Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 03:59, курсовая работа
цель данной курсовой работы: изучение особенностей внеклассной работы по иностранному языку.
Задачи исследования:
1) изучить литературу по исследуемой проблеме;
2) определить цель и принципы организации внеклассной работы по иностранному языку;
3) раскрыть понятие о формах внеклассной воспитательной работы по иностранному языку;
4) выделить основные требования к внеклассной работе;
5) охарактеризовать факультативные занятия, как вид внеклассной работы;
6) выявить роль факультативных занятий в формировании интереса учащихся в изучении иностранного языка;
7) сформулировать методические рекомендации по организации и проведению факультативных занятий.
Введение......................................................................................................................…3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты внеклассной работы по иностранному языку.......................................................................................................5
Цель и принципы организации внеклассной работы
по иностранному языку………………………………………………………..............5 1.2. Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку………. 9
1.3. Требования к внеклассной работе............................................…………….…...13
Факультативные занятия как вид внеклассной работы…………………......15
Глава 2. Организация и проведение факультативных занятий на среднем
этапе обучения иностранному языка.....................................................................…..20
2.1. Описание методик и исследовательской работы по изучению отношения
учащихся к иностранному языку…………….............................................................20
2.2. Методические рекомендации по организации и проведению
факультативных занятий………………......................................................................26
Заключение………………………………………………………...............................27
Список литературы …………………………………………………………………29
форму внеклассной работы.
2.
Внеурочный характер занятий, который
выражается, во-первых, в
отсутствии строго урочной регламентации,
касающийся времени, места, формы
их проведения. Местом проведения работы
может быть парк, зал музея,
школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии
строгого учета знаний, навыков
и умений, оценок в баллах. Проверка результатов
внеклассной работы
осуществляется в форме отчетных вечеров,
концертов, сборов, выпуска
стенгазет на иностранном языке и т. д.
3.
Большая самостоятельность и инициативность
учащихся в выполнении
внеурочных поручений. В отличие
от учебной работы, где помощь
учителя
играет ведущую роль, во внеклассной
работе учащиеся проявляют больше
самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям / 5, 170 /.
Целям и задачам всей внеклассной работы по иностранному языку в школе отвечают принципы. Принципы внеклассной работы по иностранному языку - исходные положения, которые определяют требования к ее содержанию, методам и организационным формам. Они иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя - организатора внеклассной работы.
Основными организационными принципами внеклассной работы по иностранному языку являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками / 6, 313 /.
Принцип добровольности
Внеклассная работа базируется на владении учениками привычками и умениями, приобретенными на уроках иностранного языка, поэтому очень важно, чтобы ученики наиболее полно использовали эти привычки и умения во время внеклассного мероприятия. Вместе с тем внеклассная работа может положительно влиять на учебную деятельность учеников по иностранному языку. Г.И.Мокроусова и Н.Ю.Кузовлева дополняют вышеупомянутые принципы принципами комплексности, увлеченности и развития инициативы и самодеятельности.
Принцип
комплексности обеспечивает единство
и взаимосвязь морального, эстетичного,
трудового и физического
Принцип увлеченности связан с выбором конкретных интересных приемов, которые оказывают содействие эффективному достижению поставленных задач, а также с содержанием учебных материалов, которое может быть новым, необыкновенным, захватывающим, большей частью страноведческого характера.
Принцип развития инициативы, и самодеятельности предусматривает стимулирование и развитие у школьников самодеятельности и инициативы в работе. Именно во внеклассной работе учитель может дать ученикам возможность самостоятельно использовать свои знания и умения, разрешить делать все, что касается подготовки и проведения внеклассного мероприятия, умело и незаметно, руководя этим процессом. Самодеятельность - это основа творчества, а именно творческое удовлетворение в работе всегда оказывает содействие желанию работать лучше, знать иностранный язык совершеннее. Инициатива может стать жизненной позицией каждого ученика. Учителю необходимо побудить своих учеников к тому, чтобы они сами выбрали тематику и формы внеклассного общения.
Все
вышеназванные принципы, дополняют
друг друга и в комплексе
обеспечивают целенаправленное, последовательное,
систематическое и вместе с тем разностороннее
влияние на развитие личности, помогают
учителю достигнуть поставленных целей.
Для организации и проведения внеклассной
работы нужно также владеть ее формами.
1.2. Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И.Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по иностранному языку по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным / 6, 356 /.
Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.
Групповая
форма внеклассной работы имеет
четкую организационную структуру
и относительно постоянный состав участников,
объединенных общими интересами. К
этой форме принадлежат
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по иностранному языку:
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия. Мероприятия соревновательного характера - конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п. Мероприятия культурно-массового характера - вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера - форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.
В педагогической литературе есть понятие "объединяющие формы внеклассной работы" (Т.М.Калечиц, 3.О.Кейлина). К объединяющим формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы веселых и находчивых.
Клубы являются эффективной
Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.
Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по иностранному языку в школе, активизации работы кружков, для которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведения Недели. Неделю иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.
Процесс подготовки и проведение Недели иностранного языка проходит в три этапа.
III. Этап посвящен итогам Недели. Желательно выпустить информационный бюллетень и сообщить о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее участники, кто из учеников наиболее отметился / см. Приложение 1 /.
Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно выделить переписку учеников. Она имеет не только большое воспитательное, но и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи учеников. Переписка дает возможность получать дополнительную информацию к темам программы и служит средством общения. Чтобы переписка оказывала содействие развитию не только письменной, но и устной речи учеников, на заседаниях кружка или секции клуба заслушивается информация на иностранном языке, о которой идется в письме, устраиваются выставки писем, во время которых комментируется их содержание. Организующим центром этой работы является "Школьный почтамт", который помогает ученикам в переписке, предоставляет информацию о том, как правильно оформить письма, предлагает адреса зарубежных друзей, которые желают состоять в переписке, консультирует по поводу употребления языкового материала, характерного для эпистолярной формы общения.
Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
Информация о работе Факультативные занятия как вид внеклассной работы по иностранному языку