Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

В условиях рынка Беларуси основное положение зачастую занимают покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу (услугу), и только потом расплатиться за них. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики все чаще используют предоставление коммерческого кредита в виде отсрочки платежей и т.д.

Работа содержит 3 файла

1 глава.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

    Скидки  за оплату в срок — это стимул для покупателя. Например, условие  договора «5/10-50» означает отсрочку платежа — 50 дней, но если покупатель оплатит товар в первые 10 дней после поставки, он получит скидку в размере 5%. Если по договору условия следующие: «5/Ю ПДМ-50», или «5/Ю ЕОМ-50», это означает, что скидка предоставляется, если платеж будет произведен в течение первых 10 дней следующего месяца, так как все отгрузки (поставки) в данном месяце считаются в последний день месяца.

    В бухгалтерском учете дебиторская  задолженность в одних случаях  учитывается в ценах без скидок (валовой метод), в других — со скидками (чистый метод). Во втором случае исходят из того, что скидка —  основной вариант оплаты по сравнению с отсрочкой платежа. Поэтому если покупатель не использует скидку, предприятие-поставщик получает дополнительный доход, который отражается в отчете о прибылях и убытках.

    Списание  безнадежных долгов осуществляется или напрямую, или с помощью создаваемого «резерва на покрытие безнадежных долгов».

    Напрямую  списываются, как правило, незначительные суммы, так как:

    • не всегда возможно точно определить момент появления безнадежной задолженности;

    • списание значительных сумм приводит к неравномерности доходов и расходов предприятия и несоответствию их друг другу;

    • на сумму дебиторской задолженности  и ее безнадежной части оказывают  влияние некоторые факторы, такие, как скидки, возврат неоплаченной продукции и др.

    Поэтому основным методом списания безнадежных долгов является их списание через «Резерв на покрытие безнадежных долгов» («Резерв по сомнительным долгам» — в России).

    Размер  «резерва на покрытие безнадежных долгов»  определяют на основе опыта прошлых  лет исходя из доли (процента) безнадежных долгов; или к общему объему продаж (объему продаж отдельным покупателям); или к общему объему дебиторской задолженности по строке «Счета к получению» (к общей сумме или к сумме в зависимости от сроков возникновения).

    Резерв  утверждается именно в этой сумме. Отчисления в него делаются с учетом положительного или отрицательного остатка резерва на начало периода. Счет «Резерв на покрытие безнадежных долгов» показывается в балансе отдельной строкой после строки «счета к получению», является оценочным контрсчетом к этой строке и выплачивается из нее при подсчете суммы баланса. [6, с. 153-155]

    Вексель – это безусловное обещание оплатить указанную сумму в установленное  время. Вексель широко используется за границей. В 1992 г. Литва присоединилась к Женевской конвенции. В 1993 г. Литовский Банк утвердил правила использования векселей, в 1994 г. было принято постановление Нотариата о том, что вексель опротестовывает нотариус, а в 1995 г. Правительство утвердило правила опротестования векселей и чеков. В марте 1999 г. принято постановление о простом и переводном векселях. Вексель ускоряет и улучшает расчеты между субъектами хозяйствования. Это очень актуально для многих стран мира. Векселя делятся на два вида:

    Простой (соло) вексель – обязательство, выданное заемщиком, что он обязуется выплатить указанную в векселе сумму в назначенное время;

    Переводной (тратта) вексель – письменный приказ кредитора заемщику об уплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю.

    За  границей широко используется еще  одна современная  форма рефинансирования активов, в частности, дебиторской задолженности – секъюритизация. Это процесс объединения прибыльных активов в пул с последующей продажей долей в этом пуле в форме ценных бумаг, обеспеченных активами (asset-backed securities - ABS).  

    1.5. Анализ состояния и тенденций развития отрасли строительства и архитектуры в Республике Беларусь 

    Строительная  отрасль занимает одно из ведущих  мест в экономике страны. Это многопрофильная  и многофункциональная структура. Стратегию развития отрасли определяет Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. Со времени образования в 1994 г. этим органом государственного управления проведена большая работа по разработке и реализации государственной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов. Министерство занимается также вопросами инвестиционной деятельности в строительстве, технического нормирования, стандартизации, лицензирования, нормативно-правового регулирования, обеспечения государственного строительного надзора.

    Основными задачами Минстройархитектуры являются:

    1. разработка и осуществление государственной  политики в области архитектурной,  градостроительной и строительной  деятельности, промышленности строительных материалов и инвестиционной деятельности;

    2. осуществление государственной  политики в области жилищного  строительства;

    3. осуществление единой технической  политики в области инженерно-геологических  и топографо-геодезических изысканий  для строительства;

    4. обеспечение функционирования системы технического нормирования, стандартизации и сертификации в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

    Минстройархитектуры в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие функции:

    1. проводит в пределах своей  компетенции единую экономическую  политику в строительном комплексе  республики с целью создания  благоприятных условий для осуществления  рыночных реформ, расширения экспортных  возможностей организаций отрасли;

