Комплекс презентаций,отражающий страноведческий материал как средство развития лингвистической компетенции у учащихся 7 класса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Однако компьютерные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они используются вместе с современными педагогическими технологиями и передовыми методическими приемами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I ГЛАВА.Теоретические основы развития лингвистической компетенции у учащихся 7 классов на уроках немецкого языка.
1.1.Теоретическое обоснование понятия лингвистическая компетенция…6
1.2.Теоретическое обоснование понятия страноведческого материала…..15
1.3.Анализ УМК по немецкому языку для 7 класса под редакцией
И.Л.Бим………………………………………………………………………..22
1.4.Средства обучения при развитии лингвистической компетенции на уроках немецкого языка ……………………………………………………....24
Выводы по I главе………………………………………………………………..32
II ГЛАВА. Подготовка к опытно-экспериментальной работе……………….33
2.1.Определение целей и задач опытно-экспериментальной работы……..33
2.2.Определение параметров опытно-экспериментальной работы……….34
Выводы по II главе………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………37
Библиографический список…………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Варёшиной Юлии.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, воспитательные, образовательные  и развивающие цели как бы  пронизывают практические, интегрированы  в них. Комплексные коммуникативные цели ориентированы на получение практического результата обучения, на его образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

    Базовый курс рассчитан в целом  на пять лет обучения( 5-9 классы) и должен обеспечить в итоге  развитие у школьников коммуникативной  компетенции в немецком языке, то есть способности и готовности  практически использовать приобретенные ими иноязычные речевые навыки и умения, языковые и страноведческие знания как в наиболее употребительных сферах непосредственного общения с носителями языка, так и опосредованно( через письменно фиксированный или звучащий текст: уметь, например, просмотреть газету, журнал, прочитать или прослушать объявление и т.д.).

   Основная цель обучения немецкому  языку в 7 классе- совершенствование  и элементарное общение на немецком языке в рамках ограниченного числа наиболее распространенных стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие, развитие мотивации к изучению немецкого языка, интереса к страноведческой информации, развитие чувств и эмоций и в определенной мере ценностных ориентаций и творческого потенциала.

   Базовый курс должен предусматривать  приобщение школьников к культуре  стран изучаемого языка, а также  обеспечивать разностороннее развитие  личности школьника и лучшее  осознание им своей собственной национальной культуры.

   В седьмом классе ученик уже  начал свой путь к планируемым                                    результатам обучения. Результаты  обучения в предыдущие годы  должны служить ориентирами деятельности, как учителя, так и самих школьников. Для того чтобы учить школьника видеть,к чему ему следует стремиться, учителю необходимо, прежде всего, самому четко представлять себе, что включает в себя планируемые данной серией учебников результаты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4.Средства  обучения при развитии лингвистической компетенции на уроках немецкого языка.

    Под средствами обучения понимается всё то материальное(техническое и нетехническое), что оказывает помощь в организации и проведении учебно-воспитательного процесса.

   Учителям, работающим в современных общеобразовательных учреждениях, необходимо знать как номенклатуру имеющихся средств,так и их дидактическое назначение. Эффективное использование каждого из средств возможно лишь в том случае, когда учитель знает что, где, когда целесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе и какие результаты можно получить.

     Для достижения поставленных целей обучения немецкому языку в средней школе предусмотрено использование разнообразных средств обучения, которые в методической литературе классифицируются следующим образом: во-первых, по той роли, которая им отводится в учебно-воспитательном процессе,- на основные и вспомогательные; во-вторых, по адресату- для учителя и для учащихся; в-третьих, по каналу поступления информации- на слуховые, зрительные, зрительно-слуховые; в- четвертых, по использованию техники- технические и нетехнические( традиционные) и др..

Нам представляется, что эти подходы к классификации  правомерны. Попытаемся их использовать при рассмотрении средств обучения немецкому языку на среднем этапе. Деление средств обучения на основные и вспомогательные  возражений не вызывает , однако нельзя полностью согласиться с тем, как это деление было предоставлено в методической литературе , где к основным относятся учебник и книгу для учителя , а всё остальное к вспомогательным средствам. Такое деление отражает традиционные представления о средствах обучения, о том, что есть учебник. При существовании учебно- методического  комплекта отнесение к основным средствам только учебника и книги для учителя при обучении немецкому языку, а что касается других компонентов УМК, то они становятся как бы факультативными(хочу использую, хочу нет).

     Проводя деление средств обучения на основные и вспомогательные , следует к основным отнести все средства , входящие в УМК, а к вспомогательным- те средства, которые можно использовать при работе в конкретных условиях, но они не входят в УМК.

   Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, «задействовать» все каналы поступления информации и модернизировать обучение за счет внедрения ТСО. Эта идея как раз и реализуется в комплексе  обязательных компонентов УМК. Исключение даже одного из них ведет к нарушению системы и снижению эффективности обучения. Использование  звукозаписи обеспечивает учащимся возможность лучше овладеть произносительной стороной немецкого языка, техникой чтения  и аудированием. И в этом случае неиспользование кассет ведет к нарушению технологии обучения и сказывается на качестве сформированности  произносительных навыков и техники чтения.

