Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Однако компьютерные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они используются вместе с современными педагогическими технологиями и передовыми методическими приемами.
Введение…………………………………………………………………………..3
I ГЛАВА.Теоретические основы развития лингвистической компетенции у учащихся 7 классов на уроках немецкого языка.
1.1.Теоретическое обоснование понятия лингвистическая компетенция…6
1.2.Теоретическое обоснование понятия страноведческого материала…..15
1.3.Анализ УМК по немецкому языку для 7 класса под редакцией
И.Л.Бим………………………………………………………………………..22
1.4.Средства обучения при развитии лингвистической компетенции на уроках немецкого языка ……………………………………………………....24
Выводы по I главе………………………………………………………………..32
II ГЛАВА. Подготовка к опытно-экспериментальной работе……………….33
2.1.Определение целей и задач опытно-экспериментальной работы……..33
2.2.Определение параметров опытно-экспериментальной работы……….34
Выводы по II главе………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………37
Библиографический список…………
Информация в виде текста, графики, звука и движущихся картинок помогает: расширять и углублять знания, умения, навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельности; стимулирует интерес учащихся к изучению предмета, речемыслительную деятельность и оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, включаются музыкальные, анимационные заставки, фотографии, картинки, которые помогают усвоению и снижают утомляемость; способствуют развитию кругозора учащихся.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка является одной из главных задач обучения иностранному языку. Обязательный минимум содержания образования в число целей обучения иностранному языку на базовом уровне включает воспитание у школьников “положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке”.
Знакомство с культурным наследием немецкоязычных стран и России стало на много доступнее. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Благодаря Интернету я получила доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало.
Интернет представляет собой самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире. Он способствует повышению познавательной активности и мотивации учения, формирует навыки исследовательской работы и умений работать с информацией.
Естественно, главная цель обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции. Для этого с помощью Интернета можно:
1.
включать материалы сети в
содержание урока (
2. проводить самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;
3.
повышать мотивацию и
4.
формировать и развивать
5.
формировать и развивать
6.
совершенствовать умения
7.
совершенствовать умения
8. пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка;
9.
получать культуроведческие
Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет-страничек, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.
Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над текущей темой урока иностранного языка. Я ищу различную информацию в сети по изучаемой проблеме или даю задание - найти информацию ученикам, грамотным пользователям сети, но, разумеется, определив сферу поиска. Каждой группе, работающей над своей проблемой, предлагаю соответствующий материал для обсуждения. Результатом этой работы стало создание учащимися мультимедийных презентаций по страноведческой тематике, тестовых заданий, видео роликов.
В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Таким образом, применение их на уроке не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование школ в целом и химического кабинета в частности осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса. Речь идет не о нехватке готовых дисков в магазинах, а о готовности учителя применить все имеющиеся возможности для обучения на уроке.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Нами предпринята попытка проанализировать возможности использования электронных презентаций на уроке и выделить некоторые правила их создания. В качестве примера возьмем занятия по химии, хотя материал является в большей степени обобщенным.
Работая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, учащиеся отбирают явления, события, факты, которые наиболее им интересны. Выявляются наиболее актуальные проблемы при обсуждении, представляющие взаимный интерес. Важным в усвоении информации данной в презентации является сочетание вербального канала получения учащимися информации с визуальным, т.к. широко используются средства зрительной наглядности, анимации, звука, аутентичные опоры в слайдах: фотографии, рисунки, почтовые открытки, письма, вывески, рекламные объявления, карты, схемы, таблицы, диаграммы и т. д.
Знакомство с культурой страны изучаемого
языка происходит путем сравнивания и
постоянной оценки, имевшихся ранее знаний
и понятий с вновь полученными знаниями
и понятиями о своей стране, о себе самих.
В результате происходит своеобразный
диалог культур при защите презентации.
Сравнивая зарубежного сверстника и самих
себя, страны, факты, события, учащиеся
выделяют общее и специфическое, что способствует
объединению, развитию понимания и доброго
отношения к стране, её людям, традициям.
Такое сравнение требует от учащихся проявления
собственного отношения, собственной
активной жизненной позиции. Это в свою
очередь, стимулирует и мотивирует стремление
постоянно увеличивать и углублять свои
знания о собственной стране и других
странах.
