Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ факторных влияний на прибыль, анализ показателей оценки прибыли и выделение рекомендаций по увеличению прибыли.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
• определение сущности и содержания прибыли;
• изучение путей и инструментов управления прибылью предприятия;
• выявление классификации факторов, влияющих на формирование прибыли;
Введение………………...………………...………………………………..5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………………………7
1.1. Управление прибылью предприятия: общая теория прибыли..........7
1.2. Порядок формирования и распределения прибыли………………..14
1.3. Особенности планирования прибыли в современных условиях….20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЧ ПРИБЫЛЬЮ НА ЗАО «ЛЕТО»…………………………………………………………………………..24
2.1. Общая характеристика деятельности ЗАО «ЛЕТО»……………….24
2.2. Анализ процесса формирования и распределения прибыли
в ЗАО «Лето»…………………………………………………………………….34
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………….42
3.1. Пути оптимизации управления прибылью в современных
условиях ………………………………………………………………………….42
3.2. Снижение непроизводственных расходов и потерь………………..48
3.3. Распределение прибыли в условиях современной системы налогообложения ………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………...………………..60
Список использованной литературы……………………...………….63
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………...………………...…………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………………………7
1.1. Управление прибылью предприятия: общая теория прибыли..........7
1.2. Порядок формирования и распределения прибыли………………..14
1.3. Особенности планирования прибыли в современных условиях….20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЧ ПРИБЫЛЬЮ НА ЗАО «ЛЕТО»………………………………………………………………
2.1. Общая характеристика деятельности ЗАО «ЛЕТО»……………….24
2.2. Анализ процесса формирования и распределения прибыли
в ЗАО «Лето»………………………………………………………………
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………….42
3.1. Пути оптимизации управления прибылью в современных
условиях ………………………………………………………………………….
3.2. Снижение непроизводственных расходов и потерь………………..48
3.3. Распределение прибыли в условиях современной системы налогообложения ………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………...
Список использованной литературы……………………...………….63
С переходом от административно-командных методов управления экономикой к рыночным значительно изменилась роль прибыли в развитии экономики России. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. Поскольку финансы, кредит, цены, себестоимость и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. От прибыли зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства, региональных и местных органов власти.
Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений, касающихся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге принятые решения сказываются на финансовых результатах предприятия, главным компонентом которых является прибыль.
Прибыль выступает побудительным мотивом предпринимательской деятельности, является источником развития производства и удовлетворения материальных потребностей предпринимателей и работников предприятия. Поэтому вся деятельность предприятия направлена на увеличение прибыли, получить которую в условиях рыночной экономики можно только, удовлетворяя определенные потребности покупателей в продукции, работах, услугах.
Однако прибыль является одной из самых сложных экономических категорий. Изучив источники получения прибыли можно разработать научный подход к решению многих проблем, например, повысить эффективность и ответственность трудового коллектива, достижение конечных результатов при наименьших затратах. При этом укрепление коммерческого расчета во всех звеньях производства каждого отдельного предприятия в решающей степени зависит от управления прибылью и выявления специфических резервов роста прибыли каждого отдельного хозяйствующего субъекта. Таковым в качестве объекта исследования является финансово-хозяйственная деятельность предприятия ЗАО «Лето».
Предметом же исследования является определение факторов, влияющих на прибыль предприятия, оценка их места и роли в повышении прибыли и при принятии управленческого решения.
Целью курсовой работы является анализ факторных влияний на прибыль, анализ показателей оценки прибыли и выделение рекомендаций по увеличению прибыли.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
определение сущности и содержания прибыли;
изучение путей и инструментов управления прибылью предприятия;
выявление классификации факторов, влияющих на формирование прибыли;
анализ показателей оценки прибыли;
классификация видов планирования прибыли;
дать общую характеристику предприятия и финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Лето»;
проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Лето» на основе системы показателей;
сформулировать и обосновать рекомендации по увеличению прибыли предприятия.
При проведении исследования были изучены законодательно-нормативная основа предпринимательской деятельности и формирования прибыли (ГК РФ), а также Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках ЗАО «Лето».
Работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ
1.1. Управление прибылью предприятия: общая теория прибыли
Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.
Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются.
1. Интегрированность с общей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственным менеджментом персонала, инвестиционным менеджментом, финансовым менеджментом и некоторыми другими видами функционального менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности системы управления прибылью с общей системой управления предприятием.
2. Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью. В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высокоприбыльных финансовых вложений может вызвать дефицит финансовых ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность, и как следствие - существенно уменьшить размер операционной прибыли. Поэтому управление прибылью должно рассматриваться как комплексная система действий, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в результативность формирования и использования прибыли по предприятию в целом.
3. Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь - с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования предприятия особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому системе управления прибылью должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.
4. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.
5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.
С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
Исходя из этой главной цели можно сформулировать систему основных задач, направленных на реализацию главной цели управления прибылью:
1. Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования. Основными выступают максимально возможный уровень использования ресурсного потенциала и сложившаяся конъюнктура товарного и финансового рынков.
2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Как уже отмечалось, между этими двумя показателями существует прямо пропорциональная связь. С учетом отношения менеджеров к хозяйственным рискам формируется допустимый их уровень, определяющий агрессивную, умеренную (компромиссную) или консервативную политику осуществления тех или иных видов деятельности или проведения отдельных хозяйственных операций. Исходя из заданного уровня риска в процессе управления должен быть, максимизирован соответствующий ему уровень прибыли.
3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного развития предприятия. В рамках операционной деятельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет расширения объема выпуска продукции и освоения новых перспективных ее видов.
4. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия. Этот уровень при успешной деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, при необходимости возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также инфляционные потери.
5. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. При этом в самофинансировании развития предприятия прибыли должна отводиться главенствующая роль
6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде. Темп возрастания рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде. Каждое предприятие исходя из условий и задач хозяйственной деятельности само определяет систему критериев оптимизации распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части.
7. Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли. Программы участия персонала в прибыли, призванные гармонизировать интересы собственников предприятия и его наемных работников, должны с одной стороны эффективно стимулировать трудовой вклад этих работников в формирование прибыли, а с другой стороны - обеспечивать достаточно приемлемый уровень их социальной зашиты, которую государство в современных условиях полностью обеспечить не в состоянии.
Все рассмотренные задачи управления прибылью теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, максимизация уровня прибыли при минимизации уровня риска; обеспечение достаточного уровня удовлетворения интересов собственников предприятия и его персонала; обеспечение достаточного размера прибыли, направляемой на прирост активов и на потребление и т.п.). Поэтому в процессе управления прибылью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой.
Построение системы управления прибылью требует формирования систематизированного перечня объектов этого управления. Такая систематизация объектов управления должна с одной стороны отражать функциональную направленность этого управления, а с другой - различные его уровни.
Функциональная направленность объектов управления прибылью по общепринятым стандартам выделяет два основных их вида:
управление формированием прибыли;
управление распределением и использованием прибыли.
Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы: