Комплекс презентаций,отражающий страноведческий материал как средство развития лингвистической компетенции у учащихся 7 класса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Однако компьютерные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они используются вместе с современными педагогическими технологиями и передовыми методическими приемами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I ГЛАВА.Теоретические основы развития лингвистической компетенции у учащихся 7 классов на уроках немецкого языка.
1.1.Теоретическое обоснование понятия лингвистическая компетенция…6
1.2.Теоретическое обоснование понятия страноведческого материала…..15
1.3.Анализ УМК по немецкому языку для 7 класса под редакцией
И.Л.Бим………………………………………………………………………..22
1.4.Средства обучения при развитии лингвистической компетенции на уроках немецкого языка ……………………………………………………....24
Выводы по I главе………………………………………………………………..32
II ГЛАВА. Подготовка к опытно-экспериментальной работе……………….33
2.1.Определение целей и задач опытно-экспериментальной работы……..33
2.2.Определение параметров опытно-экспериментальной работы……….34
Выводы по II главе………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………37
Библиографический список…………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Варёшиной Юлии.doc

— 204.00 Кб (Скачать)
 
 

Комплекс  презентаций,отражающий страноведческий  материал как средство развития лингвистической  компетенции у  учащихся 7 класса 

Курсовая  работа 
 

                                                   Выполнила студентка 400 группы

                                 специальности 050303

                                                      «Иностранный язык»,квалификации

                                                «Учитель иностранного языка в 

                                  начальной и основной

                                              общеобразовательной школе»

                                            Варёшина Юлия Андреевна

                                                                Научный руководитель:Федорова Л.В.

                                                    преподаватель высшей категории.

  

Курсовая работа допущена к защите

«___»________________2011г.

Зав. кафедрой________________

                           Фамилия И.О.

Подпись____________________ 

Миасс

2010 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

I ГЛАВА.Теоретические основы развития лингвистической компетенции у учащихся 7 классов на уроках немецкого языка.

     1.1.Теоретическое  обоснование понятия лингвистическая  компетенция…6

     1.2.Теоретическое  обоснование понятия страноведческого материала…..15

     1.3.Анализ  УМК по немецкому языку для  7 класса под редакцией  

     И.Л.Бим………………………………………………………………………..22

    1.4.Средства  обучения при развитии лингвистической  компетенции на     уроках  немецкого языка    ……………………………………………………....24

Выводы по I главе………………………………………………………………..32

II ГЛАВА. Подготовка к опытно-экспериментальной работе……………….33

     2.1.Определение  целей и задач опытно-экспериментальной работы……..33

     2.2.Определение  параметров опытно-экспериментальной работы……….34

Выводы по II главе………………………………………………………………36

Заключение………………………………………………………………………37

Библиографический список……………………………………………………..38

Приложение  А……………………………………………………………...........40

                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Актуальность  темы исследования:

 Мир  новейших информационных технологий  занимает все большее место  в нашей жизни. Использование  компьютерных технологий на уроках  иностранного языка повышает  мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Однако компьютерные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они используются вместе с современными педагогическими технологиями и передовыми методическими приемами.

Принцип наглядного обучения имеет большое значение, так как наглядность намного облегчает и ускоряет процесс познания лингвистической компетенции. Обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Мы полагаем, что презентация- это эффективное средство подготовки лингвистической компетенции в процессе обучения. Использование презентаций на уроках иностранного языка становится актуальным видом наглядности, это дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала. Кроме того, применение презентаций исключает негативное влияние компьютера на здоровье учащихся. Мультимедийная презентация базируется на использовании  аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий и обладает почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет  представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Это особенно важно при развитии лингвистической компетенции- картинки  помогают детям лучшему восприятию и усвоению нового материала и повторению пройденного материала. Поэтому мы разработали комплекс презентаций, способствующих работе с языковым и речевым материалом.

   Возникает противоречие между необходимостью развития лингвистической компетенции у учащихся основной общеобразовательной школы и недостаточно эффективным использованием вспомогательных средств, а именно презентаций.

  На  основании выявленного противоречия  сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия развития лингвистической компетенции у учащихся седьмого класса на уроках немецкого языка при использовании презентаций?

 Цель  нашего исследования- выявление, разработка и описание условий развития лингвистической компетенции на уроках немецкого языка у учащихся седьмого класса через использование комплекса презентаций.

  Объектом исследования является организация уроков немецкого языка в седьмом классе.

   Предметом исследования- формирование лингвистической компетенции в седьмом классе посредством страноведческого материала.

   Гипотеза исследования. Лингвистическая компетенция будет доступна, если:

- будет  предъявлена комплекс презентаций,  отражающих страноведческого материала. 

- будет  стимулироваться самостоятельность учащихся при развитии лингвистической компетенции.

 Задачи исследования.

1) Изучить специальную педагогическую литературу по проблеме развития лингвистической компетенции у учащихся седьмого класса в процессе обучения;

2) Дать характеристику ключевым понятиям исследования лингвистическая компетенция», «страноведческий материал»;

3) Определить комплекс презентаций, отражающих страноведческий материал;

4) Определить критерии оценки уровня сформированности у учащихся седьмого класса лингвистической компетенции и подобрать собственную диагностическую методику.

