Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:32, реферат
ЦЕЛЬ: Выяснение способности многообразия форм урочной и внеурочной работы в формировании мотивации учащихся к изучению английского языка.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить литературу по вопросам формирования мотивации, что ей способствует.
2. Представить наиболее эффективные формы урочной и внеурочной работы, способствующие созданию мотивации при обучению английскому языку.
3. Показать влияние наиболее эффективных форм работы на успеваемость учащихся при изучении англ. языка.
ВВЕДЕНИЕ
Отличительные для конца XX – начала XXI века изменения в характере образования всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.
В качестве общего определения результата образования в совокупности многих составляющих (одной из которых является и мотивационная) выступает понятие «компетентность». В «Кратком словаре иностранных слов» приводится следующее определение: «компетентный - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо». Для разных деятельностей выделяют различные виды компетентности. В отношении иностранных языков существует речевая, социокультурная и языковая компетенция.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЦЕЛЬ: Выяснение способности многообразия форм урочной и внеурочной работы в формировании мотивации учащихся к изучению английского языка.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить литературу
по вопросам формирования
2. Представить
наиболее эффективные формы
3. Показать влияние
наиболее эффективных форм
Теоретическое обоснование понятий «мотив» и «мотивация» поразличным источникам.
Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает.
Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Мотивы играют важную роль в оценке действий и поступков, т.к. от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.
Существует внешняя
– широкая социальная мотивация
и 3 внутренних: 1) мотивация, связанная
с перспективным развитием
(Внешняя) широкая социальная мотивация включает в себя мотивы: каждый культурный человек должен знать хотя бы один ин.яз. (а также для общего развития; английский язык – самый распространенный в мире, и его надо знать); ин. яз. знают в семье, и это заставляет меня изучать его; изучаю, т.к. этот предмет есть в школьной программе; учу из уважения к учителю; хочу знать ин. яз. не хуже своих товарищей.
Внутренняя: 1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности: изучаю, т.к. ин.яз. может пригодиться в дальнейшей жизни (в институте; в будущей работе; смогу помочь кому–нибудь сам); 2) коммуникативная мотивация: интересно общаться с ребятами на уроке; на занятиях ин. яз. интересно; хочу научиться писать письма (для переписки); 3) мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью: интересуюсь ин.языком как таковым (учу стихи, выполняю упражнения, перевожу интересные тексты, ощущаю успех у учении).
Известно, что положительные эмоции оказывают благотворное влияние на усвоение любого школьного предмета. «Преподаватель ин. яз. больше, чем преподаватель любого другого предмета, обязан активно вмешиваться в эмоциональную сферу урока и обеспечивать по возможности возникновение у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности.» (Леонтьев А.А.) В общей структуре мотивации обычно выделяют основной мотив (или внешнюю мотивацию) и частные мотивы (или внутреннюю мотивацию).
Классификация мотивов учебной деятельности (П.М.Якобсон):
Внутренняя мотивация – мотивы, заложенные в самой учебной деятельности. Сам процесс приобретения знаний побуждает овладевать определенным кругом знаний, умений и навыков. В основе здесь лежат любознательность, стремление узнать новое; обладает наивысшей степенью педагогического воздействия.
Внешняя мотивация – мотивы, лежащие вне учебной деятельности как таковой (например, если он не будет учиться, то появятся определенные неудобства и неприятности), здесь – широкие социальные мотивы в виде комплекса стремлений и чувств внутреннего долга, а также мотивы более личного характера. Процесс учения воспринимается как жизненная необходимость или как дорога к личному благополучию. Внешняя мотивация обладает меньшей степенью педагогического воздействия; привлекает не сама деятельность, а лишь то, что связано с ней.
Внешняя мотивация нацеливает учащихся на достижение конечного результата. Здесь важно строить процесс учения таким образом, чтобы на каждом этапе ощущалось продвижение к поставленной цели. Для усиления влияния широкой социальной мотивации следует: 1. использовать различные источники информации, показывающие значение владения ин. языком (кино-/диа-/ видеофильмы, специальная литература и т.д.); 2. проводить беседы: «Сколько языков на планете?», «Кто такие полиглоты?», «Какой язык один из самых распространенных в мире?», «Иностранный язык в быту», «Контакты жителей нашего города с иностранцами», «Английские слова в русском языке» и т.д.
Если согласиться с тем, что одним из наиболее действенных средств борьбы с эмоциональным голодом на уроках иностранного языка является использование учителем разнообразных учебных материалов, то, наполненные положительным эмоциональным зарядом, эти учебные материалы оказывают влияние на успешность обучения.
Многообразие эффективных форм урочной и внеурочной работы и их влияние на формирование мотивации, а также на успеваемость учащихся при изучении английского языка.
Говоря о различных
учебных материалах, способных оказать
положительное эмоциональное
Благодаря (кино-/диа-/видео-)фильмам язык в сознании учащихся из абстракции превращается в живое средство общения. Поскольку учащиеся при работе над фильмом чувствуют реальную необходимость и возможность применения приобретенных знаний, это дает им удовлетворение, а следовательно, и повышает интерес и изучению иностранного языка. Одним из основных факторов, способствующих формированию принципа значимости знаний и интереса к изучению иностранного языка, является личность и авторитет учителя, его умение интересно преподавать предмет.
«Задача учителя заключается в том, чтобы не только рассказать, какое значение имеет знание ин. яз. для любого образованного человека, но и быть в состоянии поддерживать интерес к изучению языка, стимулировать желание изучать язык. Ученики должны чувствовать, что язык, который они изучают, является средством общения, средством получения информации, когда они слушают, говорят и читают на этом языке.» (Рогова Г.В.)
Учащимся надо объяснять, где и как они могут практически применить свои знания. Но польза от таких бесед будет невелика, если учащийся сам, на своем личном опыте не испытает удовлетворения от представившейся ему конкретной возможности применить свои знания, умения и навыки. Выполнение проектов, заполнение разного рода бланков, анкет на английском языке, а в особенности переписка со сверстниками из США, Австралии дают учащимся возможность определить свой уровень владения письменным английским языком.
«Ученик должен получить что-то реально осязаемое за тот труд, который он затратил; он должен почувствовать что он идет к какой-то цели, получая что-то такое, что может использовать немедленно.» (Б.Даттон)
Накоплен большой материал (в виде тематических предметов) для инсценирования (или составления собственных) учебных диалогов, где важно не только рассказать наизусть, но и, пользуясь предметами, оживить ситуацию, максимально приближая ее к реальной, а для этого необходима скорость, выразительность речи, артистичность.
Думается, что аудиовизуальные пособия, сделанные со вкусом, педагогическим тактом и мягким юмором, должны внести свой вклад в дело создания в классе приятной атмосферы, которая в свою очередь и должна создать тот психологический настрой по овладению иностранным языком. В этом случае должен быть такой материал, в котором юмор был бы его составной и естественной частью и таким образом являлся бы не только стимулом для класса, но и стимулом для учителя усовершенствовать свой урок в этом направлении. Однако для этого необходимо, чтобы их художественная сторона была на высоком уровне, а их художественный вкус безупречен, ибо как только перестанет действовать элемент новизны, все большая роль будет принадлежать качеству учебного материала. Внешняя занимательность должна также воспитывать хороший вкус, способствовать эстетического воспитанию. Все это, несомненно, должно помочь решению проблемы мотивации при обучении ин. языку в школе. Отбирая такого рода материалы, я пыталась подобрать как современные издания, так и издания 50-х, 60-х, 70-х годов, которые ничуть не меньше привлекали к себе внимание учащихся и содержанием, конечно же, внешне, так как имеют характерные признаки той эпохи.
Для 10-11 классов собран материал по грамматике (как по самому сложному разделу) в двух разноуровневых папках: в одной – материал действительно школьной программы, а в другой – задания повышенного (продвинутого) уровня сложности. Имея выбор, при нехватке времени посещать дополнительные занятия по английскому языку в школе, у них есть возможность повторить (или изучить ранее пропущенный) материал самостоятельно, т.к. в грамматическом сборнике подобраны правила из различных источников как на русском языке, так и на английском языке вместе с упражнениями и ключами к ним. Учащиеся 10-11 классов не только критически воспринимают действительность, но и обладают самостоятельностью суждений. Мотивы их учебной деятельности носят индивидуальный характер и отражают потребности коллектива и общества в целом.
Первое место занимают мотивы, носящие широкий социальный характер и связанные с пониманием необходимости повышения культурного уровня современного человека.
На втором месте мотивы, носящие более личный характер и связанные в основном с перспективами практического использования английского языка.
Третье место занимают мотивы, связанные непосредственно с осуществлением самой деятельности. Проблема мотивации учебной деятельности теснейшим образом связана с проблемой интереса. Уровень фактического владения языком и условия его преподавания в значительной мере оказывают влияние на проявление интереса к нему у старшеклассников и осознание возможности, способности его практического использования.
В качестве примера хочется отметить нынешний 10 «Б» класс, который с 5 класса (изучая англ. яз. по учебнику Т.Б. Клементьевой до 8 класса) выступает с инсценировками учебных и собственных диалогов на родительских собраниях, перед другими родителями в рамках «Дня открытых дверей», в общешкольных декадах по англ. языку, в региональном фестивале школ развивающего обучения, накопил некоторый опыт «сочинительства» и теперь без помощи учителя и учебника самостоятельно оформляют свои высказывания (хотя и не всегда верно и здесь приходится переубеждать, что, пока есть время и возможность, надо учиться выражать свои мысли грамотно, т.к. в дальнейшем придется все равно вернуться к этому).
Предполагается,
что к окончанию школы
В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о мотивах овладения умением читать на английском языке и степени их осознания старшеклассниками. Это вызвано тем, что современный человек все больше приобщается к чтению различной литературы на английском языке.
Переход мотивов из категории только осознаваемых в категорию реально действующих осуществляется путем осознания учащимися их личностного смысла. Следовательно, учителю необходимо проводить систематическую работу по разъяснению учащимся значения и роли ин. яз. и различных видов речевой деятельности в их будущей профессии. Эта работа должна затрагивать интересы старшеклассников и строиться на ярких, убедительных примерах. Однако работа учителя не будет успешной, если не будут подготовлены условия для актуализации этого осознанного мотива. В связи с этим учителю необходимо довести сформированность умений и навыков до определенного уровня, позволяющего старшеклассникам практически использовать английский язык в своей будущей трудовой деятельности.