Управление оборотными активами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Оборотные активы – это часть имущества организации, предметы которого участвуют в одном цикле производства и обращения товара, последовательно переносят свою стоимость из одной стадии кругооборота в другую и возмещают ее из выручки текущего периода. Оборотные активы занимают большой удельный вес в общей валюте баланса. Это наиболее мобильная часть капитала, от состояния и рационального использования которого во многом зависят результаты хозяйственной деятельности и финансовое состояние предприятия. Основная цель анализа при этом – своевременное выявление и устранение недостатков управления оборотным капиталом и нахождение резервов повышения интенсивности и эффективности его использования. Оборотные активы обеспечивают непрерывность операционных процессов – ликвидность, их величина должна быть минимально необходимой, но достаточной. Излишние запасы снижают эффективность (рентабельность, оборачиваемость), а недостаток может привести к срывам ликвидности. Поэтому важным элементом управления оборотными активами служит расчет потребности в оборотных средствах или определение необходимого оборотного капитала.
Оборотные активы мобильны, изменчивы, реагируют на внешние и внутренние изменения, что подчеркивает необходимость текущего (оперативного) анализа и мониторинга деловой активности. Мониторинг предполагает регулярный контроль остатков оборотных средств, отслеживание и предупреждение рисков срыва ликвидности, координирование действий в случае увеличения сроков поставок, производственных сбоев, задержек платежей и других негативных событий. При росте деловой активности капитал высвобождается, а при снижении требуются дополнительные финансовые вливания на пополнение оборотных средств. Улучшение использования оборотных активов нацелено на ускорение оборачиваемости, т.е. на увеличение числа оборотов и сокращение периода оборота. Для этого следует оптимизировать сроки поставок, выбирать дисциплинированных, надежных поставщиков, применять прогрессивные методы организации производственных процессов для сокращения их длительности, исследовать рынок и стимулировать сбыт для предупреждения затоваривания. В рамках управления задолженностями необходимо оценивать платежеспособность клиентов, контролировать своевременность платежей. Основное условие управления задолженностями – оборачиваемость дебиторской задолженности должна быть выше, чем оборачиваемость кредиторской задолженности:
Объект исследования – оборотные средства предприятия ОАО «Российские железные дороги». Предмет исследования – система управления оборотными активами.
Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель работы – изучить особенности обеспеченности и эффективности использования оборотных средств на предприятии, рассмотреть состояние и пути совершенствования управления оборотными активами на предприятии ОАО «Российские железные дороги». Задачи работы:
– изучить теоретические особенности формирования оборотных средств, их классификацию, нормирование, показатели использования;
– исследовать обеспеченность и эффективность использования оборотных средств на примере предприятия ОАО «Российские железные дороги»;
– разработать предложения по совершенствованию управления оборотными активами ОАО «РЖД» и оценить их эффективность.
Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области экономики предприятия, экономической теории, анализу ФХД и теории управления, монографии и научные статьи в периодических изданиях, а также учредительные документы, бухгалтерская и финансовая отчетность за 2006–2008 гг. ОАО «РЖД».

Содержание

Введение..3
1. Теоретические основы управления оборотными активами предприятия……..5
1.1 Состав и структура оборотных средств………………………………….5
1.2 Определение потребности в оборотных средствах……………………...9
1.3 Показатели оценки и пути повышения эффективности использования оборотных средств………………………………………………………………….16
2. Управление оборотными активами на предприятии ОАО «Российские железные дороги»…………………………………………………………………...20
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия…………………………………………………………………………20
2.2 Экспресс-анализ финансового состояния………………………………23
2.3 Анализ оборотных активов предприятия……………………………….33
3. Эффективность управления оборотными активами предприятия, резервы ее повышения…………………………………………………………………………..39
3.1 Пути оптимизации оборотных активов………………………………....39
3.2 Повышение эффективности использования оборотных активов ОАО «РЖД»…………………………………………………………………………47
Заключение………………………………………………………………………….54
Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

курсовая по фин мен.rtf

— 1.59 Мб (Скачать)

                                   КН =

                                   (9) 

     где Сср - средняя себестоимость изделия в незавершенном производстве, руб.; Спр - производственная себестоимость изделия, руб.

