Новые информационные технологии в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся но основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая том самым синергизм педагогического воздействия.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

  Сахалинский Государственный Университет

  Институт  Естественных Наук

  Курсовая  работа

  Тема: Новые информационные технологии в образовании

  Руководитель:

  Выполнил:

  Группа:

  Дата:

  Оценка:

  Южно-Сахалинск

  2002г.

  Введение

  Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

  Информатизация  общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит  в том, что доминирующим видом  деятельности в сфере общественного  производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

  • активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов,

  • интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

  • высокий  уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

  Применение  открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива  информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы  управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно—технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

  Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого—педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

  • совершенствование  механизмов управления системой образования  на основе использования автоматизированных банков данных научно— педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

  • совершенствование  методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных  форм обучения, воспитания, соответствующих  задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно—учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

  • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

  Информатизация  образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся но основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая том самым синергизм педагогического воздействия.

  Возможности средств новых  информационных технологий

  Понятие информационной технологии

   
Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

  К СНИТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального  оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода—вывода информации, средства ввода  и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии Мультимедиа и систем "Виртуальная реальность"); современные средства связи; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.

  Роль средств  новых информационных технологий в  образовании

  Ускорение научно—технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров, поставило перед современной педагогической наукой важную задачу — воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи — выполнение социального заказа общества — коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно — вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе СНИТ, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

  Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию СНИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач — как учебных, так и практических.

  Не менее  важна задача обеспечения психолого— педагогическими и методическими  разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования СНИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

  Актуальность  вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями  индивида к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества этана информатизации.

  Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает  предпосылки для небывалой в  истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

  • незамедлительная обратная связь между пользователем  и СНИТ;

  • компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и 
"виртуальных";

  • архивное хранение достаточно больших объемов  информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и  обращения пользователя к центральному банку данных;

  • автоматизация  процессов вычислительной информационно—поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

  • автоматизация  процессов информационно-методического  обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

  Реализация  вышеперечисленных возможностей СНИТ позволяет организовать такие виды деятельности как.

  • регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка  информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;

  • интерактивный  диалог — взаимодействие пользователя с программной 
(программно—аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;

  • управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);

  • управление отображением на экране моделей различных  объектов, явлений, процессов, в том  числе и реально протекающих;

  • автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов  учебной деятельности, коррекция  по результатам контроля, тренировка, тестирование.

  Ввиду того что вышеперечисленные виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, назовем ее информационно-учебной деятельностью.

  Педагогические  цели использования СНИТ

  Развитие  личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества

  • развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно—образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

  • эстетическое воспитание (например, за счет использования  возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);

  • развитие коммуникативных способностей

  • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

  • развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);

  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет-использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).

  Реализация  социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества

  • подготовка специалистов в области информатики  и вычислительной техники;

  • подготовка пользователя средствами новых информационных технологий.

  Интенсификация  всех уровней учебно-воспитательного  процесса

  • повышение  эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей СНИТ;

  • обеспечение  побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности);

  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.

  Направления внедрения СНИТ в образование

  СНИТ могут  быть использованы в качестве:

  1) Средства  обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество. При этом обеспечивается:

  • реализация возможностей программно-методического  обеспечения современных 
ПЭВМ и лр. в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций. осуществления тренировки, контроля за результатами обучения;

Информация о работе Новые информационные технологии в образовании