Управление оборотными активами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Оборотные активы – это часть имущества организации, предметы которого участвуют в одном цикле производства и обращения товара, последовательно переносят свою стоимость из одной стадии кругооборота в другую и возмещают ее из выручки текущего периода. Оборотные активы занимают большой удельный вес в общей валюте баланса. Это наиболее мобильная часть капитала, от состояния и рационального использования которого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности и финансовое состояние предприятия. Основная цель анализа при этом – своевременное выявление и устранение недостатков управления оборотным капиталом и нахождение резервов повышения интенсивности и эффективности его использования. Оборотные активы обеспечивают непрерывность операционных процессов – ликвидность, их величина должна быть минимально необходимой, но достаточной. Излишние запасы снижают эффективность (рентабельность, оборачиваемость), а недостаток может привести к срывам ликвидности. Поэтому важным элементом управления оборотными активами служит расчет потребности в оборотных средствах или определение необходимого оборотного капитала.
Оборотные активы мобильны, изменчивы, реагируют на внешние и внутренние изменения, что подчеркивает необходимость текущего (оперативного) анализа и мониторинга деловой активности. Мониторинг предполагает регулярный контроль остатков оборотных средств, отслеживание и предупреждение рисков срыва ликвидности, координирование действий в случае увеличения сроков поставок, производственных сбоев, задержек платежей и других негативных событий. При росте деловой активности капитал высвобождается, а при снижении требуются дополнительные финансовые вливания на пополнение оборотных средств. Улучшение использования оборотных активов нацелено на ускорение оборачиваемости, т.е. на увеличение числа оборотов и сокращение периода оборота. Для этого следует оптимизировать сроки поставок, выбирать дисциплинированных, надежных поставщиков, применять прогрессивные методы организации производственных процессов для сокращения их длительности, исследовать рынок и стимулировать сбыт для предупреждения затоваривания. В рамках управления задолженностями необходимо оценивать платежеспособность клиентов, контролировать своевременность платежей. Основное условие управления задолженностями – оборачиваемость дебиторской задолженности должна быть выше, чем оборачиваемость кредиторской задолженности:
Объект исследования – оборотные средства предприятия ОАО «Российские железные дороги». Предмет исследования – система управления оборотными активами.
Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель работы – изучить особенности обеспеченности и эффективности использования оборотных средств на предприятии, рассмотреть состояние и пути совершенствования управления оборотными активами на предприятии ОАО «Российские железные дороги». Задачи работы:
– изучить теоретические особенности формирования оборотных средств, их классификацию, нормирование, показатели использования;
– исследовать обеспеченность и эффективность использования оборотных средств на примере предприятия ОАО «Российские железные дороги»;
– разработать предложения по совершенствованию управления оборотными активами ОАО «РЖД» и оценить их эффективность.
Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области экономики предприятия, экономической теории, анализу ФХД и теории управления, монографии и научные статьи в периодических изданиях, а также учредительные документы, бухгалтерская и финансовая отчетность за 2006–2008 гг. ОАО «РЖД».

Содержание

Введение..3
1. Теоретические основы управления оборотными активами предприятия……..5
1.1 Состав и структура оборотных средств………………………………….5
1.2 Определение потребности в оборотных средствах……………………...9
1.3 Показатели оценки и пути повышения эффективности использования оборотных средств………………………………………………………………….16
2. Управление оборотными активами на предприятии ОАО «Российские железные дороги»…………………………………………………………………...20
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия…………………………………………………………………………20
2.2 Экспресс-анализ финансового состояния………………………………23
2.3 Анализ оборотных активов предприятия……………………………….33
3. Эффективность управления оборотными активами предприятия, резервы ее повышения…………………………………………………………………………..39
3.1 Пути оптимизации оборотных активов………………………………....39
3.2 Повышение эффективности использования оборотных активов ОАО «РЖД»…………………………………………………………………………47
Заключение………………………………………………………………………….54
Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

курсовая по фин мен.rtf

— 1.59 Мб (Скачать)
 

     В случае ОАО «РЖД» соотношения следующие:

     - за 2008 г.: А1 П1; А2 П2; А3 П3; А4 П4;

     - за 2009 г.: А1 П1; А2 П2; А3 П3; А4 П4;

     - за 2010 г.: А1 П1; А2 П2; А3 П3; А4 П4;

     Курсивом выделим несоответствие условиям ликвидности.

     Сведем результаты группировки активов и пассивов в общую табл. 4. 

Таблица 4. Группировка активов и пассивов ОАО «РЖД» в 2008-2010 гг.,

тыс. руб.

Актив 2006 2007 2008
А1 18199501 6058344 64258367
А2 62075935 65204011 96218894
А3 54705080 67597440 80793934
А4 2570580329 2732512179 3263902702
Баланс 2705560845 2871371974 3505173897
Пассив 2006 2007 2008
П1 116219872 163219572 209471257
П2 14054579 37603784 164822438
П3 74793263 79543534 185685418
П4 2500493131 2591005084 2945194784
Баланс 2705560845 2871371974 3505173897
Платежный излишек / недостаток
  2006 2007 2008
А1-П1 -98020371 -157161228 -145212890
А2-П2 48021356 27600227 -68603544
А3-П3 -20088183 -11946094 -104891484
А4-П4 70087198 141507095 318707918
 

     На исследуемом предприятии в течение всех периодов наблюдается несоответствие первого условия абсолютной ликвидности - у ОАО «РЖД» недостаточно высоколиквидных активов для погашения наиболее срочных обязательств, т.е. присутствует риск недостаточной ликвидности. В 2008 г. эта нехватка составила 98020371 тыс. руб., 2009 - 157161228 тыс. руб., 2010 - 145212890 тыс. руб., таким образом наблюдается отрицательная динамика, что связано с более высоким темпом роста кредиторской задолженности, чем денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.

     Соответствие второго условия ликвидности обеспечивается за счет значительных сумм дебиторской задолженности, однако в 2010 г. задолженность предприятия внешним кредиторам превысила сумму А1 и А2, нехватка средств составила 68603544 тыс. руб. Несоблюдение третьего условия ликвидности на предприятии ОАО «РЖД» происходит из-за значительной величины долгосрочных обязательств, превышение задолженности предприятия над его запасами и готовой продукцией также очень значительно. Четвертое условие ликвидности на ОАО «РЖД» также не соблюдается - в течение 2006-2008 гг. величина собственного капитала была ниже величины внеоборотных или труднореализуемых активов, что говорит о неустойчивом финансовом состоянии, так как финансирование внеоборотных активов за счет заемных источников недопустимо из-за разных скоростей оборачиваемости (внешней задолженности и иммобилизованных активов). В целом же ОАО «РЖД» не может быть признано ликвидным. Значения относительных показателей ликвидности представлены в табл. 5 

     Таблица 5. Расчет коэффициентов ликвидности за 2008-2010 гг.

     
Показатель норматив 2008 2009 2010 2009/2008 2010/2009 2010/2008
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,2-0,5 0,1566 0,0371 0,3068 -0,1195 0,2696 0,1502
Коэффициент срочной ликвидности 0,8-1,0 0,5341 0,3995 0,4593 -0,1346 0,0599 -0,0748
Коэффициент текущей ликвидности 1,5-2,0 0,4707 0,4142 0,3857 -0,0566 -0,0284 -0,0850
 

     Значение коэффициента абсолютной ликвидности в случае ОАО «РЖД» в 2008-2010 гг. было слишком низким - в этом периоде за счет имеющихся денежных средств предприятие могло погасить только порядка 3% кредиторской задолженности, а в 2010 г. значение показателя достигло нормативного значения. Для показателя срочной ликвидности обычно удовлетворяет соотношение 0,8-1,0. В случае ОАО «РЖД» значение этого показателя было недостаточным на протяжении 2008-2010 гг., т.е. предприятие могло погасить в течение 3-х месяцев чуть более 45% кредиторской задолженности. В принципе такие изменения значения коэффициента связаны только с изменением суммы дебиторской задолженности. Коэффициент текущей ликвидности - удовлетворяет обычно значение 1,5-2,0. На предприятии ОАО «РЖД» его величина также была ниже нормативной в течение всего исследуемого периода, к тому же прослеживается отрицательная динамика коэффициента, т.е. рост задолженности внешним кредиторам у предприятия происходит быстрее, чем прирост собственных оборотных средств, что, конечно же, отрицательно характеризует его деятельность.

     Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность ОАО «РЖД» как недостаточную на протяжении всего исследуемого периода. Кроме того, следует отметить наметившуюся тенденцию к снижению показателей абсолютной и срочной ликвидности предприятия как явно негативную. Расчет показателей платежеспособности представлен в табл. 6. Исходя из полученных в результате анализ данных можно сделать следующие выводы: 

     Таблица 6. Расчет показателей платежеспособности

     
Показатель Кр-й 2008 2009 2010 Динамика, +/-
Чистый оборотный капитал, тыс. руб.
4706065 -61963561 -133022500 -137728565
Коэффициент общей платежеспособности
1
0,4506 0,2863 0,3930 -0,0576
 

     Показатель «Чистый оборотный капитал» говорит об отсутствии у предприятия временно свободных средств, в случае ОАО «РЖД» эти суммы достаточно значительны. Также наблюдается уменьшение этого показателя с 4706065 тыс. руб. в 2008 г. до -133022500 тыс. руб. в 2010 г. Таким образом к 2011 г. ОАО «РЖД» испытывало недостаток в оборотных средствах. В значениях коэффициента общей платежеспособности наметилась тенденция к уменьшению, хотя за весь исследуемый период предприятие ОАО «РЖД» могло погасить лишь 45,06% в 2008 г., 28,63% в 2009 г. и 39,3% в 2010 г., что говорит о возможных просрочках платежей.

     Однако в рамках поставленных в работе задач, необходимо более подробно проанализировать эффективность финансово-хозяйственной деятельности, рассчитав показатели рентабельности в табл. 7.

     На основании расчетов табл. 7 можно сделать следующие выводы:

     - в целом прослеживается отрицательная динамика показателей рентабельности. Стоит также отметить низкий уровень показателей рентабельности ОАО «РЖД». 

Таблица 7. Анализ показателей рентабельности ОАО «РЖД» в 2008-2010 гг.

Коэффициент 2008 г. 2009 г. 2010 г. Динамика
Рентабельность всего капитала 0,0098 0,0294 0,0038 -0,0059
Рентабельность использования собственного капитала 0,0106 0,0327 0,0046 -0,0060
Рентабельность использования оборотных активов 0,1811 0,5309 0,0509 -0,1302
Рентабельность продаж 0,0834 0,0785 0,0603 -0,0231
Рентабельность производственной деятельности 0,0341 0,0944 0,0129 -0,0211
Коэффициент затрат 0,9128 0,9178 0,9397 0,0269
 

     - рентабельность всех вложений в ОАО «РЖД» составила в 2010 г. 0,4 коп. на каждый рубль вложений;

     - рентабельность использования собственного капитала - 0,5 коп. на каждый рубль капитала предприятия в 2009 г., уменьшение показателя к 2010 г. составило 0,6 коп. на каждый рубль;

     - в результате использования оборотных активов ОАО «РЖД» получало с каждого рубля, вложенного в них, 5,1 коп. в 2010 гг., тогда как в 2008 - 18 коп., т.е. эффективность использования оборотных активов предприятия снизилась на 13 коп. с каждого рубля, вложенного в них, за три года;

     - показатели рентабельности продаж также достаточно низок - 8,4 и 6 коп с каждого рубля выручки от реализации товаров, работ, услуг в 2008 и 2010 гг., в целом значений данного показателя явно недостаточно;

     - значения рентабельности производственной деятельности в 2010 г. 1,3 коп. говорят о том, что с каждого рубля потраченного на производство и реализацию было получено меньше 2 коп. прибыли, несомненно в современных условиях полученные значения должны побудить руководство предприятия к решительным мерам по повышению эффективности хозяйственной деятельности и инвестиционной привлекательности «РЖД»;

     - удельный вес затрат в выручке достаточно высок - больше 90% в 2008-2010 гг. соответственно, это также свидетельствует о том, что невзирая на полученную прибыль, эффективность финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» слишком мала. 

     2.3 Анализ оборотных активов предприятия 

     Вначале проанализируем состав и структуру активов предприятия в динамике за три (2008-2010) года. На основании данных, приведенных в табл. 1, можно сформулировать следующие выводы. Величина имущества предприятия ОАО «РЖД» в 2009 г. выросла на 165811129 тыс. руб. или на 6,13%, в 2010 г. она выросла на 633801923 тыс. руб. (на 22,07%), при этом:

     - величина внеоборотных активов выросла на 682304570 тыс. руб. в 2010 по сравнению с 2008 г.;

     - сумма оборотных активов ОАО «РЖД» выросла на 13319801 тыс. руб. за 2009 г. в основном за счет роста суммы долгосрочной дебиторской задолженности на 9440522 тыс. руб., краткосрочной дебиторской задолженности на 14687785 тыс. руб. и прочих оборотных активов на 3020348 тыс. руб., а такие статьи баланса как «НДС по приобретенным ценностям» и «Запасы» уменьшились на 14580057 тыс. руб. и на 1687697 тыс. руб. соответственно;

     - в течение 2010 г. сумма оборотных активов выросла на 103988681 тыс. руб., это произошло в результате роста запасов на 12893135 тыс. руб., долгосрочной и краткосрочной дебиторской задолженности на 1577281 и 34008212 тыс. руб. соответственно, роста краткосрочных финансовых вложений на 36620891 тыс. руб. и денежных средств на 21579132 тыс. руб.;

     - наличие долгосрочной дебиторской задолженности должно привлечь самое пристальное внимание руководства ОАО «РЖД», т.к. это показатель средств, отвлеченных из оборота предприятия, кроме того, всегда есть риск невозврата сумм покупателями, тем более, что это происходит на фоне значительного уменьшения суммы абсолютно ликвидных активов - денежных средств в 2009 г.;

Информация о работе Управление оборотными активами предприятия