Вывод по I главе.
Целью работы является: доказать, что использование презентаций в страноведческом материале на уроках немецкого языка у учащихся седьмого класса будет способствовать лучшему формированию лингвистической компетенции.
Проблема:
каковы педагогические условия формирования
лингвистической компетенции у
учащихся седьмого класса на уроках немецкого
языка при использовании
Задачи:
1) изучить педагогическую, психологическую и специальную литературу по данной проблеме;
2) осуществить педагогический анализ ключевого понятия исследования;
3) разработать комплекс презентаций страноведческого материала программы седьмого класса по немецкому языку.
Для
решения проблемы и поставленных задач
в I главе нами были рассмотрены теоретические
основы понятия «компетенции» как психолого-педагогическая
проблема, понятие «компетенции» в учебной
деятельности, мы рассмотрели разные методики
обучения страноведению иностранного
языка ( параграфы 1.1-1.2.), особенности формирования
лингвистической компетенции при изучении
немецкого языка ( параграф 1.3.), а также
нами был проанализирован учебник,описаны
какие средства обучения используются
при формировании лингвистической компетенции
вообще и подробно остановились и описали
технические средства- презентации (параграф
1.4.)
II глава. Подготовка к опытно-экспериментальной работе.
В этой главе мы определили задачи опытно- экспериментальной работы, разработали параметры эксперимента.
2.1. Определение целей и задач опытно- экспериментальной работы.
В нашей курсовой работе «
- будет
использован комплекс
- будет
стимулироваться
Исходя из этого мы определили цель опытно-экспериментальной работы:
- выявление, разработка, описание и апробирование условий развития лингвистической компетенции на уроках немецкого языка у учащихся седьмого класса через использование комплекса презентаций.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы нам предстоит решить следующие задачи:
- проанализировать школьные учебники для седьмого класса по немецкому языку;
- подготовить
комплекс презентаций по
- определить
параметры исследования для
- провести
опытно-экспериментальную
- сделать
глубокий анализ результатов
опытно-экспериментальной
2.2.Определение
параметров опытно-
В своей работе в главе I в параграфе 1.2. мы определили характеристики лингвистической компетенции,опираясь на полученные данные мы разработали критерии,показатели и уровни развития лингвистической компетенции, по которой мы будем оценивать учащихся на протяжении всего времени протекания эксперимента в период прохождения преддипломной практики.Критерии, показатели и уровни приводятся в следующей таблице.
Таблица № 1.
Критерии, показатели и уровни.
Критерии |
Показатели |
Уровни | ||
высокий | Средний | Низкий | ||
Адекватное употребление грамматических структур | Широта,
форма употребления грамматических структур |
Может правильно употреблять все известные грамматические структуры независимо от ситуации | Употребляет не все структуры и не всегда правильно | Употребляет только с помощью учителя |
Ситуативность употребления грамматических структур | Употребляет всегда нужную грамматическую структуру соответственно ситуации | Не всегда употребляется в соответствующих ситуациях | Может употреблять в соответствии ситуации,но только при подсказке учителя | |
Умение применять лексику в устной речи | Употребление нужного значения | соответствует | Частично соответствует | Не соответствует |
Образование правильной формы слова | соответствует | Частично соответствует | Не умеет образовывать |
Для подсчета показателей нами разработана таблица техники оценивания критериев и показателей развития компетенции у учащихся седьмых классов на уроке немецкого языка.За основу мы приняли математическую величину в 1 балл.
- Высокий уровень оценивается в 2 балла;
- Средний уровень-1 балл;
- Низкий уровень-0 баллов.
Таблица №2
Техника оценивания критериев и показателей развития лингвистической компетенции.
Критерий | Адекватное употребление грамматических структур | Умение применять лексику в устной речи | ||
Показатели | Широта,форма употребления грамматических структур | Ситуативность употребления грамматических структур | Употребление нужного значения | Образование правильной формы слова |
Уровни | ||||
Высокий | 2 | 2 | 2 | 2 |
Средний | 1 | 1 | 1 | 1 |
Низкий | 0 | 0 | 0 | 0 |