Интенсификация обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.

Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам в средней школе при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

1.1. Информатизация образования в современном мире

1.2. Обучение иностранному языку с использованием персонального компьютера

1.3. Профессиональная компетенция преподавателя иностранного языка в области использования компьютерных технологий

II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

2.1. Применение компьютерных программ и обучающих дисков при обучении иностранным языкам

2.2. Использование Интернета в обучении иностранным языка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 154.56 Кб (Скачать)

Курсовая  работа: Интенсификация обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ  ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 

1.1. Информатизация  образования в современном мире 

1.2. Обучение  иностранному языку с использованием  персонального компьютера 

1.3. Профессиональная  компетенция преподавателя иностранного  языка в области использования  компьютерных технологий

II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В  ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ  ЯЗЫКУ 

2.1. Применение  компьютерных программ и обучающих  дисков при обучении иностранным  языкам 

2.2. Использование  Интернета в обучении иностранным языка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало  знания и совершенствовало способы  хранения и обработки информации. Сначала распространялась письменность, затем – печатный станок, телефон, телевидение. С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась  возможность более эффективной  её обработки и представления. Это  позволило эффективно хранить и  обрабатывать большие потоки информации. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек  вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к  организации процесса обучения.

Осознание фундаментальной  роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость  формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых  компьютерных технологий в жизни  требуется новое мышление, которое  должно воспитываться у ребёнка  с младших классов. Для нынешнего  школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы, а  также интенсивное их использование  в учебном процессе уже привели  к некоторым изменениям в системе  образования. Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей  предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию технических  и дидактических потенциалов  информационных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разработки стратегий поиска учебных и практических задач.

В условиях информатизации системы образования (А.А.Андреев, С.А.Бешенков, В.А.Бубнов, С.Г.Григорьев, С.А.Жданов, О.А.Козлов, А.А.Кузнецов, Д.Ш.Матрос, Н.И.Пак, Е.С.Полат, С.В.Панюкова, И.В.Роберт и др.) в обучении иностранному языку активно и успешно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность этого процесса. В частности, применение ИКТ обеспечивает возможность создание обучаемым условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, И.С. Якиманская и др.)

Однако, до настоящего времени влияние информатизации на изменение целей и содержания среднего образования по иностранному языку ощущается в учебных заведениях довольно опосредованно. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. В целом, анализ научных исследований показывает, что несмотря на значительное продвижение, наметившееся в последнее время в реализации различных компьютерных технологий обучения, в том числе и обучения иностранным языкам, потенциал информационных технологий реализуется в учебно-воспитательном процессе еще недостаточно из-за отсутствия мультимедийных учебных комплексов, алгоритмов их разработки и применения, методических рекомендаций по их эффективному применению.

Актуальность  данной работы обусловлена недостаточной  разработанностью проблемы внедрения  информационных технологий в образовательный  процесс (в том числе и по иностранному языку). Компьютеризация образовательных  учреждений началась сравнительно недавно и преподаватели испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников пользоваться компьютером как средством работы с информацией.

В связи с  этим проблема исследования заключается  в противоречии между возрастающей ролью и долей компьютерных технологий, повышающей эффективность формирования лингвистической и коммуникативной  компетенции, при обучении иностранному языку и отсутствием научно обоснованной методики организации подобной деятельности.

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная  проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным  языкам, направленной на развитие основ  информационной, лингвистической и  коммуникационной компетенции обучаемых.

Объектом исследования является процесс обучения иностранным  языкам в средней школе при  помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.

Предмет исследования - совершенствование содержания и  методики обучения иностранному языку  с помощью информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом  и целью исследования были выдвинуты  следующие задачи:

1) определить  актуальность выбора профессии  педагога для данного возрастного  периода;

2) рассмотреть  профессиональное самоопределение  как процесс;

3) определить  факторы, влияющие на выбор  педагогической профессии;

4) раскрыть роль  самооценки в правильном выборе  профессии;

5) выявить преобладающие  ценности в направленности личности  старшеклассников;

6) выполнить  сравнительный анализ результатов  исследования;

7) проверить  на практике поставленные гипотезы.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что  использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку значительно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса и обеспечит формирование иноязычной лингвистической и коммуникативной компетенции обучаемого за счет доступности и коммуникативно-лингвистической направленности процесса и постоянного приращения объема коммуникативных и лингвистических знаний и умений обучаемых.

