

Yes, please. 

Hey, this coffee is too cold. 

I'm sorry. 

here is some hot coffee. 

Thank you. 

How is it now? 

It's just right. 

Would you like some more coffee? 

No, thanks. 

How much is it? 

Ninety - five cents, please. 

Thank you. Have a nice day. 

Good bye.  
 
 

II - этап - разучивание  диалога. 

     При  наличии нескольких компьютеров  в классе учащиеся работают парами или группами по 3 человека. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Младшие школьники могут выполнять упражнения на составление данных предложений из группы слов, например: like, lyke, what, you, wood, your, yu, would. Ученик  наводит стрелку на нужное слово, щёлкает мышкой, чтобы составить предложение What would you like? и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой форме осваивают правописание и разучивают диалог. 

III - этап - инсценирование  диалога.  

     Учащиеся  воспроизводят диалог сначала  с опорой на картинки, затем  инсценируют его самостоятельно. 

Информация о работе Новые информационные технологии в обучении иностранным языка