    2. формирует систему органов управления  архитектурной, градостроительной  и строительной деятельностью;

    3. взаимодействует в пределах своей  компетенции с местными исполнительными  и распорядительными органами  в решении экономических, социальных  и других вопросов;

    4. разрабатывает технические нормативные  правовые акты в области архитектурной,  градостроительной и строительной  деятельности;

    5. реализует в пределах своей  компетенции государственную политику  по реформированию сферы жилищного  строительства, координирует работу республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций;

    6. осуществляет руководство подчиненными  государственными организациями  совместно с их руководителями, обеспечивающее эффективную деятельность этих организаций;

    7. обеспечивает проведение в установленном  порядке государственной экспертизы  градостроительных проектов;

    8. осуществляет лицензирование проектирования и строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведения инженерных изысканий для этих целей;

    9. в установленном порядке принимает решения о консервации основных средств подчиненных государственных организаций и объектов незавершенного строительства в предусмотренных законодательством случаях;

    10. осуществляет государственную политику в инвестиционной деятельности по развитию производственной базы строительства, промышленности строительных материалов, производства изделий и конструкций;

    11. осуществляет в соответствии с законодательством регулирование цен (тарифов) в строительстве, за исключением строительства, осуществляемого за счёт иностранных инвестиций, разрабатывает и вносит на утверждение в установленном порядке индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ в среднем по республике для объектов общеотраслевого назначения и утверждает индексы изменения стоимости строительной продукции по регионам, видам работ, отдельным объектам и элементам затрат, а также по укрупненным группам материалов, изделий и конструкций, статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, утверждает норматив предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения  и т.д. [2]

    Отрасль объединяет более 4 тысяч субъектов  хозяйствования различных форм собственности, в том числе 109 строительных трестов  и объединении, 200 предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, более 40 проектных институтов, около 20 научно-исследовательских и конструкторско-технологических организаций. Численность работающих только на предприятиях Министерства архитектуры и строительства превышает 180 тыс. человек, а всего в строительном комплексе трудится около 400 тыс. человек. В настоящее время более половины объемов продукции, работ и услуг выполняют предприятия негосударственной формы собственности.

    Строительный  комплекс имеет развитую производственную базу. Заводы отрасли производят более 130 видов строительных материалов и изделий, в т. ч. асбестоцементные изделия, легкие металлоконструкции, кровельные и стеновые материалы, щебень, пористые заполнители, облицовочную керамику, черепицу, полированное оконное стекло, линолеум, столярные изделия, изделия из стекла, хрусталя, фарфора и многое другое. [23]

    Количество  строительных организаций по РБ на конец 2005 года указаны в таблице 1.3. 

    Таблица 1.3

    Количество  строительных организаций по РБ на конец 2005 года [16, с.441] 

Показатель Всего В т.ч. с численностью до 50 человек
Всего 4520 3377
В т.ч. по формам собственности - -
      Государственная 514 106
      Частная 3961 3234
      Иностранная 45 37
 

    Очевидно, что данные последних лет свидетельствуют о преимуществе частной формы собственности  в строительной отрасли по РБ. Предприятий частной формы собственности в анализируемом периоде в 7,7 раз больше, чем государственных строительных предприятий. В частной форме собственности преобладают предприятия с численностью до 50 человек, а в государственной обратная тенденция, т.е. преобладание крупных предприятий с численностью свыше 50 человек. При этом стоит отметить, что анализируемое предприятие является очень крупным, численность персонала только филиала №4 по механизации и автотранспорту более 250 человек, однако предприятие относится к частной форме собственности. Иностранная форма собственности в РБ слабо развита. Структура затрат на производство работ по всем строительным организациям РБ показана в таблице 1.4. 

    Таблица 1.4

    Структура затрат на производство строительных работ по РБ [16, с.443] 

Показатель 2003 2004 2005
Объем подрядных работ, млрд.руб. 4144,6 6031,5 7961,2
Структура затрат на производство подрядных работ, % 100 100 100
            Материальные затраты 57,5 58,6 58,0
            Затраты на оплату труда 22,7 22,6 23,4
            Отчисления на социальные нужды 8,5 8,5 8,8
            Амортизация 3,3 2,6 2,6
            Прочие затраты 8,0 7,7 7,2

    За  последние 3 года объем произведенных  подрядных работ существенно  увеличился, в 1,92 раза по сравнению с 2003 годом. Данная тенденция имеет довольно устойчивый характер. При анализе структуры затрат строительных организаций можно отметить, что наибольшую долю в общем их объеме составляют материальные затраты и затраты на оплату труда (около 80%). Четкой тенденции изменения удельного веса материальных затрат не прослеживается, динамика как положительная, так и отрицательная; а удельный вес затрат на оплату труда в течение всего периода сокращается. Несущественное возрастание по сравнению с 2003 годом наблюдается в отчислениях на социальные нужды, рост составил в 2005 году 0,3. По статьям затраты на амортизацию  и прочие затраты наблюдается явная тенденция на снижение.

2 глава.doc

— 428.50 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 3.doc

— 309.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятии