Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ факторных влияний на прибыль, анализ показателей оценки прибыли и выделение рекомендаций по увеличению прибыли.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
• определение сущности и содержания прибыли;
• изучение путей и инструментов управления прибылью предприятия;
• выявление классификации факторов, влияющих на формирование прибыли;
Введение………………...………………...………………………………..5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………………………7
1.1. Управление прибылью предприятия: общая теория прибыли..........7
1.2. Порядок формирования и распределения прибыли………………..14
1.3. Особенности планирования прибыли в современных условиях….20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЧ ПРИБЫЛЬЮ НА ЗАО «ЛЕТО»…………………………………………………………………………..24
2.1. Общая характеристика деятельности ЗАО «ЛЕТО»……………….24
2.2. Анализ процесса формирования и распределения прибыли
в ЗАО «Лето»…………………………………………………………………….34
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………….42
3.1. Пути оптимизации управления прибылью в современных
условиях ………………………………………………………………………….42
3.2. Снижение непроизводственных расходов и потерь………………..48
3.3. Распределение прибыли в условиях современной системы налогообложения ………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………...………………..60
Список использованной литературы……………………...………….63
ЗАО «Лето» является средним предприятием. Данные таблицы 2.2 показывают, что размер угодий предприятия за период 2006-2008 гг. обнаруживает тенденцию к сокращению. Так, размер сельскохозяйственных угодий сократился с 153,4 га в 2006 году до 105,4 га в 2008 году, всего размер земель предприятия сократился с 189 га в 2006 году до 140 га в 2008 году.
Таблица 2.3
Динамика объемов продаж ЗАО «Лето» (тыс. руб.)
Наименование
| 2006 | 2007 | Рост в % к 2006 | 2008 | Рост в % к 2007 |
Объем продаж, всего в том числе: | 285965 | 311489 | 108,9 | 349084 | 112,1 |
сельхозпродукция
| 253355 | 266003 | 105,0 | 296892 | 111,6 |
товары
| 22174 | 31486 | 142,0 | 23808 | 75,6 |
работы, услуги
| 10307 | 14000 | 135,8 | 28384 | 202,7 |
Как видно из табл. 2.3, объемы продаж ЗАО «Лето» в 2007 году увеличились на 108,9% к 2006 году, а в 2008 году на 112,1% к уровню 2007 года. В основном рост объемов продаж обеспечен за счет увеличения производства сельхозпродукции, рост которой в 2008 году составил 111,6%. Вместе с тем, в 2008 году сократились объемы продаж товаров (75,6%) и значительно увеличились объемы, оказываемых работ и услуг (202,7%).
Структура объемов продаж ЗАО «Лето» 2001-2003 г.г. представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Структура объемов продаж ЗАО «Лето» (тыс. руб.)
Наименование
| 2007 | Структура в % | 2008 | Структура в % |
Объем продаж, всего в том числе: | 311489 | 100,0 | 349084 | 100,0 |
- сельхозпродукция
| 266003 | 85,3 | 296892 | 85,0 |
- товары
| 31486 | 10,1 | 23808 | 6,8 |
- работы, услуги
| 14000 | 4,6 | 28384 | 8,2 |
Как видно из табл. 2.4, в структуре объемов продаж наибольший удельный вес - 85,0% занимает продажа сельхозпродукции, продажа товаров - 6,8%, выполнение работ, оказание услуг - 8,2%. В 2008 году сократились объемы продаж товаров и возросли объемы работ и услуг.
Графически структура объемов реализации ЗАО «Лето» на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Структура объема продаж в 2008 году
Исходные данные для оценки финансового состояния предприятия определяются с помощью стандартных форм бухгалтерской отчетности: «Бухгалтерский баланс» (форма №1 по ОКУД), «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2 по ОКУД).
Важнейшим источником информации для анализа является баланс предприятия, он состоит из двух частей. В первой части - активах - показывается состав и размещение капиталов предприятия, т.е. все то, чем оно владеет на дату составления баланса. Другая часть баланса - пассивы и собственный капитал - показывает источники образования активов, т.е. источники образования и накопления капитала. Пассивы еще называют обязательствами, так как они показывают источники привлечения капитала извне. Итоговые показатели обеих частей баланса всегда равны.
Основные технико-экономические показатели производственной деятельности ЗАО «Лето» за 2006-2008 годы приведены в табл. 2.5
Таблица показывает, что несмотря на то, что объем продаж предприятия увеличился в 2006 году на 8,9%, а в 2008 году на 12%, показатель прибыли от продаж в 2007 году весьма значительно уменьшился и составил всего 8,6% к предшествующему периоду, в 2008 году этот же показатель по сравнению с 2007 годом составил 72,9%. Наряду с этим, высокой остается себестоимость реализованной продукции, хотя по сравнению с 2008 годом этот показатель улучшился почти на 17% (в 2008 году увеличение себестоимости составило 128,9% к показателю 2007 года). Рентабельность продукции (прибыль от продаж к себестоимости) в 2006 году составляла 19,9%, что является относительно нормальным уровнем рентабельности, однако в 2007 году она упала до 1,3%, а в 2008 году составила всего 0,8%, т.е. предприятие находится на гране убыточности.
Таблица 2.5
Основные технико-экономические показатели
деятельности ЗАО «Лето» за 2006-2008 годы
Показатели | Ед. изм. | Значение показателей | ||||
2006г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||
Абс. вели-чина | % к пред. году | Абс. вели-чина | % к пред. году | |||
Уставный капитал | Тыс. руб. | 1573 | 1573 | 100,0 | 1573 | 100,0 |
Объем продаж без НДС | Тыс. руб. | 285965 | 311489 | 108,9 | 349084 | 112,1 |
Стоимость основных фондов | Тыс. руб. | 257977 | 311489 | 120,7 | 349084 | 112,0 |
Среднесписочная численность работающих | Чел. | 1240 | 1223 | 98,6 | 981 | 80,2 |
Себестоимость реализованной продукции, работ | Тыс. руб. | 238484 | 307393 | 128,9 | 346100 | 112,6 |
Прибыль от продаж | Тыс. руб. | 47381 | 4096 | 8,6 | 2984 | 72,9 |
Рентабельность (к себестоимости) | % | 19,9 | 1,3 | 6,5 | 0,8 | 61,5 |
Далее проанализируем состав и структуру пассива баланса ЗАО «Лето».
Пассив баланса выражает в стоимостном выражении имущество, которым владеет предприятие на дату, указанную в отчете. Для того чтобы имущество могло считаться активом, необходимо, чтобы оно находилось во владении и распоряжении предприятия и имело стоимость в денежном выражении.
Обязательства предприятия (раздел «Пассивы») перечисляются в балансовом отчете в следующих основных группах: краткосрочные, долгосрочные и собственный капитал и резервы. Обязательства показывают финансовую структуру предприятия, т.е. их каких источников были получены финансы для его функционирования.
Детальный анализ баланса предприятия позволяет сделать выводы о действительных результатах деятельности предприятия за отчетный период и сформировать информацию, необходимую для прогнозирования финансовых показателей на будущие периоды.
Актив баланса на 31.12.08 г. сократился по сравнению с 01.01.07 г. на 47080 тыс. руб. (89,0%) и составил 380980 тыс. руб.
Внеоборотные активы также сократились на 67060 тыс. руб. (78,1%) и составили на 31.12.08 г. 239134 тыс. руб.
Оборотные активы возросли с 121864 тыс. руб. по состоянию на 01.01.08 г. до 141846 тыс. руб. на 31.12.08 г., увеличение составило 19982 тыс. руб. или 116,4%.
Добавочный капитал предприятия за рассматриваемый период уменьшился на 34138 тыс. руб. (81,9%). Более чем в три раза произошел прирост показателя нераспределенной прибыли (359,0%), выросла задолженность предприятия перед участниками по выплате доходов (112,8%), появились отложенные налоговые обязательства (5241 тыс.руб.). Вместе с тем, уменьшилась кредиторская задолженность на 27036 тыс.руб.
Общий коэффициент покрытия предприятия за рассматриваемый период улучшился - на 01.01.2007 г. он составлял 1,27, а на 01.01.2008 г. составил 2,26 - это означает, что предприятие ликвидно (платежеспособно), т.е. оборотные активы в 2,26 раза превышают текущие пассивы (краткосрочные обязательства).
Коэффициент срочной ликвидности также улучшился с 0,24 на 01.01.2007 г. до 0,58 на 01.01.2008 г. и означает, что краткосрочные обязательства предприятия на 58% (0,58) обеспечены быстроликвидными средствами - денежными средствами и дебиторской задолженностью.
В обобщенном виде расчеты представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6.
Расчет финансовых (аналитических) показателей ЗАО «Лето»
Наименование показателя | Порядок расчета | Расчет |
1 | 2 | 3 |
Показатели ликвидности | ||
Общий коэффициент покрытия | Отношение текущих активов (оборотных средств) к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам) | На 01.01.07 г. 121861/95412 = 1,27 На 01.01.08 г. 141846/62754= 2,26 |
Коэффициент срочной ликвидности | Отношение денежных средств и краткосрочных ценных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам | На 01.01.07 г. (22357+999)/95412= 0,24 На 01.01.08 г. (35144+1259)/62754= 0,58 |
Коэффициент ликвидности при мобилизации средств | Отношение материально-производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных обязательств. | На 01.01.07 г. 90859/95412= 0,95 На 01.01.08 г. 58160/62754= 0,93 |
Показатели финансовой устойчивости | ||
Соотношение заемных и собственных средств | Отношение всех обязательств предприятия (кредиты, займы и кредиторская задолженность) к собственным средствам (собственному капиталу) | На 01.01.07 г. 95412/332644= 0,28 На 01.01.08 г. (5241+62754) /312985= 0,21 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами | Отношение собственных оборотных средств (собственный капитал минус внеоборотные активы) к общей величине оборотных средств | На 01.01.07 г. (332644-306194)/121864= 0,21 На 01.01.08 г. (312985-239134)/141846= 0,52 |
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств | Отношение собственных оборотных средств к общей величине собственных средств (собственного капитала) предприятия | На 01.01.07 г. (332644-306194)/332644= 0,08 На 01.01.08 г. (312985-239134)/312985= 0,24 |
Таким образом, уровень экономической эффективности развития ЗАО «Лето» за последние три года, несмотря на финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о серьезных негативных тенденциях, что нашло отражение в снижении рентабельности и прибыльности предприятия. Вышеизложенные факты в совокупности говорят, прежде всего, о низком уровне финансового управления на предприятии. Очевидно, что проблема снижения прибыльности не была решена за счет сокращения численности работающих: с 1240 в 2006 году до 981 в 2008 году. Оценивая данное обстоятельство можно сказать, что сокращение затрат на оплату труда без внесения необходимых изменений в механизмы финансового управления, не влияет на показатель рентабельности производства и размер прибыли предприятия.
2.2. Анализ процесса формирования и распределения прибыли
в ЗАО «Лето»
Прибыль - один из обобщающих оценочных показателей производственно-хозяйственной деятельности фирм, предприятий, корпораций, представляющий собой превышение доходов хозяйствующей единицы от реализации продукции, работ или услуг над суммой всех ее затрат на производство и сбыт. В акционерных обществах чистая прибыль подразделяется на распределяемую, т.е. выплачиваемую акционерам в виде ежегодных дивидендов, и нераспределенную, капитализируемую прибыль, направляемую на увеличение собственного капитала акционерного общества.
Процесс образования прибыли включает:
1. Снижения себестоимости продукции;
2. Внедрения новейших технологий;
3. Повышения качества продукции;
4. Повышения производительности труда;
5. Повышения цены;
6. Увеличения объема выпускаемой продукции
К основным путям распределения прибыли относят:
1. Государству в виде первоочередных платежей;
2. Предприятию на создание различных фондов. Налоги, плата за кредит, рентные платежи и т.д.
Фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурных мероприятий, жилищного строительства.
При этом организации, как правило, сталкиваются со следующими проблемами:
1. Увеличение прибыли не за счет увеличения объема производства и улучшения качества продукции, а за счет необоснованного роста цен, существенных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции;
2. Распределение прибыли идет в основном на повышение заработной платы, а не на развитие производства;
3. Несовершенное налогообложение прибыли.