     Норматив запаса готовой продукции (Нгп) на складе предприятия определяется временем для накопления партии, погрузки, транспортирования ее до станции отправления, выписки счетов - платежных требований и предъявления их в банк в пределах срока, установленного банком: 

                           НГП = Зсотгдок)    (10) 

     где Зс - среднесуточные затраты на производство продукции, руб.; Иотг - интервал отгрузки ГП, дни; Вдок - время оформления плат. документов, дни.

     Норматив оборотных средств в расходах будущих периодов рассчитывается отдельно по затратам на освоение новых производств, разработку новых технологий, перепланировку цехов и переналадку оборудования и т.д. В целях мобилизации свободных денежных средств и запуска их в хозяйственный оборот для предприятий всех форм собственности устанавливается государственный норматив на хранение денежных средств в кассах предприятий. Все суммы сверх этого норматива должны сдаваться на банковский депозит. Сумма нормативов запасов оборотных средств по отдельным статьям составляет общий норматив собственных оборотных средств предприятия. 

     1.3 Показатели оценки и пути повышения эффективности использования оборотных средств 

     Степень эффективности использования оборотных средств характеризуют следующие основные показатели: коэффициент оборачиваемости; длительность одного оборота; загрузка оборотных средств.

     Коэффициент оборачиваемости (КО) определяется делением объема реализации продукции в оптовых ценах (РП), на средний остаток оборотных средств на предприятии (СО): 

                                           КО =

                (11) 

     Коэффициент оборачиваемости характеризует число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятия за определенный период (год, квартал), или показывает объем реализованной продукции, приходящийся на 1 руб. оборотных средств.

     Из формулы видно, что увеличение числа оборотов ведет либо к росту выпуска продукции на 1 руб. оборотных средств, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньшую сумму оборотных средств.

     Величина коэффициента загрузки оборотных средств (КЗ) обратна коэффициенту оборачиваемости. Данный показатель характеризует сумму оборотных средств, затраченных на 1 руб. реализованной продукции:

                                                 КЗ =

     (12) 

     Длительность одного оборота (в днях) находится делением количества дней в периоде (Д) на коэффициент оборачиваемости (КО): 

                                                            Т =      (13) 

     Чем меньше продолжительность оборота или больше число совершаемых оборотными средствами кругооборотов при том же объеме реализованной продукции, тем меньше требуется оборотных средств, и наоборот, чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются [7, 245-246].

     Оборачиваемость оборотных средств характеризует эффективность их использования. От длительности оборота зависит величина запасов, затраты на их хранение, формирование величины прибыли.

     Однако при определении показателя оборачиваемости требуется решить ряд вопросов: по какой методике рассчитывать показатель оборачиваемости: путем отношения стоимости реализованной продукции к среднегодовым остаткам оборотных средств или путем отношения затрат; как оценивать реализованную продукцию при расчете показателя оборачиваемости: в действующих ценах или сопоставимых; с налогами, вычитаемыми из реализации или без налогов от реализации; при расчете показателя оборачиваемости оборотных средств по реализации продукции последняя исчисляется в текущих или сопоставимых ценах, а среднегодовые остатки - по себестоимости.

     Определение оборачиваемости оборотных средств по себестоимости реализованной продукции приводит к тому, что на предприятиях, где себестоимость продукции увеличивается, возрастает и коэффициент оборачиваемости, то есть сокращается длительность одного оборота; при снижении себестоимости, наоборот, оборачиваемость замедляется и увеличивается длительность одного оборота.

