Интенсификация обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.

Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам в средней школе при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

1.1. Информатизация образования в современном мире

1.2. Обучение иностранному языку с использованием персонального компьютера

1.3. Профессиональная компетенция преподавателя иностранного языка в области использования компьютерных технологий

II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

2.1. Применение компьютерных программ и обучающих дисков при обучении иностранным языкам

2.2. Использование Интернета в обучении иностранным языка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 154.56 Кб (Скачать)

Основная цель изучения иностранного языка в средней  школе - формирование коммуникативной  компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления  этой главной цели. Обучать иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Существуют три области, в которых  Интернет может вывести обучение иностранным языкам на новый уровень. Это коммуникация, информация и публикация. Коммуникация осуществляется с помощью  электронной почты, огромные пласты информации заключены во всемирной  паутине (World Wide Web), публикация может осуществляться путем создания собственной страницы в Интернете.

Коммуникативный подход подразумевает обучение общению  и формирование способности к  межкультурному взаимодействию, что  является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное  многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка мы создаем модель реального общения.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих  жизненных ситуациях. Вовлеченные  в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно  и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию  языковыми формулами.

Как информационная система, Интернет предлагает своим  пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг  может включать в себя:

электронную почту (e-mail); телеконференции (usenet); видеоконференции;

возможность публикации собственной информации, создание собственной  домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

доступ к информационным ресурсам:

справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy); поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite); разговор в сети (Chat).

Эти ресурсы  могут быть активно использованы на уроке.

Обучение аудированию:

Сайт компании Lucent Technologies, ее подразделение Bell Labs позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На сайте http://www.bell-labs.com/proiect/tts/index.html можно выбрать один из семи языков - английский, немецкий, французский, итальянский, испанский. Затем нужно вписать в окошко что-нибудь на выбранном языке. Через несколько секунд написанное будет произнесено пусть и несколько механическим, но все же голосом. То есть озвучить можно любую фразу из учебника или любого другого пособия, и особенно подойдут онлайновые пособия, откуда можно запросто копировать куски текста, не утруждая себя перепечатыванием. Все произнесенное можно не просто прослушать, но и сохранить у себя на диске, чтобы при необходимости вернуться к прослушиванию, не заходя в Интернет.

Обучение чтению:

Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким  образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство  новостей, а своих учеников - в  первоклассных репортеров. Такой  вид деятельности подойдет для старших  классов, так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.

Практически все  значимые газеты в мире имеют свои web-страницы. Для того, чтобы узнать, где и какие существуют газеты, можно предложить учащимся посетить страничку MEDIA LINKS (<http://www.mediainfo.com/emedia/>), предлагающую ссылки ко множеству изданий.

Media сайты на английском языке:

the washington post (<http://www.washingtonpost.com/>)

Все, о чем  можно прочитать в газете, видно  на первой странице - она представляет собой комбинацию рекламной афиши  и содержания. Здесь представлены названия наиболее важных статей с  выдержками из них, которые, по мнению авторов, должны привлечь внимание читателей, и основными положениями в  них обсуждаемыми. Как любое издание  периодической печати, web-газеты разделены  на рубрики и подрубрики, т.е., имеют дружественный к пользователю интерфейс, позволяющим нажатием кнопки мыши перейти непосредственно к нужному разделу и интересующей статье. The Washington Post имеет 5 основных рубрик: новости (news), стиль жизни (style), спорт (sports), рекламные объявления (classifieds) и новости рынка (marketplace).

В плане овладения  межкультурной компетенцией онлайновая газета является незаменимым помощником. Она позволит учащимся окунуться  в гущу мировых событий, происходящих практически в текущий момент, увидеть происходящее с различных  точек зрения. Особенно ценными для  классной работы является ссылка - send us feedback, осуществляющая интеракцию читателя с издательством. Высказать свое мнение относительно прочитанного и лично побеседовать с автором определенной статьи можно благодаря разделу "сегодняшние журналисты" ("Today's Columnists"), где выбор определенной фамилии свяжет вас с ним непосредственно. Иногда может появляться экстра-связь с главным действующим лицом статьи.

CNN World News (<http://cnn.com/worid>),

ABC News (<http://www.abcnews.go.com/index.html>).

BBC World Service (<http://www.bbc.co.uk/worldservice>).

The Washington Times (<http://www.washtimes.com/> )

The New York Times (<http://www.nytimes.com/>) - все эти и другие новостные агентства имеют похожую удобную для пользователя структуру дерева ссылок. Название и количество рубрик может варьироваться от издательства к издательству, однако все они охватывают основные сферы жизнедеятельности человека.

ВВС World Service (httrj://www.bbc.co.uk/worldservice) предоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Интересной может показаться двойная классификация статей - по темам и по континентам. Обратная связь с издательством осуществляется с помощью ссылки CONTACT US,

ABC News (http.V/www.abcnews.go.com/index.html) сопровождает свои публикации помимо звукового еще и видео сопровождением. Возможна так же беседа на предложенную тему среди читателей в разделах CHAT.

CNN World News (http://cnn.com/WORLD) также предоставляют информацию на нескольких языках и двойную классификацию статей. Возможно вызвать аудио и видео сопровождение. Интеракция читателей с редакцией и между собой возможна в рамках рубрики DISCUSSION (дискуссия), где есть своя доска объявлений (MESSAGE BOARDS), комната для беседы (CHAT) и связь с редколлегией (FEEDBACK). The New York Times помимо вышеперечисленного предлагает своим читателям учебную версию газеты с готовыми поурочными разработками.

Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все  стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру. Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности  всего класса в сочетании с  дифференциацией заданий: сильные  ученики могут заняться исследованием  более трудных статей, в то время  как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или  что-нибудь из области культуры.

В дополнение к  работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого надо предложить учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились  в статьях.

Результатом такой  работы может стать создание своей  странички, посвященной одному конкретному  событию, где необходимо попытаться дать нейтральное видение проблемы, основываясь на анализе информации различных новостных агентств. Здесь  же необходимо указать гиперссылки  на источники. Для развития межкультурной компетенции исследование статей на определенную тему лишь одного из новостных агентств на протяжении длительного промежутка времени имеет также свои преимущества: досконально изучив проблему, учащиеся будут в состоянии не только определить позицию данной страны к изучаемой проблеме, но и выявить основания для такой точки зрения, и, соответственно, смогут прогнозировать развитие событий. После проделанной работы необходима дискуссия или телеконференция, где работа каждого ученика или группы будет являться отдельным сектором общей проблемы. Т.о., поделившись результатами своей работы и сложив их в единое целое, учащиеся получат многогранную картину события, которая позволит им понять причины происходящего и, вполне вероятно, нацелит их на поиск оптимального решения - ведь понимание, установление причинно-следственных связей - это единственно правильная основа для выхода из конфликта.

Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся получают доступ к информации из первых рук, а не к недельной или того более давности печатным изданиям, и оказываются вовлеченными в  гущу мировых событий, самолично  оказывая на него влияние.

Интернет может  и должен использоваться не только пассивно, но и активно. Учащиеся могут  попробовать себя в роли не потребителей, а поставщиков информации. Сайт THE YOUNG VOICES OF THE WORLD (<http://wwwl.fiikui-med.ac.ip/kuzuryu/>) - открытый форум, представляющий собой  некое издательство, где желающие могут опубликовать свои работы, сделав их достоянием многомиллионной аудитории и высказав на обсуждение свое мнение. Все работы сопровождаются электронным адресом их создателя, что позволяет осуществление обратной связи и завязыванию дискуссий.

Авторы статьи Language Learning Activities for the World Wide Web отмечают огромные возможности WWW по использованию и созданию дву-языковых страничек, обеспечивая оптимальные результаты интеграции Интернет в процесс урока для обеих участвующих сторон (класс, изучающий английский в России и класс, изучающий русский в США или Англии). Вот лишь некоторые из возможных обсуждаемых тем: обзор книг, сказок, газетных статей, телепередач, цитаты и поговорки, высказывания, анекдоты и загадки, местные рецепты, меню, средства народной медицины, фольклор, спорт, школа и ее проблемы и т.д. Учащимся должен показаться увлекательным и значимым процесс создания своей странички.

Обучение письму

Общение в виртуальной  реальности осуществляется с помощью  электронной почты, которая для  овладения межкультурной компетенцией может использоваться следующим  образом:

Установление  дружеской переписки: международный  обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного  использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая таким образом культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

Найти партнеров  по переписке для своих учеников можно следующим образом:

1. обратиться  с соответствующим запросом в  TESL-L (computer-assisted language learning sub-branch listserv@cunvvm.cunv.edu/listscrv@cunyvm.bitnet) или TESLK-12 (listscrvfojcunyvrn.cuny.edu);

2. обратиться  к лист-серверу для межкультурных связей (Intercultural E-Mail Classroom Connections <http://www.iecc.org>, <http://www.stolaf.edu/network/iecc/>), предлагающим установление переписки с различными целями: для выполнения совместных проектов, обсуждения насущных проблем, ведения дискуссий между целыми классами;

3. посетить домашнюю  страничку E-mail for ESL/L1NC Students http://edvista.com/clairc/linc.htm Она предлагает помощь и инструкции по использованию e-mail, свободный доступ к электронной почте, помогает найти друзей по переписке, предлагает участие в парных и групповых проектах, и, кроме этого, предлагает ссылки ко всевозможным полезным ресурсам.

Польза E-mail-проектов состоит в том, что они делают возможной коммуникацию на иностранном  языке с реальными партнерами. Учащимся важно то, что тексты составляются не для преподавателя с целью  продемонстрировать свои знания и получить за это оценку, а для партнеров-сверстников, чтобы передать им интересную информацию или обсудить актуальные проблемы. Отсюда следует более ответственное  отношение к продуцируемым текстам. Расширяется языковая компетенция  учащихся и повышается мотивация  к дальнейшему изучению языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Подводя итог всей работе, следует сказать, что проблема противоречия между возрастающей ролью  и долей компьютерных технологий, повышающей эффективность формирования лингвистической и коммуникативной  компетенции, при обучении иностранному языку и отсутствием научно обоснованной методики организации подобной деятельности действительно недостаточно изучена.

Характеристика  опыта использования новых информационных технологий в преподавании иностранных  языков показала, что зарубежный опыт преподавания намного опережает  отечественный, что подтверждает необходимость  проведения данного исследования. Анализ существующего программного обеспечения  информационных технологий в области  преподавания английского языка  выявил, что выбранные дидактические  компьютерные программы адекватны  разработанным моделям обучения, что подтверждается результатами эксперимента.

Было выявлено, что при сравнении компьютерных учебных материалов и печатных учебных  пособий, аудио- и видеокурсов, в первую очередь следует отметить предоставляемые компьютером технологические и методические преимущества:

- индивидуализация  обучения;

- оперирование  большими объёмами информации;

- комплексное  мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятия путём использования текста, звука, мультипликации, видео;

- неограниченное  количество обращений к заданиям;

- немедленное  предоставление обратной связи  и др.

Информация о работе Интенсификация обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий