Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:38, реферат
Изучение иностранного языка даёт студентам неоспоримые преимущества, раскрывает новые перспективы и возможности, которые, прежде всего, проявляются в рамках расширения границ человеческого общения. Как известно, общение помогает решать многие проблемы, стирать межнациональные границы, искать новых знакомых и повышать интеллектуальные способности, иностранный язык является “визитной карточкой” современного человека.
Листок контроля к модулю.
“Das
Präteritum„ ( Schleissel).
Он включает в себя ключи для проверки правильности выполнения заданий. Примером применения технологии модульного обучения может служить упражнения, разработанные по теме «Страдательный залог». Для облегчения понимания грамматического материала, учителем готовится так называемый грамматический справочник по данной теме, представляющий собой краткое изложение материала, содержащий схемы и примеры.
В содержании урока с полной деятельностью учащихся содержатся учебные элементы.
УЭ-0: определение целей трёх уровней сложности, которые должны быть достигнуты в процессе работы над модулем.
УЭ-1, УЭ-2: закрепление нового материала. Для этого учителем разработаны задания различного характера. Например, для первого уровня сложности предлагаются упражнения:
Для второго уровня сложности может быть предложено следующее:
Для третьего уровня подойдут более сложные задания:
нужную форму страдательного залога.
предложения о себе.
адресуй их директору колледжа. Представь себя на его месте и дай на них ответы.
Упражнения могут быть самыми разнообразными, но учитель должен помнить принцип «простого к сложному предложению». Ученикам предлагаются ключи для проверки правильности выполнения заданий.
УЭ-3 даёт ученикам возможность рефлексии. Ребята могут критически оценивать ситуацию и, как правило, им нравятся такие уроки.
Домашнее задание разрабатывается к каждому уроку цикла с учётом трёх уроков при изучении вопросительной формы Das Präseins Passiv, ученикам предлагаются к нему следующие задания:
Präseins Passiv.
вопросы.
содержащих Präseins Passiv.
После того как ученики отрабатывают цикл по определённой теме грамматический тест, за который, как свидетельствует практика, не бывает отметок, по себе является большим успехом для слабых и неуверенных в себе ребят.
«Модульное обучение заключается в разбивке учебного материала на отдельные взаимосвязанные учебные элементы, каждый из которых представляет собой специально разработанный и соответственно оформленный учебный вопрос», – такое определение даёт В.В. Валетов [18, с. 14]. Он считает, что в условиях социально-экономических преобразований внедрение гибкой модульной системы обучения является особенно актуальным. Эта система позволяет индивидуализировать учебный процесс, учитывая степень подготовленности, интересы и способности учащихся. Немаловажно и то, что модульное обучение дополняет традиционные формы подготовки и может быть использовано как самостоятельно, так и в сочетании с ними [18, с. 14].
Модульное обучение (по Т.И. Шамовой) – это один из путей реализации личностно-ориентированного педагогического процесса. Модульное обучение предполагает строгое содержание учебного материала, чёткие требования к знаниям и способам деятельности, алгоритмизацию труда [133].
К ведущим принципам модульного обучения относятся следующие:
Данные
принципы и их содержание
принцип | содержание |
1) модульность | Обучение строится по отдельным функциональным узлам-модулям, предназначенным для достижения конкретной цели. Каждый модуль должен быть представлен законченным блоком, интегрирующим различные виды и формы обучения. В последствии из них возможно формирование единого содержания обучения. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Основание учебного материала происходит в процессе завершённого цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности |
2) структуризация содержания обучения на обособленные элементы | Учебный материал должен быть представлен в рамках одного модуля как единое целое, направленное на решение интегрированной цели |
3) динамичность | Содержание модуля может изменяться в зависимости от социального заказа. Он помогает разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала |
4) действенность и оперативность знаний в их системе | Цели в модульном обучении должны формулироваться в терминал методов деятельности и способов действий. Кроме того, обучение должно строиться на основе проблемного подхода к усвоению знаний |
5) гибкость | Структура модулей должна быть такой, при которой обеспечивается лёгкое приспособление содержания обучения и возможность его применения к индивидуальным особенностям обучаемых. При реализации данного принципа необходима индивидуализация технологии обучения, которой должна предшествовать исходная диагностика знаний и анализ потребности обучения со стороны обучаемого, его психомоторных характеристик |
6) осознанной перспективы | Для глубокого понимания учащимися стимулов на всех этапах обучения в каждой индивидуальной программе указывается комплексная дидактическая цель, осознаваемая как лично значимый ожидаемый результат |
7) разносторонность
методического |
Предполагаются паритетные отношения между учителем и учащимися. Основная функция учителя в модульном обучении, основывающаяся на индивидуальном подходе к каждому ученику – консультационно-координирующая |
Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у учащегося навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные знания и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления.
Модульные
программы и модули строятся с
целевым назначением
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, так как в него входят: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения.
Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит себе не только указание на объём изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал.
Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения становятся паритетными, равными между учителем и учеником.
В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Модульная
система организации
Рассмотрим
последовательность действий учителя
при составлении модульной
В процессе подготовки перехода на модульное обучение учитель, прежде всего, должен разработать свою модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю необходимо выделить основные научные идеи курса. Затем необходимо структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определённые блоки. После чего формируется комплексная дидактическая цель.
Она имеет два уровня: уровень усвоения учебного содержания учеником и ориентация его использования в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем. Программа должна иметь название. Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), и формируются модули, то есть каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель.
Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели (КДЦ). Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.
В результате создаётся дерево целей: вершина дерева – комплексная цель для модульной программы; средний слой – интегрирующие дидактические цели для построения модулей; нижний слой – частные дидактические цели для построения учебных элементов. При разработке модульных программ учителю следует хорошо знать основные принципы построения модульных программ [27]. Они будут следующими: