Организация интерактивной деятельности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 03:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяет его цели и задачи, выбор объекта, предмета исследования.
Объект исследования – обучение иностранному языку.
Предмет – организация интерактивной деятельности.
Цель – изучить, выяснить и выявить организацию интерактивной деятельности.
Задачи курсовой работы:
– дать понятие интерактивной деятельности;
– изучить интерактивную деятельность учащихся как условие реализации целей обучения;
– рассмотреть пути и формы организации интерактивной деятельности учащихся, такие как, обучение в сотрудничестве, проектная работа и игровые методы;
– проанализировать учебник английского языка и задания в нем, предполагающих интерактивную деятельность учащихся.

Содержание

Введение……………………………………………………….………….4
Глава I. Теоретические основы организации интерактивной деятельности учащихся………………………………………………………………..5
1.1.Понятие «интерактивная деятельность»………………………..…5-7
1.2. Интерактивная деятельность учащихся как условие реализации целей обучения…………………………………………………………………...……7-10
Глава II. Пути и формы организации интерактивной деятельности учащихся………………………………………………………………………11-12
2.1. Обучение в сотрудничестве………………………………………12-14
2.2. Игровые методы……………………………………………………14-20
2.3. Групповая работа………………………………………………….20-25
Глава III. Анализ учебника английского языка Афанасьева О.В. и Михеева И.В. “English” для 6 класса…………………………………..….26
3.1. Общая характеристика УМК……………………………………..26-29
3.2. Анализ заданий, предполагающих интерактивную деятельность учащихся……………………………………………………………..……………29-30
Заключение……………………………………………………..………31-32
Список использованной литературы…………………………..….…33-34

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

       им. М.АКМУЛЛЫ 

     КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ  ЯЗЫКОВ И 2-ГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 

     ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 
 

     Выполнил: Мухаметьянова Л.Р.

     302 группа 

     Проверил: к.п.н., доцент

     Мустафина Ф.Ш. 
 
 
 
 

     Уфа 2011

     Содержание:

     Введение……………………………………………………….………….4

     Глава I. Теоретические основы организации интерактивной деятельности учащихся………………………………………………………………..5

     1.1.Понятие «интерактивная деятельность»………………………..…5-7

     1.2. Интерактивная деятельность учащихся как условие реализации целей обучения…………………………………………………………………...……7-10

     Глава II. Пути и формы организации интерактивной деятельности учащихся………………………………………………………………………11-12

     2.1. Обучение в сотрудничестве………………………………………12-14

     2.2. Игровые методы……………………………………………………14-20

     2.3. Групповая работа………………………………………………….20-25

     Глава III. Анализ учебника английского языка Афанасьева О.В. и Михеева И.В. “English” для 6 класса…………………………………..….26

     3.1. Общая характеристика УМК……………………………………..26-29

     3.2. Анализ заданий, предполагающих интерактивную деятельность учащихся……………………………………………………………..……………29-30

     Заключение……………………………………………………..………31-32

     Список  использованной литературы…………………………..….…33-34

     Приложение…………………………………………………….………35-39 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Выбор темы обуславливается ее актуальностью. В основе современных инновационных технологий лежит личностно – ориентированное обучение. В практике преподавания иностранного языка применяется ряд личностно – ориентированных технологий. Технология интерактивного обучения одна из них. Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.) Технология обучения во взаимодействии основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. Конечно, для опытных педагогов не новы такие формы обучения во взаимодействии, как - диалогическая, парная; - полилогическая; - групповая; - игровая. Это так называемее традиционные формы обучения. Главная же идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе! Это делает процесс изучения предмета интересным, формирует и развивает у учащихся мотивированный интерес к предмету. Используемые методы интерактивного обучения направлены на усиление роли активности учащихся.

       В настоящее время существует  противоречие между потребностью  общества в социально активной, творческой, самостоятельной личности и реальным состоянием учебного процесса в отечественной школе. Поэтому применение интерактивного метода обучения в школе является сегодня очень актуальным. Хотя мнения педагогов на интерактивные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Но применение интерактивных форм урока обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, заставляет его идти в ногу со временем. Целью применения интерактивного метода обучения является формирование мотивированного интереса к английскому языку, создание условия для развития речевой компетенции учащихся в различных видах речевой деятельности, которая ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих вопросов. Задача состоит в том, чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиваться того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе.

     Актуальность  исследования определяет его цели и  задачи, выбор объекта, предмета исследования.

     Объект  исследования – обучение иностранному языку.

     Предмет – организация интерактивной деятельности.

     Цель  – изучить, выяснить и выявить  организацию интерактивной деятельности.

     Задачи  курсовой работы:

     – дать понятие интерактивной деятельности;

     – изучить интерактивную деятельность учащихся как условие реализации целей обучения;

     – рассмотреть пути и формы организации интерактивной деятельности учащихся, такие как, обучение в сотрудничестве, проектная работа и игровые методы;

     – проанализировать учебник английского  языка и задания в нем, предполагающих интерактивную деятельность учащихся. 
 
 
 
 

     Глава I. Теоретические основы организации интерактивной деятельности учащихся. 

     Наргужина Д.С. в своей работе «Активизация речемыслительной деятельности учащихся через интерактивный метод обучения» говорит, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности. Сотрудничество же на уроке, в процессе обучения – это самая высокая планка для учителя. Кто умеет брать её – тот имеет результаты, которыми можно гордиться. Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Это мы и постараемся выяснить в нашем исследовании.[11] 

     1.1. Понятие «интерактивная деятельность». 

     Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» – взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.).[16]

     Интерактивное обучение – это обучение, погруженное  в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.

     Как утверждает Гилязова А.К, учитель английского  языка, в своей статье «Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка», интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.[6]

     Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:

    • познавательную;
    • коммуникативно-развивающую;
    • социально-ориентационную.
    • И позволяет:
    • реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;
    • формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
    • усилить мотивацию к изучению предмета;
    • создать благоприятную атмосферу на уроке;
    • исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
    • самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;
    • отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

     В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

     – решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)

     – оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

     Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными  принципами. Например, найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

     – задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);

     – в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);

     – учитывала бы личностные особенности учителя: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.[2]

     Использование интерактивной деятельности позволяет:

     – активизировать внешнюю и внутреннюю активность учащихся;

     – развивать у учащихся способность самостоятельно осуществлять коммуникативную деятельность на изучаемом языке;

     – вовлекать всех учащихся в коммуникативно-познавательную деятельность;

     – значительно увеличить время  говорения каждого ученика;

     – развивать у учащихся творческий потенциал;

     – поддерживать интерес к изучению иностранного языка;

     – развивать у учащихся умение работать в коллективе;

     – учитывать индивидуальные особенности  учащихся. 

     1.2. Интерактивная деятельность учащихся как условие реализации целей обучения 

     Слова "цель" и "задача" часто употребляются  либо как абсолютные синонимы, либо дифференцируются недостаточно чётко. Под целью понимается результат решения большой, всеобъемлющей задачи, которая заключается в том, чтобы привести иностранца от незнания языка к определённому владению им.

     В современной методике принято выделять три цели обучения: практическую, общеобразовательную и воспитательную.

     Практическая  цель обучения означает прежде всего  практическое овладение языком как средством общения. Однако это достаточно широкое понимание цели дифференцируется в зависимости от конкретных условий обучения языку. Так возникает проблема уровня практического владения языком и необходимость выделять промежуточные и конечные цели обучения по каждому виду речевой деятельности и аспекту языка в рамках определенного этапа и профиля обучения.

     Цели  обучения могут также быть избирательными (например, овладение навыками и  умениями устной речи или чтения научно-технической  литературы) и комплексными (умение воспринимать речь на слух, говорить, читать, писать по-русски).

     С помощью практической цели обучения характеризуют ряд умений, необходимых для успешного овладения языком. Это умения пользоваться литературой, работать со словарем, владеть приемами, обеспечивающими запоминание слов и правил и их извлечение из памяти. Таким образом, в процессе достижения практических целей преподаватель должен уделять внимание и формированию у учащихся умений технологического характера, облегчающих овладение языком.

     Цель достигается путём решения множества задач. Задачи обучения – это объективное отражение целей обучения применительно к конкретному этапу и условиям занятий. В рамках одной и той же цели могут решаться разные задачи обучения. Каждая задача ставится с учётом достижения общей поставленной цели. Задачи формулируются в виде перечня знаний, навыков, умений. Например, в рамках практической цели обучения на занятиях со студентами-филологами решаются такие задачи:

Информация о работе Организация интерактивной деятельности учащихся