Модульное обучение как средство организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках практической грамматики немецкого языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:38, реферат

Описание работы

Изучение иностранного языка даёт студентам неоспоримые преимущества, раскрывает новые перспективы и возможности, которые, прежде всего, проявляются в рамках расширения границ человеческого общения. Как известно, общение помогает решать многие проблемы, стирать межнациональные границы, искать новых знакомых и повышать интеллектуальные способности, иностранный язык является “визитной карточкой” современного человека.

Работа содержит 1 файл

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

учреждение  образования

“речицкий государственный педагогический колледж” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Модульное обучение                                                   как средство организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках практической грамматики  немецкого языка 
 
 
 
 
 
 

                                                                     

                                                                                            Преподаватель

                                                                                            нем.языка I категории

                                                                                            Войтова Н.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Речица 2011

      Изучение  иностранного языка даёт студентам  неоспоримые преимущества, раскрывает новые перспективы и возможности, которые, прежде всего, проявляются в рамках расширения границ человеческого общения. Как известно, общение помогает решать многие проблемы, стирать межнациональные границы, искать новых знакомых и повышать интеллектуальные способности, иностранный язык является “визитной карточкой” современного человека.

     Наблюдения  показывают, что владение иностранным  языком на уровне пользователя является одним из обязательных требований при  устройстве на перспективную работу, предоставляет реальные возможности карьерного роста и обеспечивает трудоустройство в других странах. На современном этапе отход от традиционных форм обучения к инновационным способствует успешному формированию языковой личности.

     Успех на практике достигается благодаря использованию информационных, модульно-блочных, проектных технологий, а также технологии языковых портфелей. Хотелось бы кратко остановиться на модульно-блочной технологии. 

     Отличия модульного обучения от других технологий:

  • содержание обучения должно быть представлено в законченных

    самостоятельных комплексах; каждый ученик получает от учителя            в письменной форме советы: как  рациональнее действовать, где

    найти нужный учебный материал и т.д.;

  • модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя

    с учащимися, он общается с ними как посредством  модулей, так и 

    непосредственно – с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести  обучение на субъект-субъектную основу. Отношения учителя и учащихся становятся более паритетными;

  • наличие модулей с печатной основой позволяет учителю

    индивидуализировать  работу с отдельными учениками путём  консультирования каждого из них,  дозированной персональной помощи.

      Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета. Другой критерий связан с необходимостью осуществлять дифференциацию учебного содержания. Нижним пределом будет уровень обязательной подготовки. Другой уровень – выше обязательного. Важным критерием построения модуля является структуирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обощение, систематизация. И здесь есть большая  возможность осуществить проблемность в обучении.

      Введение  модулей в учебный процесс  нужно осуществлять постепенно.

Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной.

      Практическая  задача обучения иностранному языку  в школе состоит в том, чтобы  учащиеся в определённой мере овладели иностранным языком как средством общения. Языком как средством общения можно пользоваться по-разному: в устной речи (для устного сообщения своих мыслей и понимания чужих, воспринимаемых на слух) и в письменной речи (для чтения текстов и для письма). Однако умение свободно выражать свои мысли на иностранном языке и понимать чужую речь, устную и письменную, может быть достигнуто лишь в том случае, если учащиеся, помимо определённой суммы образов данного языка, усвоят и основы его теории: грамматику, фонетику, орфографию, лексику, словообразование, а затем с помощью достаточно длительных упражнений овладевают языком как средством общения.

      Остановимся на грамматике. Грамматика – это  собрание правил об изменении слов и сочетании слов в предложениях. Она даёт возможность облечь человеческие мысли в материальную языковую оболочку. Грамматику невозможно отрывать от речи, без грамматики не мыслится овладение какой-либо формой речи, так как грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. Характерной особенностью грамматики является то, что она, абстрагируясь от частного и конкретного, берёт то общее, что лежит в основе изменения слов и их сочетаний в предложениях и строит из него грамматические правила.

      Из  вышесказанного следует, что грамматика имеет важное практическое значение. Удобнее всего разрабатывать  модули для обучения грамматике, так  как именно грамматика вызывает наибольшие трудности в обучении, именно из-за незнания грамматики учащиеся делают многочисленные ошибки в устной и письменной речи. Поэтому будем рассматривать модули для обучения грамматике. На примере данных учебных модулей расмотрим основные моменты их построения и испозования на практике.

      Модульное обучение получило своё название от термина “модуль”, означающего “функциональный узел”. Сущность модульного обучения сводится к самостоятельному овладению студентами определёнными умениями и навыками в учебно-познавательной деятельности. Модульное обучение предполагает чёткую структуризацию содержания обучения. Оно обеспечивает развитие мотивационной сферы студентов, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умений самоуправления своей познавательной деятельностью.