Методологическая  база исследования:

   В нашей работе мы опирались  на основные положения таких  авторов:

И.Л.Бим,В.Г.Гак, Н.Д.Гальскова,Н.И.Гез,Е.Н.Соловова,Е.И.Пассов,Г.В.Рогова

   В работе были использованы  следующие методы исследования:

  теоретический  анализ, сравнение, систематизация, беседа, эксперимент.

Теоретическая значимость.

- в раскрытии  ключевых понятий «лингвистическая  компетенция», «страноведческий материал»;

- в выявлении особенностей использования презентаций на уроках немецкого языка.

Практическая  значимость заключается в создании электронного пособия по программе к УМК для седьмого класса под редакцией И.Л.Бим.

База  исследования: учащиеся седьмого класса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы развития лингвистической компетенции у учащихся 7 классов на уроках немецкого языка.

В данной главе мы даем понятие лингвистической компетенции ,а также рассматриваем понятие страноведческого материала,делаем анализ УМК по немецкому языку для 7 класса под редакций  И.Л.Бим.

    1. Теоретическое обоснование  понятия лингвистической компетенции.

В данном параграфе мы рассматриваем ключевое понятие лингвистической компетенции. Чтобы раскрыть значение этого понятия рассмотрим сначала понятие «компетенция». 

Компетенция, и, мн. нет, ж. [латин. competentia] (книжн.).

     Для раскрытия ключевого понятия рассмотрим сначала его составные.

В различных  источниках под понятием компетенция  рассматриавается: 1.Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Не будем говорить о том, что не входит в нашу компетенцию. Это вне сферы моей компетенции или вне моей компетенции. 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-н. ведению вопросов, явлений (право). Уголовные дела входят в компетенцию угрозыска.

3.А. В. Хуторской раскрывает эти понятия следующим образом: «компетенция – отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере; компетенция – владение учеником соответствующей компетенцией».

     Несмотря на то, что  зарубежная педагогика имеет тенденцию отождествления данных понятий, в отечественной научной литературе чётко прослеживаются попытки их разделить.  По итогам проведённого анализа можно сделать вывод о том, что компетенция – это результат образования, который выражается в системе знаний, умений, навыков, качеств личности, опыта деятельности, которая позволяет эффективно и продуктивно выполнять деятельность в определённой сфере. Кроме того, сформированность такой системы предполагает готовность к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределённости. Компетентность -  уровень образованности и опытности, включающий в себя личностное отношение к деятельности, мотивы, ценностные ориентации и определённые личностные качества, позволяющие успешно выполнять профессиональную функцию. Так как компетенция является результатом образования, то мы можем говорить о том, что это некая норма образовательной подготовки, а компетентность – это характеристика конкретного человека, который обладает той или иной компетенцией.

    В преподавании немецкого языка цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков на современном этапе определяются через языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции.В настоящее время существуют различные понимания компетенции. В одних случаях компетенция и компетентность рассматриваются как два разных понятия, в других - данные понятия не разграничиваются. Так, в толковом словаре компетенция -- «круг вопросов, явлений, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» или «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом»; компетентность же - осведомленность, авторитетность.В настоящее время выделены типы компетенции: языковая и/или лингвистическая, коммуникативная, речевая, этнокультуроведческая, стилистическая и другие. Анализ литературы по проблеме исследования свидетельствует о неоднозначной трактовке этих терминов. Так, термины языковая и лингвистическая компетенции в методике преподавания немецкого языка употребляются как синонимы или разграничиваются и определяются в качестве самостоятельных.

      Языковая компетенция. Существуют различные определения языковой компетенции. Ё.М. Верещагин и В.Г. Костомаров понимают под ней «способность говорящего произвести на основе преподанных ему правил цепь грамматически правильных фраз».

Как грамматический, лексический минимум, соответствующий определенному этапу обучения, определяет языковую компетенцию Е.В. Скорлуповская.

     Лингвистическая компетенция. В методической литературе нет единого понимания лингвистической компетенции, недостаточно выявлены её отличия от языковой и их соотношений. Само понятие лингвистической компетенции определяется в научной литературе по-разному.В методике преподавания немецкого языка лингвистическая компетенция представляет собой осмысление речевого опыта, включает в себя знание основ науки о немецком языке, понятийной базы курса, определенного комплекса понятий. В формировании лингвистической компетенции большое место занимает и целенаправленное овладение способами действия, обеспечивающими опознание языковых явлений и употребление их в речи.Лингвистическая компетенция - это не только и не столько « знания о немецком языке как общественном явлении и развивающейся системе...», но это и способность к языковой рефлексии, которая невозможна без знаний о языке. Некоторые исследователи Н.А. Лобанова, Г.В. Донченко рассматривают коммуникативную компетенцию и лингвистическую компетенцию как содержательно разные, хотя и взаимосвязанные, сущности. Представляется более целесообразным, учитывая роль родного языка в формировании личности школьника, его общей культуры, формирование лингвистической компетенции рассматривать как средство языкового развития, расширения лингвистического кругозора учащихся, познания ими языка как специфической семиотической системы и общественного явления. При этом формирование лингвистической и коммуникативной компетенции - две одинаково важные задачи преподавания немецкого языка.

Информация о работе Комплекс презентаций,отражающий страноведческий материал как средство развития лингвистической компетенции у учащихся 7 класса