       К вспомогательным средствам мы бы отнесли такие, как транспаранты и кодоматериалы , которыми учитель может пользоваться по своему усмотрению .

     Хочется еще раз подчеркнуть необходимость использования учителем основных, то есть входящих в УМК, средств, чтобы не нарушалась заложенная в него система обучения.

      Деление средств по адресату, то есть кому они предназначены, учителю или учащимся, не всегда можно провести достаточно четко. Вероятно, хдесь нужно принимать во внимание и то, в чьем распоряжении находится средство. Только учителю предназначены программы и книга для учителя, а также методическая литература теоретического и практического плана , позволяющая ему обновить свои знания по методике преподавания немецкого языка и ознакомиться с передовым опытом . Это могут быть и пособия по методике в целом и по ее отдельным разделам, вошедшие и не вошедшие в «Библиотеку учителя», статьи из журнала ИЯШ и др..Детям нужно как можно больше слышать и слушать иноязычную речь, не только из уст учителя, но и в звукозаписи. Именно здесь формируется фонематический слух, развиваются умения понимать звучащую речь и правильно воспроизводить  ее  .Поскольку людям, детям особенно, свойственно предметное образное мышление при овладении новым средством общения (таким является немецкий язык), важно «задействовать» зрительный канал. Предъявляя учащимся предметы, картинки( предметные, ситуативные и тематические), аппликации.

    По использованию анализаторов в процессе овладения немецким языком вычленяют слуховые, зрительные и зрительно-слуховое средства обучения. К первым относится звукозапись; ко вторым- картинки, аппликации, немые диафильмы, диапозитивы. К последним- звуковые диафильмы, кинофрагменты. Входящие в УМК  основные средства обучения составляют тот минимум средств, который необходим для осуществления учебно-воспитательного процесса на современном уровне и достижения целей, стоящих перед учебным предметом «иностранный язык».

Я. А. Коменский  выдвинул "золотое правило": "всё, что. можно, предоставлять для восприятия чувствам...". Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего  из собственных наблюдений, сыграло  большую роль в обучении. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.

      Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Не вызывает сомнения тот факт, что сегодня без широкого использования ИКТ построить учебный процесс очень сложно. Ученики, владея широким кругом компьютерных навыков, хотят и могут их использовать в освоении целого ряда предметов. Не исключение и предмет – немецкий язык. В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма.   Это и определяет актуальность данной проблемы.

  Можно  выделить ряд дидактических задач,  которые решаются в процессе  преподавания иностранных языков  с помощью ИКТ:

•      формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования;

•      расширение активного и пассивного словарей;

•      приобретение культурологических знаний;

•      формирование культуры общения;

•      формирование элементов глобального  мышления;

•      формирование устойчивой мотивации  познавательной деятельности,

•      потребности к использованию  иностранного языка для целей  подлинного общения;

•      формирование навыков работы в группе.

Для реализации этих задач в своей педагогической деятельности я использую следующие компьютерные программы:

·        Microsoft Word

·        Microsoft Internet Explorer

·        Microsoft Power Point

·        Windows Movie Maker

·        компьютерные обучающие программы.

Подробнее остановлюсь на некоторых из них.

Microsoft Power Point.                                                                                           

    В основу использования на уроках иностранного языка мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом.

      Познавательный аспект в работе над презентацией способствует созданию мотивации. Создавая презентацию, учащиеся сочетают все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо. Для того чтобы отобрать необходимый для своей презентации материал, учащимся приходится просмотреть немало печатного материала, поработать с лингвострановедческими и энциклопедическими справочниками и словарями. Также тексты для чтения используются на слайдах презентации.      Таким образом, у учащихся формируются лексические, грамматические, произносительные навыки чтения.

     Презентации включают в себя развивающий и воспитательный аспекты. При работе над презентацией у учащихся развивается воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Также участники создания презентации при её защите учатся не только коммуникабельности, умению общаться друг с другом, но и учатся проявлять уважение и внимание к другим членам группы, к их труду. У учащихся воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, к создателю презентации. Ребята учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества, взаимоподдержки, осознавать свою культуру через контекст культуры иноязычных стран.

      Кроме этого мультимедийые презентации используются мною при введении и закреплении лексического, грамматического, страноведческого материала, в качестве опор для обучения монологическому и диалогическому  высказыванию.Их применение ведет к лучшему усвоению материала из-за возможности использования анимации, изменения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, добавление фотографий, схем, таблиц.

     Широкое применение Microsoft Power Point на уроках породило стремление самих учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения.  Раньше я давала домашнее задание в виде рефератов или сообщений по страноведческой тематике. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии.

      Работая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, учащиеся отбирают явления, события, факты, которые наиболее им интересны. Выявляются наиболее актуальные проблемы при обсуждении, представляющие взаимный интерес.

     Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдавали учащиеся, как правило, не звучали на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации.    Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает мне создавать для каждого ученика   ситуацию успеха, т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем. Часто ученик, уровень обученности которого по немецкому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха.

Информация о работе Комплекс презентаций,отражающий страноведческий материал как средство развития лингвистической компетенции у учащихся 7 класса