     Модуль  создаёт положительные мотивы к  обучению, как правило, благодаря своей занимательности, эмоциональному содержанию, учебному поиску и опоре на жизненный опыт. Основными средствами модульного обучения служат учебные модули. Мною, как преподавателем иностранного языка, была разработана и апробирована целая серия модулей по грамматике, так как этот аспект является для большинства студентов одним из наиболее сложных. Как показывает практика, именно незнание грамматики вызывает значительные трудности в овладении иностранным языком, является источником многочисленных ошибок как в устной, так и в письменной речи.

     Выполнение  элементов модульного блока осуществляется в течение           45 минут после предварительного изучения или повторения основного  грамматического материала. Обычно модуль состоит из 6-7 элементов.

     УЭ-5,6 –  предусматривает обобщение  содержания и составление краткого резюме.

     УЭ-7 –  подводит итоги.

     К модулю прилагаются  “упражнения”, “листок контроля” и “схема уровня знаний”.

     При разработке модулей мною преследовалась цель  –  разбить учебный материал на отдельные взаимосвязанные элементы, каждый из которых представлял бы собой специально разработанный и оформленный учебный вопрос. Перед студентами же, в ходе работы над модулем, ставилась задача самостоятельно (или с определённой долей помощи педагога) достичь конкретных целей учебно-познавательной деятельности и запомнить грамматический материал по схеме “всеобщее-единичное”. Положительная роль модульного обучения связана с осознанием каждым студентом перспектив обучения и непосредственная ориентация на самостоятельную работу.

     В качестве примера хотелось бы привести фрагмент одного из модулей.

     Модуль. Тема: “Das   Präteritum„

УЭ-0

Интегрирующая цель:

  1. Повторить способ образования прошедшего простого времени.
  2. Повторить правильные и неправильные глаголы.
  3. Проверить уровень усвоения темы самостоятельно, в парах, в группах, по листкам контроля.

УЭ-2

Проверка  изученного материала:

Входной контроль

Цель: проверить  усвоение прошедшего простого времени.

  1. Когда употребляется простое прошедшее время?
  2. Как образуется прошедшее простое время?
  3. В чём специфика образования вопросительной и отрицательной формы?

    Выполняйте  задание устно.

    Контроль  фронтальный.

УЭ-2

Закрепление пройденного материала

Цель: сформировать навыки употребления прошедшего простого времени в упражнениях.

  1. Выполнить упр. 1.
  2. Проверить правильность выполнения задания по листку контроля.
  3. Поставьте оценку за выполнение работы по схеме уровня знаний.
  4. Выполнить упр. 2.
  5. Проверить правильность выполнения упражнения по листку контроля.
  6. Поставьте оценку за выполнение упражнения по схеме уровня знаний.

    Выполняйте  задания письменно.

    Выполнение  проверяйте по листку контроля. 

    УЭ-3

    Закрепление пройденного материала

    Цель: Сформировать умения употреблять вопросительные и отрицательные предложения  в прошедшем простом времени.

  1. Вспомнить порядок слов в вопросительных предложениях.
  2. Выполнить упр. 3.
  3. Проверить правильность выполнения упражнения по листку контроля.
  4. Поставьте оценку за выполнение упражнения по схеме уровня знаний.

    Выполняйте  задание самостоятельно, устно.

    Выполняйте  задание письменно.

    Контроль  выполнения в парах. 

    УЭ-4

    Закрепление пройденного материала

    Цель: Сформировать умение перевода предложений  с прошедшим простым временем с родного языка на немецкий язык.

    1. Выполнить упр. 4.
    2. Проверить правильность выполнения упражнения по листку контроля.
    3. Оцените свою работу по схеме уровня знаний.

    Выполняйте задание письменно.

   

     УЭ-5

     Закрепление пройденного  материала

     Резюме: Повторите способ образования прошедшего простого времени.

     Выполняйте задание устно всей группой. 

     УЭ-6

     Подведение итогов:

    1. Оцените уровень освоения темы.
    2. Проанализируйте свои ошибки.

    Смотри  схему уровня знаний 

Упражнения  к учебным элементам  модуля „Das Präteritum“

  1. Образуйте прошедшее время от подчёркнутых глаголов.
  2. Ich spreche  Deutsch.
  3. Es  regnet.
  4. Meine Schwester arbeitet hier.
  5. Wir schreiben ein  Diktat.
  6. Ich gehe  spazieren.

Информация о работе Модульное обучение как средство организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках практической грамматики немецкого языка