Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа
В условиях рынка Беларуси основное положение зачастую занимают покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу (услугу), и только потом расплатиться за них. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики все чаще используют предоставление коммерческого кредита в виде отсрочки платежей и т.д.
•
На третьей стадии анализа определяется
средний период инкассации текущей
дебиторской задолженности за товары,
работы и услуги. Расчет этого показателя
производится по формуле (1.3).
,
где ПИдз - средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги (в днях);
- средняя сумма текущей
- средняя сумма чистой
Оо - сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
• На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее „возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
•
На пятой стадии анализа определяют
сумму эффекта, полученного от инвестирования
средств в дебиторскую задолженность.
Расчет этого эффекта осуществляется
формуле (1.4).
Эдз
= Пдз -ТЗдз-ФПдз,
где Эдз - сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз - дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз - текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателям.
Наряду
с абсолютной суммой эффекта в
процессе этого анализа может
быть определен и относительный
показатель — коэффициент эффективности
инвестирования средств в текущую дебиторскую
задолженность, который рассчитывается
по формуле (1.5).
,
где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
- средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.
2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в странах с развитой рыночной экономикой.
Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит. [4, с.111-117]
Учитывая степень риска, финансовое состояние предприятия, а также цели его функционирования, различают три вида стратегии построения кредитной политики предприятия: консервативную, активную и умеренную.
При консервативной стратегии продавец (производитель) пытается практически исключить риск неплатежеспособности клиентов, что возможно при полном отказе от продажи в кредит. Дополнительно предусматривается материальное обеспечение кредита (например вексель, оплату которого гарантирует банк или страховая компания). Противоположностью консервативной является активная стратегия, которая расширяет возможности кредитования покупателей даже при неплатежеспособности. Она способствует увеличению круга дополнительных клиентов, реализации продукции, однако требует наличия значительных источников финансирования дебиторской задолженности для покрытия возрастающих финансовых затрат. В таких случаях неплатежеспособность одного покупателя может повлечь за собой ухудшение финансового состояния многих партнеров и привести к банкротству (эффект домино). В связи с этим многие предприятия выбирают умеренную стратегию, которая характеризуется гибкостью в предоставлении коммерческих кредитов. В зависимости от степени риска, финансового состояния предприятия, перспектив его развития дифференцируются объем, сроки и условия выдачи кредита предоставляется возможность отсрочки погашения задолженности постоянному клиенту, который переживает временные финансовые трудности, разумеется, при существовании шансов на их преодоление. [14, с. 10]
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы: современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций; общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка; потенциальная способность предприятия наращивать объем; правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности; финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность; финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия.
3 Определение возможной суммы оборотного капитала, направленного в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.
4.
Формирование системы
• срок предоставления кредита (кредитный период);
• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
• система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому.
По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
• объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществлений;
• репутация покупателя в деловом мире;
• платежеспособность покупателя;
• результативность хозяйственной деятельности покупателя;
•
состояние конъюнктуры
• объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:
• дееспособность покупателя;
• уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;
• состав личного имущества покупателя, которое может составлять
обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.
6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности.
7. Обеспечение использования на предприятии современных форм финансирования текущей дебиторской задолженности. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг.
8.
Построение эффективных систем
контроля за движением и
Критерием
оптимальности разработанной и
осуществляемой кредитной политики
любого типа и по любым формам предоставляемого
кредита, а соответственно и среднего
размера текущей дебиторском задолженности
по расчетам с покупателями за реализуемую
им продукцию, выступает условие (1.6).
,
(1.6)
где
ДЗо - оптимальный размер текущей
дебиторской задолженности
ОПдр - дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;
ОЗдз - дополнительные операционные затраты предприятия по обслуживанию текущей дебиторской задолженности;
ПКдз
- размер потерь капитала, инвестированного
в текущую дебиторскую
[4,
с.119-125]
Проблема
ликвидности дебиторской
Планирование
– это предварительные
При совершенствовании управления дебиторской задолженностью необходимо охватить все этапы данного управления, начиная с анализа и заканчивая контролем за своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности.
Анализ
дебиторской задолженности
1.
Предварительная оценка
2.
Определение объема
3.
Определение срока оплаты
4. Взвешенное «старение» счетов дебиторов;
5. Оценка реального состояния дебиторской задолженности.
В процессе предварительной оценки финансового состояния фирмы традиционно используются такие методы, как экспресс-анализ и модель вероятности банкротства Э. Альтмана.
В процессе формирования принципов кредитной политики необходимо решить стратегический вопрос: каким образом руководству фирмы следует достигать компромисса между риском и ликвидностью своего бизнеса, учитывая влияние на этот выбор периода предоставления кредита, скидок, стандартов кредитоспособности и политики инкассации?
Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах сравнительно невелика (менее 40 %), а период их оборачиваемости небольшой – 52 дня. В связи с этим многие предприятия выбирают умеренную стратегию, которая характеризуется гибкостью в предоставлении коммерческих кредитов. Доля оборотных активов в общих активах – 45 %, продолжительность оборота оборотных средств – 72 дня. Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, в результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах – более 50 % продолжительность оборота оборотных средств – 95 дней.
Информация о работе Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятии