Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 03:59, курсовая работа
цель данной курсовой работы: изучение особенностей внеклассной работы по иностранному языку.
Задачи исследования:
1) изучить литературу по исследуемой проблеме;
2) определить цель и принципы организации внеклассной работы по иностранному языку;
3) раскрыть понятие о формах внеклассной воспитательной работы по иностранному языку;
4) выделить основные требования к внеклассной работе;
5) охарактеризовать факультативные занятия, как вид внеклассной работы;
6) выявить роль факультативных занятий в формировании интереса учащихся в изучении иностранного языка;
7) сформулировать методические рекомендации по организации и проведению факультативных занятий.
Введение......................................................................................................................…3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты внеклассной работы по иностранному языку.......................................................................................................5
Цель и принципы организации внеклассной работы
по иностранному языку………………………………………………………..............5 1.2. Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку………. 9
1.3. Требования к внеклассной работе............................................…………….…...13
Факультативные занятия как вид внеклассной работы…………………......15
Глава 2. Организация и проведение факультативных занятий на среднем
этапе обучения иностранному языка.....................................................................…..20
2.1. Описание методик и исследовательской работы по изучению отношения
учащихся к иностранному языку…………….............................................................20
2.2. Методические рекомендации по организации и проведению
факультативных занятий………………......................................................................26
Заключение………………………………………………………...............................27
Список литературы …………………………………………………………………29
Глава 2. Организация и проведение факультативных занятий
на среднем этапе обучения иностранному языку
2.1. Описание методик и исследовательской работы по изучению отношения учащихся к иностранному языку
Во время прохождения преддипломной практики автором курсовой работы проводилось педагогическое исследование с учащимися
6 «А» класса ГУО «Гимназии № 1» г. Копыля в возрасте 11-12 лет. Целью являлось подтверждение поставленной гипотезы: систематическое проведение факультативных занятий способствует формированию интереса учащихся в изучении иностранного языка. Для работы был выбран метод эксперимента, который состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе
Цель: определение уровня заинтересованности школьников к немецкому языку.
Для реализации поставленной цели использовался метод анкетирования
/см. Приложение 2/. Данная анкета включает в себя 5 вопросов. Вид анкеты - закрытая. На каждый вопрос дети должны были выбрать один вариант ответа, который им подходил больше всего /см. Приложение 3/. За каждый ответ дети получали определенное количество баллов. Высокий уровень заинтересованности составлял от 8 до 10 баллов, средний уровень - от 5 до 7 баллов, низкий уровень - от 0 до 4 баллов.
Ответы детей
№ |
Ф. И. | Вопрос |
1 |
2 | 3 | 4 | 5 | Балл | Уровень |
1 |
Димидчик Павел | В | А | Б | В | А | 6 | Средний | |
2 | Каминский Игнат | А | В | В | В | Б | 2 | Низкий | |
3 | Ленко Надежда | В | Б | Б | Б | В | 7 | Средний | |
4 | Мелешкевич Максим | Б | В | Б | В | В | 3 | Низкий | |
5 | Шкилевич Кристина | Б | А | Б | В | А | 5 | Средний |
После обработки
данных мы получили следующие итоги:
высокий уровень
Ср.ур.=3*100/5=60
% Низ.ур.=2 *100/5=40 %
На основе вышесказанного
делаем вывод о том, что у детей
средний уровень интереса к немецкому
языку.
На
формирующем этапе
Цель: систематическое проведение факультативных занятий для повышения интереса учащихся к немецкому языку.
Для осуществления этой цели на факультативных занятиях по темам „Sport“ и „Feste“ использовались различные задания, направленные на развитие речевых умений и навыков, так как именно говорению уделяется особое внимание на среднем этапе обучения иностранному языку. На протяжении преддипломной практики (28.01.08 – 15.03.08) автором курсовой работы было проведено 7 факультативных занятий согласно тематическому планированию факультативных занятий.
Тематическое планирование факультативных занятий
№ | Дата | Название темы | Количество часов |
1 | 31.01. | Die Feiertage in Deutschland | 1 |
2 | 07.02. | Sitten und Bräuche in Belarus
und
in Deutschland |
1 |
3 | 14.02. | Valentinstag | 1 |
4 | 21.02. | Olympischen Spiele der Neuzeit | 1 |
5 | 28.02. | In der Sportstunde | 1 |
6 | 06.03. | Die berühmteste Sportler Deutschlands | 1 |
7 | 13.03. | Tirol – Land des Wintersports und großer Sportfeste | 1 |
Факультативное занятие по теме „Valentinstag“ началось с вопросов учителя /см. Приложение 4/. Учащиеся, ответив на предложенные вопросы, узнали тему факультатива. Фонетическая зарядка, на которой отрабатывались ритмико-интонационные и слухо-произносительные навыки, позволила создать атмосферу иноязычного общения. Основная часть факультатива началась с разгадывания кроссворда. Нужно было перевести предложенные слова с русского языка на немецкий. В итоге получилось ключевое слово «Valentinstag». Далее велась работа над стихотворением „Trauriger Abzählreim“. Сначала нужно было его прочитать и перевести, а потом проинсценировать. После этого была проведена физкультминутка. На этом факультативном занятии ребята почувствовали себя поэтами, так как им были предложены слова, которые рифмовались. Их нужно было дополнить так, чтобы получилось стихотворение. В конце урока все вместе мы исполнили песню „Rette mich!“. Рефлексия заключалась в том, что каждый ученик должен был положить валентинку на чашу весов с «+», если работа на факультативе им понравилась, если же нет, то – на чашу весов с «-».
Факультативное занятие по теме „In der Sportstunde“ началось с беседы о том, как проходит урок физической культуры именно в этом классе
/см. Приложение 5/. Основная часть факультатива была посвящена работе над текстом „In der Sportstunde“. Задания были разнообразны и направлены на развитие устной речи. Даже когда учащиеся выполняли грамматические упражнения, был сделан упор на то, чтобы после письменного выполнения, ребята все проговаривали и старались объяснить примененное правило на немецком языке. Также было уделено время для проведения физкультминутки. На этом факультативном занятии ребята узнали много новых слов, поэтому была подобрана соответственная рефлексия.
Факультативное занятие по теме „Tirol - Land des Wintersports und großer Sportfeste“ началось традиционно с фонетической зарядки /см. Приложение 6/. Основная часть факультатива была посвящена аудированию. Задания были подобраны таким образом, чтобы учащиеся усовершенствовали свои слухо-произносительные навыки. С помощью кроссворда было проверено владение учащимися лексикой по теме „Sport“. Конечно на этом факультативе, как и на других, были проведены физкультминутка и рефлексия.
На всех факультативных занятиях ребята работали активно, с интересом. При планировании и проведении факультативов были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
На контрольном этапе
Цель: сравнение результатов и анализ отношения к предмету.
После целенаправленной работы была использована анкета, которая предлагалась на формирующем этапе /см. Приложение 2, 7/.
Ответы детей
№ |
Ф. И. | Вопрос |
1 |
2 | 3 | 4 | 5 | Балл | Уровень |
1 |
Димидчик Павел | В | А | А | В | В | 7 | Средний | |
2 | Каминский Игнат | А | В | А | В | В | 3 | Низкий | |
3 | Ленко Надежда | В | Б | А | Б | А | 9 | Высокий | |
4 | Мелешкевич Максим | Б | А | Б | В | А | 5 | Средний | |
5 | Шкилевич Кристина | Б | Б | А | Б | А | 8 | Высокий |
После обработки
данных можно сделать следующий вывод:
высокий уровень заинтересованности -
2 человека, средний уровень - 2 человека,
низкий уровень - 1 человек. Воспользуемся
формулой, которую применили на констатирующем
этапе: У=С*100/А . При подстановке данных
в формулу видно:
Выс.ур.=2*100/5=40% Ср.ур.=2*
Теперь
представим сравнительный анализ результатов
исследования в таблице:
Уровень развития интереса | Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Высокий |
- |
40% |
Средний |
60% |
40% |
Низкий |
40% |
20% |
Изменения уровня
развития интереса к немецкому языку
отображены в диаграммах:
Таким образом, после
систематического проведения факультативов
по немецкому языку уровень
2.2. Методические рекомендации по организации и проведению
факультативных занятий
Таким образом, при проведении факультативных занятий следует учитывать:
- психологические
и возрастные особенности
- их уровень знаний;
- интересы учащихся;
- эмоциональное состояние учеников.
Рекомендуется
использовать различные режимы, виды
и формы работы. Ученики предпочитают
практические типы заданий (разгадывание
кроссвордов, письменные упражнения разных
уровней и т.д.). Для лучшего усвоения
нового страноведческого материала желательно
использовать наглядности, раздаточный
материал. Для совершенствования произношения
и развития умения воспринимать иностранную
речь на слух необходимо использовать
аудио- и видеозаписи.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что в преподавании иностранного языка внеклассная работа занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Информация о работе Факультативные занятия как вид внеклассной работы по иностранному языку