     Это противоречит задаче повышения эффективности производства, и в первую очередь за счет снижения себестоимости. Если исчислять показатель оборачиваемости в действующих ценах, то он не сопоставим в динамике. Поэтому стоимость реализованной продукции целесообразно использовать при расчете показателей эффективности в сопоставимых ценах.

     При этом из стоимости реализованной продукции налоги от реализации (НДС, акцизы и др.) должны исключаться, поскольку они не принимают участия в формировании оборотных средств, прибыли, оборачиваемости активов.

     Сопоставимость показателей оборачиваемости на различных предприятиях и на отдельно взятом предприятии при отсутствии единой методики исчисления этого показателя практически невозможна.

     В таком случае нельзя выявить и количественно соизмерить влияние отдельных факторов на изменение оборачиваемости и длительности одного оборота при разработке мероприятий по управлению оборотными активами, обеспечивающих повышение эффективности их использования [2, с. 74].

     Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении, уменьшении потребности в них в связи с улучшением их использования. Различают абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств. Абсолютное высвобождение отражает прямое уменьшение потребности в оборотных средствах.

     Относительное высвобождение отражает изменение как величины оборотных средств, так и объема реализованной продукции. Чтобы его определить, нужно исчислить потребность в оборотных средствах за отчетный год исходя из физического оборота по реализации продукции за этот период и оборачиваемости за предыдущий год.

     Величина высвободившихся оборотных средств (В) определяется:

                                   В =

     (14) 

     где Вр - выручка от реализации продукции в отчетном периоде, руб.; Д1 и Д2об - средняя длительность оборота в базисном и планируемом периоде, дни; Дп - длительность расчетного периода, дни.

     Оборотные средства находятся одновременно на всех стадиях и во всех формах производства, что обеспечивает его непрерывность и бесперебойную работу предприятия. Поэтому в следующей части работы рассмотрим обеспеченность и эффективность использования оборотных средств производственного предприятия ОАО «Российские железные дороги» 
 

 

      2. Управление оборотными активами на предприятии ОАО «Российские железные дороги» 

     2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 

     Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. В 2007 году железным дорогам в России исполнилось 170 лет.

     Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:

     - огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;

     - высокие финансовые рейтинги;

     - квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;

     - большая научно-техническая база;

     - проектные и строительные мощности;

     - значительный опыт международного сотрудничества.

     ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года №585. Создание Компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года №384. 1 октября 2003 года - начало деятельности ОАО «РЖД».

     Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации. Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта. Динамика роста уставного капитала ОАО «РЖД» представлена в следующее таблице. 

     
Период Размер уставного капитала (в руб.) Размер уставного капитала (в акциях)
01.01.2008 1 535 700 000 000 1 535 700 000
01.01.2009 1 541 697 819 000 1 541 697 819
07.07.2010 1 583 197 189 000 1 583 197 189
 

     Технические характеристики ОАО «РЖД»

     Эксплуатационная длина железных дорог 85,2 тыс. км.

     Протяженность электрифицированных линий 42,9 тыс. км.

     Доля в грузообороте транспортной системы России - 43%

     Доля в пассажирообороте транспортной системы России - 41%

     Парк подвижного состава: 

     
Вид Количество
Грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы) 11 100
Грузовые вагоны всех типов 624 900
Маневровые локомотивы (тепловозы) 5 900
Пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) 2 700
Пассажирские вагоны дальнего следования 24 100
Пассажирские вагоны пригородных поездов 15 600
 

     Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

     Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

     Стратегические цели компании:

     - увеличение масштаба транспортного бизнеса;

     - повышение производственно-экономической эффективности;

     - повышение качества работы и безопасности перевозок;

     - глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;

     - повышение финансовой устойчивости и эффективности.

     Учитывая важность роли железнодорожного транспорта в экономике страны, а также необходимость формирования инновационной политики отрасли была разработана «Белая книга ОАО «РЖД» - документ, описывающий основные направления научно-технического развития Компании до 2015 года.

Информация о работе Управление оборотными активами предприятия