В процессе теоретического изучения проблемы и проведения экспериментальной  работы применялись следующие методы исследования:

1. Теоретический  (анализ литературы по различным  вопросам психологии, дидактики,  методики преподавания иностранного  языка).

2. Педагогический (изучение и обобщение передового  педагогического опыта, анализ  программ, учебников и учебных  пособий; анкетирование; беседа).

3. Наблюдение  как лингвистический и методический  прием (наблюдение над речью  учащихся, над процессом обучения  иностранному языку).

4. Экспериментальный  (опытный эксперимент).

Исследование  проводилось в несколько этапов.

Первый этап. Теоретико-поисковый. Изучение состояния  проблемы использования информационно-коммуникационных технологий

в обучении иностранным  языкам на основе литературных источников по методике, психологии, педагогической теории и практике; анализ теоретических  основ личностно-ориентированного образования и проектной деятельности и практики их применения в обучении иностранным языкам; выявление специфических  требований к ИКТ, обеспечивающих развитие лингвистической и коммуникационной компетенции и повышение интереса и мотивации обучаемых; анализ отечественного и зарубежного опыта по применению ИКТ в обучении иностранному языку.

Второй этап. Опытно-экспериментальный. Проведение педагогического эксперимента: опытно-экспериментальное  исследование результатов применения компьютерных технологий при обучении иностранному языку в средней  школе; анализ и обобщение опытно-экспериментальной  работы.

Третий этап. Теоретико-обобщающий. Завершение формирующего эксперимента, анализ опытно-экспериментальной  работы, обобщение полученных результатов.

Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она  включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы состоит из 53 источников. Квалификационная работа включает в  себя 52 страницы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ  ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 

1.1.Информатизация  образования в современном мире 

Отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новых информационных технологий. Общество вступает в фазу информатизации.

Будет целесообразным пояснить такие термины, как «информационное  общество» и «информатизация  общества».

Информационное  общество – это «общество, в котором  социально-экономическое развитие зависит, прежде всего, от производства, переработки, хранения, распространения  информации среди членов общества» [7;5].

Общество можно  назвать информационным, если в нем  более 50% населения занято в сфере  информационных услуг. Соответственно, Россия «делает только первые шаги в этом направлении» [7;5]. Информационное общество отличается от предыдущих тем, что главным фактором в нём  выступают не материальные, а идеальные факторы – знание и информация. Отличительными особенностями такого общества являются:

- увеличение  роли информации в жизни общества;

- рост доли  информационных коммуникаций, продуктов  и услуг в жизни людей;

- создание глобального  информационного пространства.

Информатизация  общества означает совокупность взаимосвязанных  политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену  общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Целью информатизации общества является улучшение качества жизни людей за счет одновременного увеличения производительности и облегчения условий труда.

Так как образование  находится между производством  и наукой, оно должно соответствовать  и уровню развития общественного  производства, и состоянию науки. Во второй половине ХХ века производство и наука развивались быстрыми темпами, в то время как образование  эволюционировало очень медленно. В  результате назрели весьма глубокие противоречия между производством  и наукой, с одной стороны, и  образованием, с другой.

В начале 70-х  годов наступил кризис образования, который, несомненно, имел глобальный характер и определялся социально-политическими  и экономическими процессами, а также качественными изменениями в развитии науки и техники, особенно информатики. Стало очевидным, что необходимо совершенно иное направление развития современной системы образования - курс на индивидуализацию, самостоятельность обучения.

Все большую  силу набирает демократизация, компьютеризация  и гуманизация образования, свободный выбор программы обучения, создание системы непрерывного образования.

Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался внедрением электронных  средств и вычислительной техники  в процесс подготовки студентов  сначала технических специальностей, а затем гуманитарных (конец 60-х - начало 70-х годов). Предполагалось обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического  моделирования на ЭВМ.

Данный подход предусматривал формирование у студентов  алгоритмического стиля мышления, овладение  языком программирования, освоение умений работы на ЭВМ. Но отсутствие удобных  в работе, понятных для обычного пользователя программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.

Второй этап информатизации образования (компьютеризация) протекал с середины 70-х годов  по 90-е годы и был связан с появлением более мощных компьютеров, упрощенного  программного обеспечения. Подобные компьютерные образовательные технологии позволили  с помощью моделирования исследовать  различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и  явления. В сфере образования  все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным  процессом.

Информация о работе Интенсификация обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий