Интенсификация обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.

Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам в средней школе при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

1.1. Информатизация образования в современном мире

1.2. Обучение иностранному языку с использованием персонального компьютера

1.3. Профессиональная компетенция преподавателя иностранного языка в области использования компьютерных технологий

II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

2.1. Применение компьютерных программ и обучающих дисков при обучении иностранным языкам

2.2. Использование Интернета в обучении иностранным языка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 154.56 Кб (Скачать)

Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется  использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей  большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной  реальности, а также осмыслением  происходящего процесса информатизации и его социальных последствий, что, конечно, является немаловажным.

С появлением в  процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными  из них являются:

- повышение качества  подготовки специалистов на основе  использования в учебном процессе  современных информационных технологий;

- применение  активных методов обучения и,  как результат, повышение творческой  и интеллектуальной составляющих  учебной деятельности;

- интеграция  различных видов образовательной  деятельности (учебной, исследовательской  и т.д.);

- адаптация информационных  технологий обучения к индивидуальным  особенностям обучаемого;

- обеспечение  непрерывности и преемственности  в обучении;

- разработка  информационных технологий дистанционного  обучения;

- совершенствование  программно-методического обеспечения  учебного процесса.

А также важнейшей  задачей информатизация сферы образования  должно стать опережение информатизации других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процесс е образования, лежат  в основе всех видов деятельности человека. 

1.2. Обучение  иностранному языку с использованием  персонального компьютера 

Использование компьютера в обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность  образовательного процесса.

Компьютер представляет собой многофункциональное техническое  средство обучения. Он позволяет хранить  в памяти языковой материал значительного  объема, находить интересующую информацию и представлять *& на экране в удобном  для пользователя виде.

Существуют две  основные области применения компьютеров  в обучающей деятельности: компьютерная поддержка традиционного обучения и обучение, реализуемое с помощью  компьютера.

Персональный  компьютер может применяться  учителем для решения личных дидактических  задач в течение урока: а) предъявление информации в различных формах; б) формирование у учеников общеучебных и специальных знаний и умений по предмету; в) контроль, оценка и коррекция результатов обучения; г) организация индивидуального и группового обучения; д) управление процессом обучения.

Компьютер может  использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние  на все компоненты современной образовательной  системы и, в частности, на предмет "Иностранный язык": его цели, задачи, содержание, методы, технологию.

Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:

интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой  мотивации процесса обучения;

ученики охотно ведут диалог с компьютером, у  них повышается общая, компьютерная и языковая культура;

индивидуализация  обучения;

возможность обеспечения  непосредственной обратной связи;

компьютер не проявляет  отрицательных эмоций при повторении ошибок:

объективность отметки;

обеспечивается  эффективное выполнение упражнений и тренировок. Вместе с этим деятельность учителя становится зависима от возможностей и безукоризненного функционирования компьютера. Также следует обратить внимание на то, что при его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников.

Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление  компьютерными эффектами, избыточность красок; готов учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптироват традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.

Специфика предмета ''Иностранный язык" заключается  в том, что ведущим компонентом  содержания обучения иностранному языку  являются не основы наук, а способы  деятельности - обучение различным  видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму.Обучать речевой деятельности можно лишь в живом общении, а для этого нужен партнер. Компьютерная программа, компакт-диск, какими бы интерактивными при этом они не были, могут обеспечить лишь квазиобщение (то есть общение с машиной). Исключение составляют лишь телекоммуникации, когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером - носителем языка.

Из этого следует  то, что в компьютерных технологиях  учитель не является единственным носителем  и владельцем информации, за ним  остается авторский поход к ее интерпретации. Смещается акцент целей  в сторону формирования у школьников умений работать с информацией, формирования исследовательских умений. При традиционном обучении коммуникативный аспект обучения иностранному языку реализуется  более эффективно, поэтому необходимо сочетать обучение иностранному языку  с помощью компьютера и традиционное обучение.

В зависимости  от дидактических целей компьютерные программы на Уроках можно использовать в разных вариантах: как самостоятельно, так и в сочетании с другими  традиционными средствами обучения на различных этапах урока. При такой  методике соблюдаются санитарно-гигиенические  нормы и правила за счет чередования  различных видов деятельности.

В условиях педагогически  грамотного учебного процесса использование  средств информационных технологий (компьютера) это путь рационализации обучения, совершенствования форм и  методов контроля, достижения уровня компетентности в области компьютерных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации  учащихся и учителей.

Таким образом, в связи с существенным прогрессом в развитии персональных компьютеров  и компьютерных технологий происходят изменения в самом процессе обучения иностранному языку, и компьютер  становится необходимым средством  обучения иностранному языку.

1.3. Профессиональная  компетенция преподавателя иностранного  языка в области использования  компьютерных технологий 

Ключевой фигурой  интеграции информационных технологий в учебный процесс является преподаватель, имеющий стремление использовать компьютерные технологии в учебном процессе и, конечно, необходимую квалификацию.

Требования к  преподавателю языка в области  использования компьютерных технологий намного выше, чем требования к  преподавателям других предметных дисциплин, поскольку программное обеспечение  обучения языку включает очень широкий  диапазон программных средств и  учебных материалов, ориентированных  на разные уровни, этапы, аспекты и  профили обучения. Содержание собственно профессиональной подготовки преподавателя  в области применения компьютерных технологий в обучении ещё не так  давно являлось предметом дискуссий. В конце 80-х годов прошлого века считалось, что преподаватель должен владеть навыками программирования для создания собственных компьютерных учебных материалов. Уже в начале 90-х годов в качестве главного требования, предъявляемого к современному преподавателю иностранного языка  в области компьютерного обучения, выдвигается следующее: уметь использовать компьютерные технологии во всём их многообразии на современном методическом уровне. Именно поэтому можно говорить о  таком соотношении навыков, которые  бы определяли профессиональную компетенцию  преподавателя иностранного языка  в этой области.

Первый уровень, который можно назвать базовым, служит показателем общепрофессиональной культуры каждого преподавателя иностранного языка. На этом уровне преподаватель должен уметь пользоваться ограниченным числом прикладных компьютерных программ: текстовым редактором, компьютерными словарями, электронной почтой, веб-браузером, поисковыми системами.

Второй уровень, который можно считать основным, предполагает наличие теоретической  подготовки в области компьютерной лингводидактики и умение работать с комплексом средств, применяющихся  в обучении языку. В него войдут все  виды обучающих программ, расширенный  блок прикладных программ и инструментальные средства. Преподаватель иностранного языка также должен владеть необходимым  терминологическим аппаратом для  использования комплекса программных  средств на изучаемом языке.

Третий уровень  – углубленной подготовки – ориентирован на преподавателей-методистов в области  компьютерной лингводидактики. Такой  преподаватель должен не только иметь  максимально полное представление  о компьютерных средствах обучения языку и ресурсах для преподавателей, но и выступать в роли организатора и координатора процесса использования  информационных технологий в обучении языку.

Принимая во внимание как факт, что значительная часть преподавателей, которая в  настоящее время работает в учебных  заведениях различных уровней, не имела  возможности получить необходимую  подготовку в области компьютерных технологий во время обучения в вузе, так и то, что развитие компьютерных технологий идёт очень быстрыми темпами, необходима организация системы  переподготовки и последующей информационно-методической поддержки преподавателей в сфере  компьютерной лингводидактики. Одной из традиционных форм повышения квалификации являются курсы и семинары в системе дополнительного образования. В настоящее время достаточное число институтов и факультетов повышения преподавателей, лингвистических центров, центров Федерации Интернет-образования предлагают общие курсы компьютерной грамотности и семинары по использованию компьютерных технологий в преподавании языка. Вся информация о курсах повышения квалификации, в том числе и в области компьютерной лингводидактики, размещается на соответствующих сайтах и, как показывает практика, именно этот способ получения информации является наиболее оптимальным. Для эффективного использования информационных технологий в обучении языку не менее важными являются продуманная система организации учебного процесса и меры по стимулированию преподавателей. Формы стимулирования могут быть различными: от включения затрат времени на обучение и разработку авторских компьютерных материалов в учебную нагрузку, оплаты обучения, обеспечения необходимой техникой, литературой, программными средствами, доступом в Интернет до учёта уровня квалификации в этой сфере при аттестации и т.д.

Проблемы поиска эффективных путей компьютеризации  образования актуальны во всём мире и несомненно, что последовательная реализация комплекса мер, направленных на их решение, будет способствовать тому, что компьютерные технологии действительно станут массовым средством  изучения языка и неотъемлемой частью учебного процесса.

ІІ. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 

2.1. Применение  компьютерных программ и обучающих  дисков при обучении иностранным  языкам 

Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами.

Основные виды работы с персональным компьютером (ПК) на уроках английского языка  можно поделить на две группы: использование  обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных  приложениях самим учителем с  дальнейшим применением на уроках при  объяснении материала или при  его отработке и проверке.

Использование обучающих и познавательных программ на CD - наиболее доступный способ использования  компьютера как на уроках, так и во внеурочное время. Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, используя обучающие программы с игровыми элементами: "Triple Play Plus", "Euro Talk. Elementary", "Euro Talk. Intermediate", 'Professor Higgins." "Learn to Speak English".

Овладение языком через игру - один из основных принципов  системы обучения. Разнообразные  мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.

Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.

В каждую программу  заложена задача, желание решить которую  создает позитивную мотивацию к  обучению. Усвоение учебного материала  происходит без какого-либо стороннего побуждения.

Для работы со всем классом применяются программы, предполагающие возможность соучастия  детей в процессе обучения. За клавиатурой  работает учитель, а учащиеся совместно  обсуждают материал, который выводится  на экран. Учащиеся во время такого урока делятся на группы, где работают совместно, а учитель, анализируя выводы, сделанные ими, вводит результат  в компьютер.

Информация о работе Интенсификация обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий